Владимир Матецкий: «София Ротару поначалу очень сомневалась в успехе песни «Хуторянка»
![Владимир Матецкий](http://fakty.ua/photos/article/14/85/148500w540zc0.jpg?v=183443)
Песни Владимира Матецкого исполняют София Ротару, Яак Йоала, Хелена Вондрачкова, Катя Семенова, Влад Сташевский, группы «Веселые ребята», «Карнавал»… Матецкий снискал славу корифея советской эстрады. Практически каждое его детище становилось хитом: «Лаванда», «Автомобили», «Луна, луна», «Хуторянка», «Малыш». Владимир Леонардович творит до сих пор, более того, уже четыре года ведет популярную музыкальную программу на радио. Говорит, что его жизненный девиз — «Ничто не может изменить мой мир». Владимир Матецкий живет в Москве, читает Достоевского и Булгакова, слушает Вагнера и Прокофьева и обожает украинский борщ. Узнав, что его интервью выйдет в украинском издании, композитор обрадовался, сказав, что очень любит наших слушателей, и попросил передать всем его пожелание: «Всього найкращого вам та вашим рiдним!» «Только напишите это, пожалуйста, по-украински», — добавил Матецкий.
«Популярность «Лаванды» в Советском Союзе была просто невероятной. Честно говоря, я такого не ожидал»
— На свой юбилей, Владимир Леонардович, вы все-таки сбежали из Москвы…
— Это правда, уехал за границу. Не собирался устраивать пышный банкет. Накануне моего юбилея сняли несколько телевизионных программ, в том числе и «ДОстояние РЕспублики». Так что рюмку за свое здоровье подниму в кругу близких далеко от России.
— Вы счастливы?
— Я нахожусь в хорошем состоянии духа. Мне пишется, творится. Не исключено, что в ближайшее время вновь буду работать с Софией Ротару. Недавно мы общались с Софией Михайловной и поняли, что желание записать какую-то песню у нас обоюдное.
*Своими лучшими песнями София Ротару обязана композитору Владимиру Матецкому и поэту Михаилу Шаброву (справа)
— Вы ведь творите вместе уже около 30 лет.
— С Софией Ротару я познакомился в 1985 году. Наша встреча состоялась в знаменитом телецентре «Останкино». Тогда я по заказу музыкальной редакции Центрального телевидения написал песню «Лаванда», которую должны были исполнять молодые певцы Яак Йоала и София Ротару. Помню, певица появилась на телевидении в сопровождении мужа и художественного руководителя ее коллектива Анатолия Евдокименко. «Лаванда» Соне понравилась с первых же нот.
— Правда, что выпуск «Лаванды» в новогоднем «Огоньке» был под угрозой?
— Случилось так, что в тот «Огонек» взяли еще одну мою песню «Автомобили», написанную для группы «Веселые ребята». И вот накануне эфира позвонили с телевидения, сказав, что я должен выбрать одну из двух песен, которая и прозвучит в новогоднюю ночь, мол, многовато для меня две песни в престижной передаче. Я, не раздумывая, выбрал «Автомобили» — клип на эту песню со старенькими «Жигулями» уже был снят. Но справедливость восторжествовала. Прямо перед эфиром мне позвонили, сказав, что могу радоваться, поскольку обе песни остались в «Огоньке».
— Слова ставшего сумасшедше популярным припева «Лаванды» принадлежат ведь тоже вам?
— Дело было так. Я придумал припев со словом «лаванда» и предложил идею песни известному поэту Игорю Шаферану, но он ее полностью разгромил. Расстроившись, я решил позвонить своему давнему соавтору Михаилу Шаброву, которому песня сразу понравилась. Он тут же подал свою идею запева, я немного изменил музыку, все остальное сделали Соня и Яак. Популярность «Лаванды» в Советском Союзе была просто невероятной. Честно говоря, я и сам такого не ожидал.
— Все ли в вашей жизни сложилось так, как вам хотелось, скажем, лет в пятнадцать?
— 15 лет мне было в 1967 году. Тогда вся страна отмечала 50-летний юбилей Великой Октябрьской революции. Я очень хорошо помню салют в честь праздника. Народ кричал «ура!» на пределе своих возможностей… Кстати, салют я смотрел на улице рядом с бассейном «Москва», именно там, где сейчас расположен Храм Христа Спасителя. Какие тогда у меня были мечты? Да особо никаких: школа, учеба… А вот уже через три года, когда играл в рок-группе, появилось много всяких артистических желаний. Слава Богу, многие из них осуществились. Мне грех жаловаться на судьбу.
«Алла Пугачева любит, чтобы люди, которые для нее пишут, становились частью ее маленького мира»
— Вы пришли в советскую эстраду как бас-гитарист.
— Я играл на бас-гитаре в известной московской группе «Удачное приобретение». Появился там еще в студенческие годы, когда учился в Московском институте стали и сплавов. Тогда я еще не писал песен для других артистов, хотя мои композиции уже были в репертуаре группы. Но в конце концов я ушел из «Удачного приобретения», начал брать частные уроки композиции, а затем и сотрудничать с разными исполнителями. Мои песни исполняли группы «Аракс», «Карнавал», «Лейся, песня», «Веселые ребята».
— Тогда ведь в «Веселых ребятах» работала молодая певица Алла Пугачева.
— Алла выступала с «Веселыми ребятами», когда я еще играл в «Удачном приобретении». Так сложилось, что я никогда не сотрудничал с Пугачевой. В 1983 году вышел альбом «Банановые острова», выпущенный совместно с Юрием Чернавским. В 1985-м я начал работать с Софией Ротару, а Юра — с Пугачевой. У нее всегда был свой круг авторов, и в этом нет ничего плохого. Алла Борисовна любит, чтобы люди, которые для нее пишут, становились частью ее маленького мира. Я к этому особо не стремился.
— Значит, София Ротару стала вашей любимицей.
— Никогда этого не скрывал. Судьба сложилась так, что с самой первой песни мы с Соней, что называется, попали в точку. Дальше хиты сменяли друг друга. Наши личные отношения тоже сложились как-то очень правильно: мы дружили семьями, ездили вместе отдыхать. Наша дружба продолжается и сейчас, хотя, согласитесь, это не очень характерно для шоу-бизнеса.
— Ведь песня «Хуторянка» посвящена самой Софии Ротару?
— Именно так. Мише Шаброву идея «Хуторянки» понравилась, затем появились и строчки про девчонку-молдаванку. Песня получилась мажорная, динамичная, тогда подобные композиции были редкостью на эстраде. Надо признаться, это несколько смущало Софию Ротару. Она первое время сомневалась в успехе «Хуторянки», но совершенно напрасно. Слова этой композиции доносились буквально из каждого открытого окна. Подобное произошло и с песней «Луна, луна». Она появилась специально для телепрограммы с таким же названием. Собственно, это был заказ, который мы с соавтором Михаилом Шабровым добросовестно выполнили. Но, помню, даже Юрий Чернавский сказал, что у нас получилась классная песня. На самом деле все мои композиции — результат сложнейших процессов. Я никогда не пишу на скорую руку. К тому же песня — это и аранжировка, и запись, одним словом, долгая кропотливая работа, занимающая иногда несколько месяцев.
«Мы с Соней Ротару шутили, если бы во время путча остались в Австралии, разводили бы кенгуру и коал»
— Наверняка вам не раз предлагали остаться на Западе?
— Хорошо помню 1991 год. Путч застал меня, мою жену Аню, Соню Ротару, ее супруга Толю и сына Руслана в Австралии. Мы были там с концертами. Единственное, что нам оставалось на другом конце земли, — смотреть новости по местному телевидению. А они были совершенно жуткие! Тут еще стали объявлять, что Австралия предоставляет русским политическое убежище. Мягко говоря, ситуация была не очень приятная. Но таки дозвонились в Москву, разобрались, что к чему, и решили возвращаться. Потом часто шутили с Соней, если бы стали австралийцами, разводили бы кенгуру с коалами. Мы тогда попали в питомник с коалами. У меня до сих пор есть фотография, на которой я запечатлен с этим пушистым зверьком на руках. Ох, помню, его запах долго меня преследовал!
— Последний сезон телепроекта «Две звезды» запомнился благодаря вашему участию в жюри. Надо признать, вы ни разу никого не пожурили. Есть ли вообще что-то, раздражающее вас?
— Картину я вижу, что называется, изнутри, поэтому многое в ней понимаю. А понимать — значит, меньше раздражаться. Так что чувства, которые у меня возникают при взгляде на современную эстраду, наверное, ближе к иронии, а не к раздражению.
— Вы работали с молодыми певцами Данко и Никитой, писали музыку к кинофильмам.
— Мне нравится экспериментировать. Для Данко я сделал несколько песен, и одна из них — «Малыш» — стала радиохитом. Эта песня — наше с Леонидом Гуткиным детище. Он организовал проект под названием «Певец Данко». Хотя один из радиобоссов во время раскрутки «Малыша» говорил, что эта песня никогда не станет хитом. Что касается Никиты, то я писал для него песню «Однажды» по просьбе его продюсера Юрия Айзеншписа. Стихи Александра Шаганова были очень трогательными: «Однажды ты проснешься и поймешь, что все на свете за любовь отдашь ты…» На похоронах Юрия Айзеншписа эта песня звучала во время гражданской панихиды. Никто не мог сдержать слез… А что касается кино, то все началось с картины Василия Пичула «Маленькая Вера». Мы работали в лихорадочном темпе, хотя выход фильма на экран сопровождался конфликтом с цензорами. Зато успех ленты был оглушительным не только в СССР, но и на Западе. Потом я работал с Василием еще на двух картинах: «В городе Сочи темные ночи» и «Мечты идиота». На самом деле все, чем я занимаюсь, доставляет мне огромное удовольствие.
— Говорят, вы большой поклонник украинского борща.
— Надо признать, я уважаю итальянскую кухню, но от борща никогда не откажусь. А вот готовить не очень люблю. Могу разве что сварить сосиски или поставить чай. Зато жена моя готовит просто супер. Ох, опасная это вещь!
— Подарок на свой юбилей семье заказывали?
— Мои желания лежат в самой что ни на есть человеческой плоскости. Я хочу, чтобы были здоровы близкие, росли счастливыми дети. А мне надо совсем немного — чтобы песни писались и были нужны людям…
7186Читайте нас в Facebook