Эдуард Ханок: «Поскольку в свое время я был очень богатым человеком, то понял, что деньги решают многое, но не все»
— Как вы сами бы представились нашим читателям?
— Народный артист Республики Беларусь. Композитор. Автор популярных советских песен «Малиновка», «Я у бабушки живу», «То ли еще будет», «Завируха», «А я лягу-прилягу», «Здравствуй, чужая милая», «Ты возьми меня с собой», «Потолок ледяной, дверь скрипучая»… А начинал-то я, кстати, на Украине. У меня была очень популярная песня «Бiля млину калина, бiля ставу верба» — ее исполнял ансамбль «Самоцветы».
Сегодня занимаюсь наукой. Я открыл закон «творческой волны» и «творческий рентген», показывающий состояние потенциала личности в данный момент. Уверен, что эти открытия для человечества не менее важны, чем сделанные Ньютоном, Циолковским, Эйнштейном.
— Ваш любимый цвет, запах, продукт, напиток?
— Цвет нравится небесно-голубой, он успокаивает. Любимый запах — леса, когда идешь по нему, а вокруг земляника поспевает. Из еды люблю отварную индейку. Из напитков предпочитаю зеленый чай с лимоном или с молоком. Без сахара!
— Чем для вас пахнет детство?
— Чесночной колбасой. Помню до сих пор и запах ее, и привкус. И сейчас иногда покупаю подобную.
— Счастье — это… что? Вы счастливый человек?
— Когда ты нашел свое призвание, это и есть счастье. Я счастливый человек, потому что занимаюсь тем, что мне нравится. Нахожусь в гармонии с самим собой, меня ничто не раздражает, от работы получаю огромное удовольствие. А писать песни, как оказалось, — не мое. В период, когда этим занимался, я чувствовал себя очень неуютно. Сейчас — совсем другое дело. Уверен, что со временем «творческий рентген», который я открыл миру, станет не менее важным, чем рентген медицинский. Я уже произвел «творческий рентген» Пушкина, Гоголя, Чехова, Булгакова, Чайковского, Сталина, Ельцина… Работаю над волнограммами, в которых видны все взлеты и падения ныне живущих личностей.
— В чем вам видится смысл жизни?
— В нахождении своего призвания.
— Что такое любовь?
— Это счастье от общения с человеком, с которым тебе всегда интересно. У меня жена всю жизнь одна. Это мой человек, моя вторая половинка. Я однолюб, и в этом мое счастье.
— Вы хорошо помните самый счастливый день в своей жизни? А самый непростой?
— Самый счастливый день — знакомство с моей будущей женой в городе Бресте. Я был на каких-то крестинах, сел за пианино, начал веселить публику. И вот как тогда встретились глазами, так понеслось… А непростых дней было много.
— Чего вы ни за что не сможете простить другим людям?
— Сейчас, когда уже нашел себя, всех прощаю. Понимаете, прощаешь тогда, когда тебе хорошо. Злоба появляется чаще всего от собственного несовершенства. Если мы что-то не смогли сделать, что-то у нас не клеится, тогда начинаем винить других. Когда-то меня многое ранило, было даже желание отомстить моим недоброжелателям, а сейчас я считаю, что жизнь сама разберется.
— Что-то может довести вас до слез?
— Нет, это абсолютно нереально. Я прагматик — может быть, от рождения, может, от воспитания.
— Какими качествами нужно обладать, чтобы добиться успеха?
— Нужно быть бойцом и реалистом.
— Есть у вас личная формула успеха?
— Талант плюс труд от зари до зари.
— Какую роль в вашей жизни играют деньги?
— Поскольку в свое время я был очень богатым человеком, то понял, что деньги решают многое, но не все. Сами они не приносят никакой радости, если ты занимаешься не своим делом, если у тебя нет цели. Точнее, деньги могут радовать только на определенном этапе. В советское время, когда по всей стране звучали моя «Малиновка» и другие песни, я получал авторские сначала 500 рублей, затем тысячу, полторы, пять тысяч, десять тысяч в месяц. И это при средней зарплате в стране около 100 рублей! А потом наступил критический момент, когда я стал брюзжать. Мне пришло 15 тысяч рублей, а я хотел 25 тысяч. Появлялось неудовольствие. Так что деньги — игра…
— Что для вас означает быть свободным?
— С утра до вечера находиться в режиме, который установил сам для себя. Например, сегодня ехал в поезде, проснулся и в тамбуре делал зарядку. И не было еще ни одного случая в моей жизни, чтобы, находясь в пути, я отменил это правило. Вроде бы я свободный, правильно? Кто меня контролирует? Но если не сделаю зарядку, буду целый день мучиться. Если холодной водой не обольюсь, мне будет неприятно — считайте, день пропал!
Но я свободный? Свободный! Приехал в гостиницу, могу просто лечь спать, но практически сразу приступаю к работе. Кто меня заставляет? Никто! Я свободный? Свободный! Поэтому для меня свобода — это добровольная закрепощенность, которая и приносит самое большое удовлетворение. Собственный режим — высшая свобода!
— Испытываете ли вы страх перед смертью?
— Абсолютно нет. И я вам скажу даже, почему. Загробная жизнь — это совсем не то, о чем говорят. Жизнь после смерти — это когда улица, площадь, театр названы твоим именем. Человек ушел, а его дело живет. Я не испытываю страх перед смертью, так как не сомневаюсь в том, что мое имя станет в ряду великих ученых. Но, конечно, хочется еще многое успеть сделать на этом свете.
— Что вы станете делать, узнав о том, что вам осталось прожить ровно семь дней?
— Постараюсь завершить работу, которую начал.
— Вы никогда не задумывались над тем, есть ли жизнь после смерти?
— Думаю, жизни после смерти нет, потому что человека рождает энергия солнца. И когда человек умирает, она освобождается, рождая новую жизнь. Поэтому иногда людям кажется, что они когда-то уже жили.
— Что вы вкладываете в понятие добра и зла?
— Добро и зло — это два неотъемлемых фактора человеческой жизни. В этом мире все очень относительно. Например, вы кому-то сделали добро. Но, возможно, этим самым кому-то причинили зло.
— Вас часто предавали?
— Палки в колеса ставили часто — это да. Представьте, например, фестиваль «Славянский базар», а меня туда не пускают! Но я всеми правдами и неправдами все равно пробился. Потом написал статью, где своим недоброжелателям объяснил: «Вы неправильно со мной поступаете. Чтобы меня уничтожить, нужно хвалить меня с утра до вечера — я сам развалюсь. А поскольку я боец, трудности меня заводят! Если меня куда-то не пускают, я через дверь, через окно — все равно влезу».
— Что вам помогало преодолеть периоды полного отчаяния?
— Только работа — с утра до вечера!
— Существует ли Бог?
— Думаю, этого никто не знает. Но если вера помогает человеку жить, если он ею спасается, то на здоровье.
— Случались ли в вашей жизни чудеса?
— Чудеса не для меня — я прагматик.
— Сколько времени вы могли бы прожить на необитаемом острове и что взяли бы с собой?
— Взял бы свою работу и компьютерщика, который помогает мне ее делать. А поскольку работы у меня много (она расписана у меня до конца жизни), то мог бы оставаться на необитаемом острове очень долго.
— В какую эпоху вам хотелось бы жить и с кем из представителей этой эпохи пообщаться?
— Я живу вне эпох своей внутренней жизнью. Поэтому мне все равно — при Петре I жить или еще при ком-то. Правда, при некоторых режимах меня бы сгноили или сожгли на костре. Поэтому в такие эпохи родиться не хотелось бы. Сейчас этого, к счастью, нет, и моя жизнь меня вполне устраивает.
— Как вы считаете, красота действительно может спасти мир?
— Конечно, нет. Это очень смешная формула. Красивая фраза — не больше. Иллюзия! А что спасет мир, трудно сказать. Мы живем — и это хорошо.
1105Читайте нас в Facebook