Как сообщали «ФАКТЫ», дикий случай произошел в селе Новычи Хмельницкой области. Чтобы остановить драку, которая вспыхнула на футбольном поле из-за пробитого мяча, 13-летний мальчик не придумал ничего лучшего, как облить бензином своего друга и поджечь его. Четырнадцатилетнего Вадима спасли другие мальчишки, оказавшиеся рядом. Если бы не их умелые действия, юный футболист мог бы сгореть заживо.
«У Вадика были синтетические штаны, поэтому они мгновенно вспыхнули»
— Сережа и Вадим — лучшие друзья. Они с раннего детства все время вместе,- говорит Нина Щербатюк, директор школы, где учатся мальчики. — Они и живут недалеко друг от друга. Поэтому все мы были шокированы тем, что произошло.
Мальчишки готовились к футбольным соревнованиям. Весной на поле по сухой траве бегать тяжело — мяч плохо отскакивает. Предполагалось, что в село Новычи приедут поиграть в футбол мальчишки из соседних сел. Тринадцатилетний Сережа часто видел, как взрослые жгли на полях траву, и решил сам, без посторонней помощи и указки взрослых, помочь своим товарищам подготовить поле к соревнованиям.
*Здесь, на футбольном поле села Новычи, едва не сгорел 14-летний мальчик. Подростка в тяжелом состоянии доставили в Хмельницкий областной ожоговый центр. Его мама постоянно находится рядом и пока ограждает сына от общения с прессой
— Сергей взял пластиковую бутылку и налил туда бензин из канистры, которая стояла в сарае у его тетки Любы, — рассказывает начальник пресс-службы Хмельницкой областной милиции Инна Глега. — Он позвал своего одноклассника, и оба с утра отправились на футбольное поле поджигать траву. Горящий сухостой заметил живущий по соседству мужчина. Он выбежал на улицу и давай ругаться: «Что вы делаете, ведь так можно и пожар устроить!» Как раз по новостям передавали, как в одном из украинских сел, после того как крестьяне на огороде начали жечь траву, сгорела хата. Мужчина отобрал у ребят бензин и велел им отправляться домой. Возможно, большинство мальчишек именно так и поступили бы. Но Сергей решил закончить начатое.
Мальчик вернулся домой, взял другую, на этот раз стеклянную, бутылку и решил слить в нее топливо из мопеда. Еще немного покрутился во дворе, а когда увидел, что ребята из его школы собираются на футбольное поле, сел на велосипед и поехал туда же. Видимо, Сереже очень хотелось похвастаться тем, что он самостоятельно, как взрослый, решил привести в порядок сельский стадион.
По дороге Сережа встретил своего лучшего друга Вадима и предложил подвезти его на велосипеде. Так закадычные друзья и приехали на поле.
— Когда мальчишки начали делиться на две команды, Сергей сказал, что сегодня играть не будет, — рассказывает 13-летний Дима. — Говорит: «У меня есть другие важные дела» — и показал бутылку с бензином. Мы как-то не отреагировали на то, что Сережа несколько раз повторил: «Сейчас траву буду поджигать, а то мешает играть в футбол». Ну поджигаешь и поджигай. Нас и без него было поровну.
Минут через пятнадцать после начала игры лопнул футбольный мяч. Мальчишки вспоминают, что это случилось после того, как Вадим слишком сильно ударил по нему ногой.
— Конечно, мяч мог лопнуть и по другим причинам, но один из ребят, Миша, начал кричать на Вадима, что тот специально так сделал, — говорит Дима. — Завязалась драка. Дрались только Мишка и Вадим. Остальные стояли рядом и наблюдали, чем все закончится. И тут прибежал Сергей с бутылкой бензина. Кто-то из мальчишек в шутку сказал Сереже: «Плесни на них бензином, пусть успокоятся». И тот, недолго думая, так и сделал. Плеснул бензин прямо на Вадима — сначала на спину, а потом и на переднюю часть штанов, когда тот повернулся к Сережке лицом.
Драка действительно прекратилась. Вадим посмотрел на друга, осуждающе покрутил пальцем у виска, затем снял футболку и начал вытирать бензин. Кто-то сбегал за новым мячом, и игра продолжилась. Но вскоре на поле возник еще один конфликт — и снова между Мишей и Вадимом.
— Они опять начали драться, — вспоминает Дима. — Неожиданно Сергей подбежал к старшему мальчику, который курил неподалеку, выхватил у него из руки зажигалку и, подбежав к дерущимся, поджег Вадиму спортивные штаны. Такого никто не ожидал! Вадик закричал и упал на землю. Потом взрослые нам сказали, что штаны у него были синтетические, поэтому они моментально вспыхнули. Вся нижняя часть тела Вадима за секунду воспламенилась. От огня на футбольном поле загорелась трава.
— Мальчишки не растерялись, — рассказывает пресс-офицер Инна Глега. — Благодаря их действиям Вадим и остался жив. Ребята начали своими куртками сбивать с мальчика пламя. Если бы побежали за водой к колодцу, потеряли бы много времени. А так они сбили пламя, потом своей одеждой закрыли огню доступ к кислороду, не позволив ему разгореться с новой силой, и начали стягивать со своего товарища тлевшую одежду.
— А как повел себя в этой ситуации Сергей? — спрашиваю у Димы.
— Сережка убежал! Он просто испугался. Я сначала хотел его догнать, но он сел на велосипед и уехал домой. Тогда я позвонил своей бабушке, попросил, чтобы она срочно вызвала «скорую»: «У нас тут мальчик загорелся!» Бабушка ничего не поняла, но «скорую» вызвала. А я побежал на трассу встречать врачей, чтобы они долго нас не искали.
Скорая помощь из райцентра приехала быстро. Вадим был в тяжелом состоянии. Он не терял сознания, но вся нижняя часть его тела обгорела, и он тихо стонал от боли. Мальчишки помогли погрузить своего товарища в машину.
Перепуганного Сергея местный участковый нашел дома у тети, с которой он жил. Мальчик сидел в углу и плакал. На все вопросы отвечал только одно: «Я не хотел его поджигать. Я просто пошутил! Я думал, что бензин уже выветрился».
На допросе мальчик тоже постоянно плакал и просил прощения у Вадима и у его родителей. После заявления, которое родители обгоревшего мальчика написали в милицию, было возбуждено уголовное дело по статье «Попытка умышленного убийства», предусматривающей от 7 до 15 лет лишения свободы. Но Сергею еще не исполнилось 14 лет — это возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Теперь суд будет принимать решение о том, как наказать юного поджигателя.
«Если Сергея посадят в тюрьму, нам лучше не станет, да и он не поумнеет»
— Сережа хороший мальчик, учится неплохо, — защищает своего ученика директор школы Нина Щербатюк. — Однажды за девочку из своего класса заступился, не побоялся старшего мальчишки. Возраст такой у него, понимаете? Он же в два года остался без матери. Отец, чтобы прокормить семью, постоянно находится на заработках в России. Сережу воспитывают в основном его тетя Люба и бабушка. Когда папа Сергея узнал, что случилось, он тут же на самолете вернулся домой. Зарплату еще не получил, но другие заробитчане скинулись, кто сколько смог, чтобы он слетал к сыну.
— И все-таки реакцию Сергея на драку адекватной не назовешь…
— Сережа сильно поддается влиянию. Мальчики рассказывают, что кто-то во время драки все время подстрекал парня, чтобы он вылил бензин на дерущихся и поджег их. Поверьте, сам Сергей до такого не додумался бы. Да и с Вадимом они все-таки лучшие друзья! Скорее всего, Сережа решил, что бензин уже выветрился и одежда на Вадике не загорится.
Нина Александровна рассказала «ФАКТАМ», что жители села начали сдавать деньги на лечение Вадика в Хмельницком областном ожоговом центре.
— Деньги несут родителям Вадима или передают через кого-то, — говорит директор школы. — Даже из соседних сел люди подключились. У нас небольшое село. В школе всего 50 учеников. Все друг друга знают. В беде никогда никого не оставим. Уже был такой случай, когда во время операции у ученика четвертого класса нашей школы лопнул аппендицит и ребенок попал в реанимацию. Его тогда тоже спасали всем миром.
ЧП произошло во время весенних каникул. В первый день занятий Сергей не пришел в школу. Но позже мальчик все же вернулся к урокам. По словам учителей, ведет себя тихо, почти ни с кем не общается, старательно учит уроки. По всему видно: понимает, что натворил. Правда, в Хмельницкий ожоговый центр проведать своего друга так и не поехал.
*Старший следователь Виталий Марценюк: «Самое суровое наказание, которое грозит поджигателю в таком возрасте, это спецучреждение для детей, совершивших правонарушение»
— Состояние здоровья Вадика мы оцениваем как стабильно тяжелое, — говорит лечащий врач Оксана Хуторцова. — Операцию по удалению обгоревшей кожи мы провели в первый же день.
— Вадим в сознании?
— Пациенты ожогового центра всегда находятся в сознании, если только они не наглотались угарного газа. Его сейчас мучают сильные боли, невыносимый зуд под бинтами. Но я удивляюсь, насколько стойко подросток терпит боль. Очень мужественно себя ведет.
— Он получил серьезные ожоги?
— Почти четверть поверхности тела — 24 процента. Вадим сейчас не встает. У него перевязаны ноги. Любое движение может вызвать сильную боль. Рядом с ним постоянно находится мама.
— Но вы сами справляетесь? Нет необходимости перевозить ребенка, скажем, в Донецкий ожоговый центр?
— Справимся, конечно. Недавно у нас был случай, когда мужчина облил жену бензином и поджег. У пострадавшей были ожоги почти 50 процентов поверхности тела. Мы ту женщину поставили на ноги. И Вадима поставим. Если все пойдет хорошо, возможно, через пару недель выпишем мальчика на стационарное лечение.
— Рубцы на месте ожогов останутся?
— У него ожоги II-III степени, а в таких случаях рубцы на теле чаще всего остаются. Кое-где мы пересадим ему кожу.
— Заканчивается учебный год. К Вадиму приходят учителя?
— Недавно приезжала директор школы. Но Вадиму сейчас не до уроков. Он должен поправляться.
— Оксана Анатольевна, мама Вадима, не хочет общаться с прессой. Она рассказывала что-либо об инциденте с ее сыном или о том, что против Сергея возбуждено уголовное дело по статье «Покушение на умышленное убийство»?
— Я слышала, как мама Вадима сказала: «Если Сергея посадят в тюрьму, нам лучше не станет, да и он не поумнеет».
Между тем уже состоялся суд, который должен был избрать меру пресечения для Сергея.
— Судья отказалась отправить мальчика в приемник-распределитель на время досудебного следствия, — говорит старший следователь Виталий Марценюк. — 13-летнего ребенка нельзя помещать на время следствия в следственный изолятор или в изолятор временного содержания. Поэтому иногда малолетних подозреваемых помещают в приемник-распределитель. Ближайший от нас находится в Виннице. Прокуратура уже опротестовала решение суда. Но мальчик пока ходит на уроки.
— Можно ли сделать прогноз, каким будет наказание для Сергея?
— Самое суровое наказание, которое ему светит в таком возрасте, это спецучреждение для детей, совершивших правонарушение. Но все точки над «i» должен расставить суд. Давайте не будем пока забегать вперед.
Фото предоставлено ЦОС УМВД Украины в Хмельницкой области
1324Читайте нас в Facebook