Среди днепропетровских террористов оказались два преподавателя университета
Накануне майских праздников не только Днепропетровск, но и всю Украину потрясли мощные взрывы, прозвучавшие в людных местах города, — на трамвайных остановках, возле колледжа и детского парка. Закладывая взрывные устройства в бетонные урны, террористы рассчитывали на то, чтобы разлетевшиеся осколки поразили как можно больше людей. И они этой цели достигли: травмы, в том числе тяжелейшие, получили более тридцати человек. Предупредительной такую акцию вряд ли назовешь, она скорее была похожа на объявление войны. И эта война буквально через несколько дней началась. Но город не знал, что целый месяц сотрудники СБУ и милиции, пытаясь не только предотвратить новые теракты, но и вычислить преступников, вели ее на всех фронтах.
«Эти люди хотели только денег. И сами не поняли, как стали действовать по нашему сценарию»
Пострадавшие люди еще не пришли в себя, а с остановок не убрали осколки стекла и лужи крови, когда на электронный адрес Службы безопасности Украины пришло письмо от тех, кто организовал весь этот ужас. А в нем — требование выплатить два миллиона долларов за то, чтобы не начались новые взрывы, и… пара похожих на близнецов фотороботов. Знаком согласия силовиков на переговоры с террористами и должны были послужить эти фотороботы, показанные по одному из центральных телеканалов. Да и практически все средства массовой информации распространили эти якобы портреты преступников! Довольные эффектом, неизвестные подумали пару дней и прислали новые требования: уже 4,5 миллиона долларов и обнародование еще одного фоторобота-близнеца, которое должно было означать согласие спецслужб на их возросший аппетит. Чуть позднее они объяснили, почему подняли цену: «Сумма, которую мы требуем, составляет 10 центов США за каждого жителя Украины, то есть 4,5 миллиона долларов. На бомбы 27 апреля мы потратили 1200 гривен, а государство заплатило 1,5 миллиона только в виде компенсаций. Мы так можем действовать бесконечно. Заплатите нам, и мы покинем страну. Это обойдется дешевле».
— После показа фотороботов сообщения начали приходить не только на электронный адрес, но и с помощью sms, — рассказывает глава Службы безопасности Украины Игорь Калинин. — Мы включились в эту игру и разработали оперативный план выявления террористов, в котором действия сотрудников были расписаны буквально поминутно. Без преувеличения можно сказать, что аналогов этой антитеррористической операции в Украине еще не было. Правоохранители сразу выдвинули версию о корыстном мотиве преступления, и она подтвердилась. Эти люди хотели только денег, но, чтобы их получить, разработали довольно сложную схему. Впрочем, они даже не поняли, что вскоре сами стали действовать по нашему сценарию.
Дальше события развивались, почти как в детективе. Если тот, кто вел переписку, интеллектом явно не отличался, допуская в каждом слове по нескольку ошибок и полностью пренебрегая знаками препинания, то организатор чудовищной авантюры читал книги и имел богатую фантазию. Вскоре на адрес Службы безопасности в Днепропетровской области пришел тяжелый конверт, в котором оказались 18 международных карточек «Приватбанка», а также указание перечислить на эти счета требуемую сумму, чтобы снять ее можно было равными частями по 20 тысяч долларов. Проще, конечно, было потребовать у спецслужб наличку или уже готовые платежные документы. Но террористы стремились избежать любого подвоха, поэтому сами открыли банковские счета, получили карточки и прислали их по почте. А потом предложили вернуть довольно оригинальным способом.
«Если вечером не получим выкуп, организуем новые взрывы — нашим объектом станут старики и дети»
В принципе, использование железной дороги для передачи посылок и сообщений — метод не оригинальный. Шпионы и террористы издавна облюбовали для этого автоматические камеры хранения железнодорожных вокзалов. Но днепропетровские «бомбисты» проявили нестандартный подход. 24 мая они прислали на мобильный одного из сотрудников СБУ следующую эсэмэску: «Поезд Днепропетровск — Донецк 14.36 второй вагон сконца выбросить на лево походу по звонку с этаво номира когда отабьем. Будьте гатовы с вокзала».
Как оперативникам удалось сесть на хвост изобретательных противников, руководители силовых ведомств не рассказывают. Но, как известно, то, что придумала одна голова, вполне могут разгадать несколько других. К тому же современные средства связи и слежения и не такие задачи решали. Словом, к этому времени все действия двух шантажистов уже фиксировала видеокамера. На показанных журналистам кадрах хорошо видно, как двое мужчин в футболках (один — высокий и плечистый, другой — щупленький, ему по плечо) идут вдоль железнодорожного полотна. Подняв небольшой пакет после того, как прошел поезд, они переодеваются в посадке и выходят уже в ветровках и панамах, нахлобученных на глаза.
— Таким образом удалось идентифицировать этих людей, — рассказывает глава Службы безопасности Украины Игорь Калинин. — Оперативная игра продолжалась, мы даже позволили преступникам обналичить около 24 тысяч долларов. Видеокамеры зафиксировали, как они обходят разные банкоматы, снимая деньги. И уже, наверное, делили замешенные на крови барыши. Во всяком случае, в одном из посланий они назвали выкуп, который требовали: «наши деньги». Но потом трансакции были заблокированы, и преступники стали проявлять беспокойство. 29 мая они отправили сообщение следующего содержания: «Мы подобрали 18 карт «Приватбанка» вдоль полотна далеко от правильного места сброса, проверили 1 карту в субботу. Банкомат по техническим причинам денег не выдал. 30 мая до 13 часов вы должны сделать следующее. Ликвидировать все карты, кроме (перечислялось восемь номеров), перевести на эти карты все деньги равными частями, разблокировать карты, убрать ограничения на снятие денег. Если сегодня вечером банкоматы не будут выдавать деньги или вы попытаетесь перехватить курьера, мы прекращаем все переговоры».
Это послание завершалось серьезной угрозой: «В противном случае мы делаем новые взрывы, теперь будем работать на количество жертв среди детей и стариков. После чего будем говорить с другими людьми, более сговорчивыми. Время у вас до 10 часов 30 мая». Прочитав о «взрывах на детских площадках», члены оперативной группы, в которую входили лучшие следователи Украины, поняли, что времени на дальнейшую игру у них уже не осталось. Да в этом и не было смысла: о двух преступниках — высоком и низеньком — знали уже практически все: где живут, работают, кто их друзья и родственники. Руководство операцией по задержанию днепропетровских террористов взял на себя министр МВД Украины Виталий Захарченко.
«В обысках, проведенных одновременно на квартирах, дачах, в гаражах подозреваемых и их родственников, участвовали 60 оперативных групп»
31 мая в Днепропетровске были задержаны двое местных жителей. Вечером того же дня на брифинге в областной прокуратуре об этом сообщили министр МВД Виталий Захарченко, а также заместитель генерального прокурора Виктор Войцишен и заместитель председателя СБУ Украины Петр Шатковский. В подробности они не вдавались, объяснив, что идет документирование преступления. Но, как выяснилось на следующий день, операция продолжалась, и в пятницу были задержаны еще двое сообщников днепропетровских террористов. О чем в пятницу, 1 июня, на пресс-конференции объявил генпрокурор Украины Виктор Пшонка:
— Сегодня утром я доложил Президенту Виктору Януковичу, что это преступление раскрыто, а все подозреваемые задержаны. Проведен беспрецедентный объем оперативных разработок и следственных действий, в которых участвовали более пятисот сотрудников: 106 осмотров мест происшествия, 38 обысков, более 100 экспертиз, допрошено свыше 600 свидетелей. На моей памяти такого масштабного расследования еще не было. Все действия оперативников в ходе проведения антитеррористической операции были расписаны буквально поминутно. Стоит сказать, что в обысках, одновременно прошедших на квартирах, дачах, в гаражах подозреваемых, их родственников и знакомых, было задействовано 60 оперативных групп. Столь напряженная и скрупулезная работа объяснялась тем, что существовала реальная угроза новых взрывов не только в Днепропетровске, но и в других городах.
Как отметил Виталий Захарченко, спецслужбы получили от террористов около 15 сообщений на электронный адрес и sms. Они и позволили выйти на след террористов. У следствия есть достаточно доказательств причастности этих людей к организации терактов, в том числе изъятые электронные носители информации. В них не только переписка, но и взятые из интернета советы по изготовлению взрывных устройств. Самих бомб или компонентов обнаружено, правда, не было. Но, как объяснил Виталий Захарченко, изготовить взрывное устройство не составляет труда — террористы обычно делают это перед преступлением, сразу устанавливая таймер на определенное время. И стараются как можно быстрее избавиться от бомбы.
Когда эти люди уже были задержаны и рассказали о подготовке к терактам, оперативники изъяли записи с тех камер наблюдения, которые могли их видеть. Таким образом показания были подкреплены наглядно. Вот двое мужчин с черными пакетами выходят из торгового центра. Вот один из них, одетый в белую рубашку и черные брюки, идет к трамвайной остановке, дожидается за павильоном, пока отойдет трамвай, и сразу же опускает пакет в урну. Установленный на фугасной бомбе таймер сработал через несколько минут, в тот момент, когда от остановки отправлялся следующий состав. В это время злоумышленник уже закладывал второе взрывное устройство в следующую урну на противоположной остановке, а его подельник — начинял еще два мусоросборника кварталом дальше — возле монтажного колледжа и входа в детский парк. Акция устрашения состоялась — 31 человек попал в результате взрывов в больницу, но для террористов люди были всего лишь аргументом в их торговой сделке с государством.
— Квалификация этого преступления остается прежней: терроризм, — подчеркнул Виктор Пшонка. — За его совершение подозреваемым грозит до 12 лет заключения. Но я считаю, что это несоизмеримо с тяжестью преступления. Мы хотим инициировать в Верховной Раде усиление ответственности за совершение террористических действий. Соответствующий пакет документов вскоре будет передан на рассмотрение парламентариев, и мы надеемся, что они нас поддержат. Сейчас продолжаются следственные действия по этому резонансному делу, к подозреваемым уже допущены адвокаты.
Правоохранители пока не рассказывают о личностях этих людей, уточнив только, что всем до сорока лет, они не судимы, один из них женат, другой имеет ученую степень. Но народный депутат Украины, заместитель председателя комитета Верховной Рады по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Геннадий Москаль в интервью телеканалу «TBi» назвал имена подозреваемых. По информации Москаля, правоохранители задержали 34-летнего Виктора Сукачева, 35-летнего Виталия Федоряка и 33-летнего Льва Просвирнина. Первый из них преподает политологию в днепропетровском вузе, второй работает на этой же кафедре ассистентом. О третьем известно меньше: занимается бизнесом, на своей страничке в «Одноклассниках» имеет десятки друзей, в основном женского пола, ездит на мотоцикле, купается зимой в полынье и очень любит путешествовать. О четвертом пока ничего не известно. Якобы даже правоохранители не знали о его причастности к терактам, а впервые услышали о нем от подельников.
Кстати, вскоре после взрывов, 29 апреля, на телеканале «Мир» политолог Виктор Сукачев даже комментировал днепропетровские теракты: мол, есть много людей, которых сократили в армии и милиции, они озлобились и выразили подобным образом свое недовольство. Сукачев вообще личность в городе известная. Когда-то даже был доверенным лицом одной из партий на выборах в Верховную Раду. В марте этого года, например, кандидат политологических наук давал журналистам пресс-конференцию по языковому вопросу, агитируя за то, чтобы в Украине защищали не русский, а английский язык. Ведь для дальнейшей интеграции в европейское сообщество наши специалисты должны знать несколько иностранных языков. Студенты о своем преподавателе отзываются очень тепло: лекции читает интересно, на экзаменах не придирается, взяток не берет, имеет разносторонние увлечения, даже покорил Эльбрус. Геннадий Москаль, кстати, выразил сомнение, что эти молодые люди — те самые террористы: «У меня есть сомнение, что Сукачев мог изготовить взрывное устройство. Для этого нужно знать хотя бы таблицу Менделеева, чтобы оно не взорвалось в руках». Может, просто шантажом решили заняться? Да и действия их были настолько наивными и непрофессиональными, подчеркнул Геннадий Москаль, что для оперативников не составило большого труда установить их личности.
Конечно, решившим подзаработать на чужом горе политологам трудно тягаться с мастерами оперативной игры и сыска. Но что касается бомбы, то в интернете действительно способов ее изготовления пруд пруди. Никаких знаний химии не надо. Хотя, кстати, жена одного из задержанных — дипломированный специалист-химик.
На днях Бабушкинский районный суд Днепропетровска избрал четверым задержанным меру пресечения — содержание под стражей. И хотя опасность дальнейших взрывов, по заверению Виталия Захарченко, уже миновала, усиленный режим патрулирования в городе пока сохранится. Днепропетровск понемногу приходит в себя после этих трагических событий. С улиц исчезли бетонные урны, уступив место легким ажурным конструкциям. В больнице остается только одна пострадавшая, 77-летняя Раиса Грозь, получившая тяжелые переломы ног. Начальник лаборатории предприятия «Днепропочта» Валерий Рутковский привыкает жить и работать с одной рукой.63-летнему мужчине, ставшему жертвой террористов, очень хочется посмотреть этим людям в глаза и спросить: «За что?»
— Работа правоохранителей по раскрытию этого преступления достойна самой высокой оценки, — подчеркнул Генеральный прокурор Виктор Пшонка. — Хочу выразить благодарность и жителям Днепропетровска — за их выдержку, понимание ситуации, сопереживание тому, что происходило в обществе. И губернатору области Александру Вилкулу, который сумел четко скоординировать действия медиков, обеспечил пострадавших всем необходимым.
Расследование этого резонансного дела продолжается, правоохранители изучают причастность задержанных к прошлогоднему взрыву в центре Днепропетровска, при котором погиб случайный прохожий, и к терактам в Донецке. Нам еще предстоит узнать немало подробностей.
778Читайте нас в Facebook