Избиратели все чаще прибегают к реальным критериям оценки кандидатов в депутаты
9 сентября 2012 года на территории 86 сел, поселков и городов 23 регионов Украины состоялись внеочередные выборы местных голов. Среди новоизбранных победу одержали 76 представителей Партии регионов, что составляет 88% от общего количества выигравших.
Именно выборы в Верховную Раду будут определенным итогом отношения общества к 2,5 года действий партии власти
Данные последних внеочередных выборов ставят под сомнение рейтинг ПР, который обнародуют социологические службы. Но социология — это телефонный, анкетный или личный опрос с той или иной социологической погрешностью. А в данном случае речь идет о результатах реальных выборов. И если перед нынешней парламентской гонкой отдельные политологи берутся критиковать шансы Партии регионов, опираясь на спорадические колебания ее популярности в «Фейсбуке», то почему бы серьезным аналитикам не обратить внимание на народное волеизъявление, которое уже зафиксировано и подсчитано не как прогноз, а как свершившийся факт?
В течение
Результаты текущего года рассмотрим подробнее, поскольку именно выборы в Верховную Раду будут определенным итогом отношения общества к 2,5 года действий партии власти.
На внеочередных выборах местных голов 22 января 2012 года представители Партии регионов заняли 10 из 17 вакантных мест (более 58,8%). По данным опроса, проведенного Киевским международным институтом социологии в феврале, ПР набрала 16,5% (ВО «Батькiвщина» — 14%, «Фронт змiн» — 7,9%, КПУ — 5,7%).
На внеочередных выборах 18 марта 2012 года представители ПР завоевали 35 из 57 кресел местных голов (61,4%). Интересно, что в это же время, согласно опросу, проведенному в марте Центром Разумкова совместно с фондом «Демократические инициативы», ПР поддерживали 19,5% респондентов («Батькiвщину» — 13,5%, «Фронт змiн» — 9,5%, «УДАР» — 7,4%, КПУ — 4,4%).
Потом в стане оппозиции состоялось слияние сил Александра Турчинова и Арсения Яценюка. В апреле 2012 года данные, полученные Центром Разумкова, были такие: «Батькiвщину» готовы поддержать 19,6% опрошенных, ПР — 16,6%, «УДАР» — 8,5%, КПУ — 5,5%. А вот 27 мая 2012 года на внеочередных выборах местных голов 34 из 56 победителей представляли именно Партию регионов (более 60,7%). Так чему верить: опросу или волеизъявлению людей?
Получив более 60% руководящих должностей в местных органах власти, ПР, по данным социологов, преодолела
Избиратели в глубинке могут позволить себе роскошь судить о кандидате по делам его
Еще один интересный факт: во время довыборов
Прошлым летом некоторые политологи слишком волновались по поводу якобы падения рейтинга ПР во время законодательных дебатов и после принятия парламентом и подписания Президентом так называемого языкового закона. Июльский уличный опрос, проведенный Центром Разумкова, показал: по сравнению с маем рейтинг «Батькiвщини» вырос на 2,1% и составил 32,7%, а вот рейтинг «регионалов», по их мнению, упал на 5% и снизился до 28%.
Но уже августовские результаты исследований Фонда «Демократические инициативы» совместно с социологической службой Центра Разумкова такие: за Партию регионов отдали бы голоса 28,1% из тех, кто пойдет на выборы, за «Батькiвщину» — 25,6%, за «УДАР» — 11,5%, за КПУ — 8,2%. Итоги сентябрьского (начало месяца) исследования группы «Рейтинг» похожи: ПР — 26,3%, «Батькiвщина» — 22,6%, «УДАР» — 12%, КПУ — 10,8%.
Повторимся, результаты сентябрьских довыборов местных голов дали Партии регионов 88%. Если суммировать результаты всех выборов за
Примечательно, что на выборах 9 сентября победили также шесть беспартийных и аж четыре члена «Батькiвщини», которая, если верить прикладной социологии, уступает ПР лишь несколько процентов в рейтинге.
Авторитетные социологи сейчас не желают портить свою репутацию грубыми подтасовками. Но надо учитывать и социологическое «сито», и избирательность аудитории, и погрешности в репрезентативности исследований. В отличие от выборов, которые уже состоялись, человек, обнародовавший на улице или по телефону иную позицию, во-первых, не обязательно будет ей следовать возле урны; во-вторых, не обязательно в день выборов до этой урны дойдет.
Аналогично не стоит пробовать подвергать сомнению добросовестность местных выборов — слишком много наблюдателей, которые мониторят процесс. В частности, в итоговом заявлении по результатам внеочередных выборов, состоявшихся 9 сентября, сказано: «Ни одного нарушения законодательства зафиксировано не было». А разрыв между, так сказать, практикой и теорией объясняется просто.
Села, поселки и городки выбирают своих руководителей не по идеологии и даже не по партийным программам. Они могут позволить себе роскошь судить о кандидате по делам его, с большой степенью достоверности прогнозируя возможное поведение кандидата после избрания. Кстати, подобное будет происходить и во всех мажоритарных округах на парламентских выборах. Образно говоря, избиратели там снова будут голосовать головой.
Что же касается выборов по партийным спискам, то в этом случае политтехнологи попытались (и весьма успешно) отключить электорату «голову». Разве мы не знаем примеров, когда политик с сомнительной репутацией продолжает пользоваться уважением общественности исключительно потому, что является представителем определенной политической силы? Дескать, сердцу не прикажешь...
Это «сердце» личного предпочтения, которому часто нет рационального объяснения, пока что является существенным фактором в соревновании партийных идеологий и программ. (Чем же иначе объяснить рост рейтинга КПУ на фоне одного лозунга: «Вернем страну народу!»?) И, конечно, результаты парламентских выборов не станут абсолютным отражением выборов местных. Но все же хочется подчеркнуть: довыборы местных голов
Читайте нас в Facebook