«Раздался хлопок, и моя рука повисла в рукаве рубашки отдельно от меня. Все произошло в какие-то доли секунды »
Вчера, 3 мая, под председательством Президента Виктора Януковича состоялось заседание координационного штаба, созданного по поручению главы государства для расследования произошедших 27 апреля взрывов в Днепропетровске. В составе штаба — руководство МВД, СБУ и Генеральной прокуратуры, а также лучшие следователи и эксперты центрального аппарата. Накануне заседания глава МВД Виталий Захарченко заявил журналистам, что основная версия произошедшего еще не определена. «Сейчас количество версий сужается. Но чтобы выделить основную — я еще не могу так сказать», — проинформировал министр.
27 апреля, когда в Днепропетровске прозвучали взрывы, правоохранители сообщали, что есть шесть версий случившегося. Но первый замглавы СБУ Владимир Рокитский заметил тогда, что расследование данного преступления требует тишины, поэтому детали не разглашаются. Правоохранители обнародовали фотороботы лиц, предположительно причастных к случившемуся.
Известно также, что дело об апрельских терактах в Днепропетровске объединили с расследованием произошедшего осенью прошлого года взрыва в этом городе. В ночь на 16 ноября между Центральным универмагом и торговым центром «Европа» остановился автомобиль «Порше-Кайен», пассажир которого — финансовый директор одной из строительных компаний — вышел купить воды в ночном киоске на трамвайной остановке. Выпив воду, 27-летний мужчина бросил бутылочку в урну — и тут раздался взрыв. В результате человеку буквально оторвало голову, он погиб на месте. В ходе расследования того преступления, квалифицированного как теракт, было установлено, что погибший оказался возле злополучной урны совершенно случайно, на его месте мог быть кто угодно…
Тяжелые осколки урны разбили стекла и буквально изрешетили трамвайный вагон и стоящие рядом машины
Спустя менее полугода, 27 апреля, в Днепропетровске взорвали сразу четыре урны. Причем террористы как будто специально выбрали день, когда личный состав областной милиции выехал на плановые учения. Правоохранителям пришлось возвращаться с полдороги…
Первый взрыв потряс проспект Карла Маркса около полудня. Служащие окрестных учреждений (рядом находятся многие банки, фирмы и горисполком) как раз собирались на обеденный перерыв, когда грохнуло на остановке 1-го трамвайного маршрута, расположенной на пересечении с улицей Серова. Видеокамера, установленная на одном из соседних зданий, зафиксировала, как над легким навесом остановки поднялся столб дыма и во все стороны полетели какие-то обломки. Одни люди бежали прочь, другие, наоборот, мчались к остановке. Из этого людского водоворота слышались пронзительные крики.
Когда дым рассеялся, потрясенные очевидцы увидели страшную картину: оба вагона и близлежащие автомобили стояли с выбитыми стеклами и искореженными боками, а из трамвая выбирались окровавленные люди. Тяжело пострадала кондуктор Алла Подопригора, которая в момент взрыва подошла к открытой двери вагона, чтобы продать пассажирам билеты. Обе ноги 58-летней женщины были в крови. С трудом выбравшись наружу, она потеряла сознание.
— Я как раз отрывала билетик, когда тело просто пронзила боль, — вспоминает уже на больничной койке Алла Владимировна. — Схватилась за ноги, а там кровь. Я даже не поняла, что произошло. Только потом узнала, что взорвалась урна и ее куском мне перебило обе ноги.
Урна разлетелась вдребезги, часть ее острых обломков валялись далеко от эпицентра, часть — застряли в металлической обшивке вагонов и автомобилей. Один из пострадавших, 52-летний Сергей Бондаренко, в момент взрыва, стоял возле самых дверей, приготовившись выходить на следующей остановке. Осколком разбившегося окна мужчине буквально раскроило руку. Кто-то из прохожих носовым платком перетянул ему рану, другой снял с брюк ремень и наложил на руку Сергея Владимировича жгут. На днях Бондаренко выписали из больницы, где ему провели тяжелейшую операцию по удалению гематомы. А ведь 27 апреля он впервые после болезни поехал по делам в центр города…
Еще не рассеялся дым от взрыва, а из соседнего ресторана уже прибежали с аптечкой сотрудники и начали перевязывать раненых людей. Всего в трамвае пострадали три женщины и двое мужчин, всех их через десять минут увезла машина скорой помощи. К тому времени на месте происшествия уже работали сотрудники милиции: буквально в 200 метрах от остановки находится Кировский райотдел, и там о взрыве узнали в тот же миг, как только он прозвучал. Но не успели оперативники понять, что произошло, и опросить свидетелей, как где-то неподалеку опять грохнуло. На этот раз звонок в дежурную часть милиции поступил из монтажного техникума, расположенного рядом со следующей остановкой 1-го трамвая.
Построенный несколько лет назад фонтан влюбленных, в виде поднимающейся из большой чаши стелы с купидоном на верхушке, — место, для молодежи в каком-то смысле знаковое, излюбленное и для свиданий, и для отдыха. По вечерам здесь всегда много людей. Но пятничным днем могло и не быть никого, не начнись в монтажном техникуме, расположенном прямо возле фонтана, большая переменка.
— Мы с девочками вышли на бульвар перекусить и с пирожками присели возле фонтана, — рассказывает 16-летняя Настя. — Краем глаза я видела урну с торчащим из нее черным кульком. И вдруг грохнуло так, что мы чуть не упали со скамейки. Инстинктивно закрыв лицо ладонями, я чувствовала, как что-то впивается в ноги, руки, голову. Мы сразу побежали в техникум.
Всего близ фонтана получили ранения десять подростков в возрасте от 14-ти до 17 лет. Острые бетонные осколки проникли в тело на глубину на три-четыре сантиметра, и врачам пришлось изрядно потрудиться, извлекая посторонние предметы. А вот 16-летняя студентка Яна могла вообще остаться без глаза. Она не успела заслониться руками, и куском бетона ей буквально раскроило лицо, осколки впились в руки, ноги, туловище. Врачи с трудом спасли девочке зрение: во время многочасовой операции на щеки и лоб Яны наложили десятки швов. Беспокоит врачей и психологическое состояние подростков. Даже те, кто не пострадал физически, все еще пребывают в шоке. Чтобы они от него оправились, с каждым работают сегодня психологи. Кстати, любой житель Днепропетровска, переживший стресс во время взрывов, может позвонить на местные телефоны доверия службы психологической помощи: 745-90-40, 753-43-71, 753-47-44.
«Хлопок раздался именно тогда, когда с урной поравнялись люди, словно за ней кто-то внимательно наблюдал»
…Пока подросткам оказывали первую помощь в медпункте техникума и ждали прибытия «скорой», здание опять содрогнулось от взрыва. Рванула урна у входа в детский парк имени Лазаря Глобы. На аллее проспекта Карла Маркса обычно мало кто ходит, но в тот момент здесь оказались люди. Причем хлопок прозвучал, именно когда они поравнялись с урной. Словно за ней кто-то внимательно наблюдал и в нужное время привел взрывной механизм в действие.
— Мы с женой работаем в районе вокзала и решили в обеденный перерыв съездить в центр города за покупками, — рассказывает пострадавший при этом взрыве Валерий Рутковский (на фото). — Но трамваи не ходили и пришлось идти пешком. Проспект был буквально забит пешеходами, поэтому мы перешли на аллею, где было посвободнее. Едва миновали магазин «1000 мелочей» и поравнялись со входом в детский парк, как слева я заметил урну. Не скажу, что смотрел на нее специально, но как-то она попала в поле зрения. И вот иду, смотрю, вдруг раздается короткий, резкий и очень громкий хлопок, я даже сначала не понял откуда. Ни дыма, ни огня не было, просто над урной взлетел мусор — и ее не стало. В тот же момент я почувствовал, что моей левой руки нет! Правой схватился за левое предплечье, а рука висит в рукаве рубашки отдельно от меня…
Валерий Вячеславович принял на себя страшный удар огромного обломка, который размозжил мягкие ткани и перебил кость. Справа от него шла жена, возле входа в парк стояла стайка ребятишек, и еще не известно, кому досталась бы смертоносная очередь осколков, не окажись на их пути Валерия Рутковского. Да и его жизнь спасло только чудо.
Безуспешно пытаясь зажать огромную рану, из которой хлестала кровь, Валерий Вячеславович сел на землю. К нему со всех сторон бежали люди, а один из мужчин со словами «Я — врач» сдернул с брюк раненого ремень и туго перетянул его плечо. От тяжелой кровопотери Рутковского спасла еще и «неотложка», приехавшая после предыдущего взрыва. Врачи обработали рану и наложили шину, а уже затем передали пациента подъехавшей реанимационной бригаде.
Валерия Рутковского везли в больницу имени Мечникова, когда в 12.50 на противоположной остановке улицы Серова взорвалась четвертая за тот день урна. К счастью, перекресток уже был оцеплен милицией и в стоящем неподалеку трамвае никого не было. Пострадали только витрины соседних магазинов и продавщица, которую поранило оконным стеклом.
Медики так и не смогли сохранить Рутковскому левую руку. «Нам приходилось оперировать ампутированные конечности, есть немалый опыт их приживления, но в данном случае медицина оказалась бессильна, — вздыхает врач-реаниматолог Александр Царев. — Человеку были нанесены слишком тяжелые повреждения. Перебиты нервные окончания, расплющена кость». Впрочем, Валерий Вячеславович, едва отойдя от страшной боли, уже планирует возвратиться на работу. В последние годы он возглавляет производственно-измерительную лабораторию предприятия «Днепропочта».
— Коллектив у нас прекрасный, — говорит Валерий Рутковский. — Я только в себя пришел после операции, слышу, мобилка подает сигнал. Это с работы мне деньги перечислили на лечение. Уже звонили, что ждут меня в лаборатории, и я обязательно туда вернусь. Тем более что губернатор пообещал помочь с приобретением хорошего протеза.
В Днепропетровске убрали почти все бетонные урны, а оставшиеся на ночь переворачивают
Глава Днепропетровской областной администрации Александр Вилкул 27 апреля находился в Киеве, но, узнав о взрывах, тотчас вылетел домой. Вместе с Президентом Виктором Януковичем, который тоже посетил подвергшийся терактам город, он проведал в больницах пострадавших.
— Для их лечения Кабмин по поручению главы государства выделил полтора миллиона гривен, — сообщил губернатор журналистам. — Все пострадавшие обеспечены лечением в полном объеме, операции проведены бесплатно. Валерий Рутковский, потерявший руку, получит 360 тысяч гривен (в том числе 120 тысяч — на приобретение современного протеза), еще три человека с тяжелыми травмами получат по 150 тысяч гривен. По 50 тысяч гривен государство выплатит троим пострадавшим со средними телесными повреждениями, по 30 тысяч — шести днепропетровцам с легкими. По 20 тысяч обещано 18 горожанам, получившим самые легкие травмы. Уже открыт 31 лицевой счет, на которые поступят выделенные средства. Кроме того, областная власть приняла решение о выплате двух миллионов гривен за достоверную информацию об организаторах терактов.
Начальник главка здравоохранения Днепропетровской облгосадминистрации Валентина Гинзбург сообщила, что 2 мая в больницах города находилось 14 пострадавших от терактов 27 апреля, в том числе пятеро детей. Состояние десяти пациентов — удовлетворительное, троих — средней тяжести, один человек пребывает в реанимации.
По информации главы МВД Виталия Захарченко, улицы Днепропетровска патрулируют почти две тысячи сотрудников милиции, бойцов «Беркута», солдатов внутренних войск, курсантов и кинологов с собаками. «Пока известно лишь то, что взрывное устройство самодельное и приводилось в действие дистанционно, а в качестве поражающих элементов использовались осколки самой железобетонной урны», — сказал министр.
Сегодня на проспекте Карла Маркса, где неделю назад прозвучали взрывы, нет ни одной урны, а в тех местах, где они остались, дворников обязали на ночь их переворачивать, чтобы никто ничего не смог туда бросить. На конечных остановках 1-го трамвая, прежде чем пустить пассажиров, вагоны проверяют оперативники. Мэр Днепропетровска Иван Куличенко заверил горожан, что ситуация под контролем, улицы полностью перекрыты нарядами по охране общественного порядка, в том числе муниципальной гвардией и конной милицией. Для патрулирования привлекли правоохранителей даже из Запорожья и Кривого Рога.
— В целях безопасности мы отменили все массовые мероприятия на 1-е и 2 мая. Но надеемся, что ко Дню Победы ситуация стабилизируется, — рассказал Куличенко. — Сейчас городские власти консультируются с киевскими специалистами на предмет того, какие урны наиболее безопасны, — будем их заказывать. Кроме того, установим в городе максимальное количество видеокамер…
1098Читайте нас в Facebook