ПОИСК
Происшествия

«Газ шел из квартиры, где осталась моя четырехлетняя дочь… Глазки Полинки были полуоткрыты, но тельце уже застыло…»

6:30 4 апреля 2012
четырехлетняя девочка
Лариса КРУПИНА, «ФАКТЫ» (Кривой Рог — Киев)
В Кривом Роге начался суд над директором строительной фирмы, чьи рабочие, ремонтируя квартиру, самовольно врезались в чужой дымовой канал и засыпали его мусором. В результате от отравления угарным газом погибло три человека и еще трое попали в больницу

 — Моей маме было сорок пять лет, — рассказывает Юлия Кострик. — Она работала в детском саду воспитателем, а моя дочка Полинушка (на фото) посещала тот же детсад, только другую группу. В тот день они с Полиной сходили на елку во Дворец культуры, а вечером мама позвонила мне и говорит: «Пусть Полинка у меня останется ночевать. Мы нажарили рыбки, покушаем и ляжем отдыхать». С мамой был ее друг дядя Толя, с которым она связывала надежды на будущее. Он работал водителем. Повстречав через много лет после развода с папой свою любовь, мама просто светилась от счастья… Вечером, ложась спать, я абсолютно не чувствовала никакой тревоги. Наоборот, радость: впереди ведь был Новый год.

«Новогодний подарок — самокат, обруч и духи — мы опустили дочке в могилу»

 — На следующее утро, 25 декабря 2011 года, в десять утра позвонил сосед из маминого дома и сообщил, что у него в ванной воняет газом, — продолжает моя собеседница. — Даже не разбудив мужа, я побежала к маме. Ее дом находится в семи минутах ходьбы от нашего. У меня были ключи от общей входной двери, а от маминой — нет. Я стала стучать. Никто не открывал. В это время подбежал сосед с ломиком, выломал дверь, и я ринулась в квартиру.

В спальне я увидела лежащего на полу возле кроватки дочери дядю Толю. Может, он пытался спасти ребенка? Мельком успела заметить, что глаза у Полинки полуоткрыты, личико спокойное. Но, выхватив дочку из кроватки, почувствовала: тельце у нее застывшее и тяжелое…

Вбежавшая соседка стала кричать: «Вызовите скорую!» Я в шоке ответила: «Не надо. Полинка уже холодная и твердая…» Люди говорят, что я кричала так, что слышал весь район. Позвонила мужу: «Сережа, беги срочно сюда!» Это был ужас. Кричали все. Мамин друг дядя Толя был мертв. Мама тоже. Как рассказывал брат мамы, еще в половине двенадцатого ночи она общалась с ним в социальных сетях. А потом он написал ей письмо, а она не ответила.

РЕКЛАМА

Маму нашли в ванной. Очевидно, когда ей стало плохо, она зашла в ванную, села на унитаз и так и осталась на нем сидеть, опершись рукой на стиральную машинку и откинув голову. Возле нее валялся мобильный телефон с наушниками.

*Последнее время бабушка Поли, 45-летняя Валентина, была очень счастлива: за две недели до трагедии она познакомила дочь со своим избранником

РЕКЛАМА

При отравлении угарным газом у людей начинается удушье, головокружение. Если человека не спасут посторонние или он сам не откроет окно, он теряет сознание и погибает, так и не успев понять, что происходит, и не сумев что-то предпринять…

— В то утро мы с мужем почувствовали себя очень плохо, но решили, что отравились йогуртом, — рассказывает хозяйка квартиры № 49 Оксана (имя изменено. — Авт.), которая жила этажом выше Юлиной мамы. — Когда стало так дурно, что даже встать с постели не могли, я нажала кнопку вызова свекрови и прошептала супругу: «Я уже не могу говорить. Скажи, что мы умираем, пусть вызывает «скорую»…» Вытащили нас спасатели. Они вырезали дверь и передали нас врачам. Очнулась я уже в реанимации…

РЕКЛАМА

Три человека погибли, двое были спасены, еще одна девушка, надышавшаяся угарным газом, обратилась за помощью в больницу. Картину происшедшего прояснил все тот же сосед. Он рассказал, что ночью услышал резкий запах газа и проветривал квартиру до утра. Даже сбегал к бабушке Полинки Валентине и постучал к ним в дверь. Не услышав ответа, мужчина вернулся назад, почему-то не догадавшись вызвать аварийную службу газа. Позвонил он Юле лишь на следующий день, в десять утра. Когда в дом приехали врачи, спасатели, милиция и аварийные службы, сосед даже похвастался: «Скажите спасибо, что я проветривал всю ночь и дом не взорвался!» «Лучше бы ты аварийку вызвал!» — в сердцах сказал кто-то.

 — Накануне Нового года мы уточнили у дочки, какой подарок она хочет, — продолжает Юлия. — У Полинки были и велосипед, и мотороллер, но она давно просила самокат, и мы пообещали ей его купить. «А что ты еще хочешь, Полинушка? — спросили. — Нарисуй». И дочка нарисовала гимнастический обруч (она занималась гимнастикой в спортивной школе) и детские духи. Мы купили все подарки, которые Полинка заказывала. И положили ей в могилу…

«Услышав, что из пробитого отверстия воняет газом, рабочая… просто заткнула его тряпкой»

 — Ждали, конечно, помощи от властей, — говорит Юлия. — Ведь когда в 2007 году на улице Тухачевского взорвался жилой дом и погибли три человека, в том числе и бабушка с внуком, городские власти выделили помощь на погребение, с родными пострадавших работали психологи. Нам же исполком помощи не оказал. Скорее всего, из-за предстоявшего новогоднего праздника (а мы хоронили родных 28 декабря) никому не хотелось отвлекаться на грустные события. Спасибо, что «Приватбанк», где я работаю, выделил нам автобус.

После случившегося я практически перестала спать ночами. Съездила в одесский монастырь к знаменитому старцу Ионе, просила его помочь справиться с горем. Он прочитал молитву. Сказал просить силы у Бога.

Вернувшись домой, впервые за все время смогла переступить порог маминой квартиры. И обнаружила, что везде на игрушках и в книжках-»разукрашках» Полина ставила цифру 25. Даже на сдутом шарике, валявшемся на шкафу, было нарисовано это число. Роковое для нашей семьи. Мамина бабушка умерла 25 марта. А через девять месяцев, 25 декабря, не стало мамы и Полинки. И мы с мужем потеряли единственную дочь, когда нам обоим было по 25 лет.

 — Что же случилось в ту ночь? Откуда в квартире взялся газ?

 — Этажом выше, в 49-й квартире, жили супруги, которые затеяли ремонт в кухне. Они официально наняли людей из строительной фирмы. Хозяйка решила установить еще и кухонную вытяжку, и рабочие врезали трубу вытяжки… в дымовой канал нашей, 45-й, квартиры. При этом строительный мусор от бурения отверстия провалился внутрь нашего канала. Рабочие побежали вниз и стали стучаться в квартиру моей мамы, чтобы узнать, ничего ли к ней не упало в дымовую трубу. Но, не застав никого дома, ушли и больше не приходили.

 — Неужели они не понимали, что, если засыпать чужой дымовой канал мусором, угарному газу некуда будет идти и могут пострадать люди?

 — Думаю, понадеялись на авось. Мама спокойно продолжала пользоваться колонкой. А поскольку она дома бывала не все время (тоже делала ремонт), ночевать уходила к нам и часто проветривала кухню, скопления угарного газа она не замечала. Правда, одна из рабочих, которая клеила обои в кухне 49-й квартиры, почувствовала, что из пробитого под вытяжку отверстия тянет газом. Но вместо того, чтобы забить тревогу, она просто-напросто… заткнула дырку тряпкой.

Месяца два мама, по сути, жила на пороховой бочке. И вот наступил момент, когда мусор, очевидно, внутри сдвинулся, дымовой канал перекрылся наглухо, и продукты сгорания пошли в нашу квартиру.

Смерть мамы, ее друга и моей дочки наступила 25 декабря в три-четыре часа ночи. Газ прошел и в 49-ю квартиру, из которой пробили нам дырку. Но тем людям повезло — там загазованность была меньше, им стало плохо только под утро, и спасатели успели их вытащить.

 — Вы пытались как-то объясниться с Юлией? Наверное, с осознанием, что ваши соседи погибли, жить не так уж легко? — спросила я у хозяйки 49-й квартиры Оксаны.

 — Во-первых, там никого нет. И мы тоже не жили у себя, потому что квартира была загазована. А можно вам вопрос задать? Почему я должна объясняться? Я не понимаю… Да, по новым законам дырку под вытяжку надо было согласовывать с БТИ и другими службами. Как оказалось, у наших рабочих разрешения на проведение таких работ не было. (Фирма не имела лицензию на строительные работы вообще. — Авт.) Но если они сами не знали этих нюансов, то я тем более!

«Я себя виновной не чувствую»

 — Мне жалко и ту женщину, хотя я ее не очень хорошо знала, и ребенка тоже! — продолжает Оксана. — Очень жалко, конечно! Но я не считаю себя виновной, потому что два месяца прошло после этой дырки. И, если даже допустить, что от вибраций во время пробивания отверстия осыпалась вся сажа в дымоходе, то разве мы виноваты, что жэк не чистил трубы годами? Тем более что моя версия происшедшего такая: соседи покупались в ванной, выключили воду (а этого делать нельзя, когда колонка горит) и пошли себе спать. А колонка продолжала гореть, потом расплавилась — вот они и отравились газом.

 — Если бы колонка горела или расплавилась, был бы пожар или взрыв, и случившееся списали бы на несчастный случай, — говорит Юлия. — Поначалу такие попытки были. Когда мы с нашим адвокатом Олегом Ткаченко впервые пришли в прокуратуру, нам сказали, что мы зря его наняли. Дескать, столько смертей, и так понятно, что будет уголовное дело. Правда, удивились: «А что вы хотите взять с директора строительной фирмы? Он уже три ночи не спит. Весь бледный…» И вскоре… отказали в возбуждении уголовного дела «за отсутствием состава преступления».

Только после нашего обращения в областную прокуратуру против хозяина строительной фирмы возбудили уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасного использования промышленной продукции или безопасной эксплуатации зданий и сооружений».

 — Наша фирма сделала ремонт в квартире, — объясняет в беседе с корреспондентом «ФАКТОВ» директор строительной фирмы Андрей Кутиков (фамилия изменена. — Авт.). — А через два месяца мне звонят: «Вы такой-то?» «Да», — отвечаю. «Готовьтесь, у вас три трупа!» Представьте мое состояние… Потом, правда, экспертиза дала заключение, что в квартире погибших гофра в вытяжке не соответствовала стандартам, газовая колонка была неисправна — не срабатывал клапан, была забита вентиляционная решетка. Поэтому мотивировать случившееся тем, что мы врезались в дымовой канал и забили его мусором, не совсем корректно.

Единственное, я признал, что мы произвели ремонтные работы по встраиванию вытяжки без согласования с соответствующими службами. Да, какие-то осколки попали в дымоход. Но не факт, что именно наш мусор забил канал и сыграл роковую роль! А не мусор жэка — сажа, которая не чистилась годами, как говорят жильцы.

 — Сейчас можно искать какие угодно аргументы и побочные причины трагедии, — говорит Сергей Кострик, отец погибшей Полинки. — Но ясно одно: если бы их строительный мусор не забил воздуховод, наши близкие были бы живы! Хотя мы считаем неправильным, что всю вину возложили лишь на директора фирмы. В конце февраля мы отправили ходатайство, попросив привлечь к уголовной ответственности также хозяйку 49-й квартиры, рабочего, сделавшего злополучное отверстие в стене, и двоих работников жэка Ь 35, которые за четверть века не заметили, что в квартире погибших… отсутствовал смотровой люк дымового канала — такое окошечко, которое позволяет прощупать рукой, не забит ли дымоход, контролировать ситуацию в целом. Это был изначальный брак еще при строительстве дома.

 — Я заметила, что самые страшные трагедии случаются в результате «общих усилий», какой-то коллективной халатности, — сетует Юля. — Очень многие потом говорили: «Мы не хотели», «Мы не знали», «Мы не думали, что все так закончится». Казалось бы, все вокруг действовали без злого умысла. А мамы и дочки нет. 21-го марта, в день, когда начался суд, Полинке исполнилось бы пять лет…

Фото из семейного альбома

2094

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров