ПОИСК
Шоу-бизнес

Рената Литвинова: «За музыку к моему фильму „Последняя сказка Риты“ Земфира получила гонорар 1 рубль»

6:30 7 ноября 2012
Рената Литвинова Земфира

Прокат своей новой работы — грустной комедии «Последняя сказка Риты» — Рената Литвинова начала с Киева. «Я очень хотела приехать именно в этот город, здесь особая публика и атмосфера», — призналась актриса на презентации картины, в которой сыграла Ангела смерти. На презентации режиссер не изменила своему образу: надела строгое черное платье, такого же цвета шляпку-таблетку, а с ее бледным напудренным лицом сильно контрастировала алая губная помада. Шею певицы обвивало колье в виде змеи — одного из символов смерти. На встрече с журналистами актриса была заметно напряжена, словно боялась неудобных вопросов или невосприятия картины. На все выпады реагировала с холодной иронией. Литвинова просила не определять жанр своей картины. Это авторское, чисто литвиновское кино, с деталями, красивыми картинками и смелостью.

*На презентации фильма Рената Литвинова была в черном платье, такого же цвета шляпке-таблетке, а с бледным напудренным лицом контрастировала алая губная помада (фото Татьяны Стебловой)

Фильм посвящен Фаине и Рамилю. Кто эти люди, Рената Литвинова объяснять не стала. Это личное. Можно предположить, что картина посвящена любимой актрисе Литвиновой Фаине Раневской и брату Земфиры Рамилю, погибшему во время подводной охоты.

РЕКЛАМА

Чтобы сэкономить, Рената Литвинова сама гримировала актеров и подбирала им наряды из своего гардероба

В режиссерское кресло Рената Литвинова села спустя восемь лет после выхода ее картины «Богиня. Как я полюбила». В основу сценария «Последней сказки Риты» легла новелла Литвиновой, написанная 20 лет назад. Изначально фильм назывался «Нас было три подруги», но в процессе работы Рената переименовала картину. Получилась мистическая история, сказочная притча о жизни и смерти, рассказанная с тонкой иронией и меланхолией.

Главная героиня Маргарита Готье (Ольга Кузина) попадает в провинциальную больницу. Здесь она проводит последние 13 дней своей жизни в обществе любимого мужчины (Николай Хомерики), подруги Нади (Татьяна Друбич) и вестницы загробного мира Тани Неубивко (Рената Литвинова). По мнению Ренаты Литвиновой, Ангел смерти выглядит именно так — красивая женщина с печальными глазами, алой помадой, с сигаретой и бокалом шампанского в руках. Главная ее задача — собирать красивые души, способные на любовь, и провожать их в последний путь. Правда, в мире людей ангел ведет себя, как все: выпивает, поскольку традиция такая, и не отказывается от свиданий с мужчинами, ведь они особенно ценятся у женщин в этом городе.

РЕКЛАМА

*В картине «Последняя сказка Риты» Рената Литвинова сыграла некое мифологическое существо — Ангела смерти. Кадр из фильма

Новой работе Рената отдала два года своей жизни и потратила немало сил и средств. Литвинова сама написала сценарий, выступила в качестве режиссера, сыграла одну из главных ролей и вместе со своей подругой певицей Земфирой стала продюсером картины. Земфира сочинила и музыку к фильму. Ее гонорар составил 1 рубль. Рената Литвинова снимала «Сказку» исключительно на собственные средства, потратив на картину свои гонорары за последние три года. Бюджет фильма составил менее ста тысяч долларов. Чтобы сэкономить, Литвинова сама гримировала актеров, подбирала им наряды из своего гардероба и даже собственноручно мыла декорации. А Земфира привозила на съемочную площадку еду. Подобный опыт Рената пообещала больше не повторять. Слишком тяжело дался ей этот фильм.

РЕКЛАМА

«Не боюсь смерти. Если вам страшно — лучше держитесь от меня подальше»

— Я принципиально снимала за свои деньги, ни у кого ничего не просила, — рассказала Рената Литвинова. — Это ограничивало в средствах, но давало полную творческую свободу. Изначальный сценарий переписывался в процессе работы и под актеров, и под бюджет. Признаю, что рамки иногда даже полезны для творчества. Было сложно, приходилось снимать на улицах Москвы инкогнито, потому что у нас не было денег подкупать столичных чиновников. Я не могла позволить себе хорошего оператора, не имела возможности заплатить актерам достойные их работы гонорары. А с Земфирой мы заключили трудовой договор на один рубль. В работе обошлись без большого штата съемочной группы: я и две ассистентки... Главными помощниками были актеры. Они шли на настоящие жертвы ради искусства. Татьяна Друбич вообще отказалась от гонорара, остальные актеры согласились сниматься за мизерные деньги. Это был, конечно, смертельный эксперимент.

У меня было такое отчаяние во время монтажа, когда раскладывала материалы, пытаясь склеить кадры, снятые молодыми операторами и студентами ВГИКа. Многое из этой работы оказалось практически профнепригодным. Это была настоящая драма — монтаж почти семь месяцев, пока я не рассталась с очередным «молодым» и не позвала опытного киношного монтажера, которая когда-то училась у Калатозова (известного советского режиссера. — Авт.).

— Не страшно было снимать о смерти?

— Я вовсе не заигрываю с этой темой, я, можно сказать, и есть эта тема — смерть. С большим знанием и пиететом к ней отношусь. Мы все будущие мертвые. И я не боюсь смерти. Что ж я буду бояться саму себя? Не цепляюсь за землю. Если вам страшно, лучше держитесь от меня подальше. Моя роль — некое мифологическое существо в современных условиях, которое подделывается под человека — пытается общаться, выпивать в компаниях. Но главная задача этого существа — собирать красивые души и сопровождать их в последний путь. Именно моя героиня не оставляет Маргариту Готье в течение последних тринадцати дней ее жизни. По жанру новый фильм — сказка в условиях сегодняшнего города, но для меня это быль. Я в такие «расклады» верю. За всеми есть досмотр в высшем смысле — если смерть уважает человека, она его всегда предупреждает заранее. Я уверена, что есть некие существа, которые нас досматривают.

— Вы верите в загробную жизнь?

— Не различаю переходов из жизни к смерти. Все мои мертвые для меня живые. Общаюсь с ними как с равными. Мы всего лишь оболочки той или иной степени уродливости или красоты. На самом же деле все бессмертны. Я трактую жизнь как один сплошной страх, надо идти ему навстречу и не избегать страданий. Именно для этого и дана нам жизнь, в которой надо не потреблять, а отдавать, любить. Переход «в смерть» — как облегчение, когда ты касаешься финишной ленточки, просто этот вздох облегчения тоже нужно заслужить.

— Ваша героиня последний вздох делает в ужасной больнице, в страшных условиях. Таковым является ваше отношение к медицинским заведениям?

— Ну что вы! Я очень хорошо отношусь к докторам (у меня мама врач) и к больницам. Однажды даже хотела полежать в обычном городском медицинском учреждении. В Одессе меня увезла «скорая». Но врачи никакого заболевания не нашли, поэтому быстро выписали. А так хотелось полежать. Я и сама неплохо разбираюсь в этой теме. Могу вам укол сделать.

— Почему ваши герои так много курят?

— Это, конечно, вредная привычка, но очень красивая. Своеобразный символ саморазрушения. Но ведь и жизнь стремится к своему концу, и ничего с этим не сделать. Я курю для ролей. Считаю, чем больше что-то запрещать, тем больше будет соблазн попробовать это. Ни в коем случае не пропагандирую курение.

— Почему Земфира не поддержала вас на презентации?

— Сейчас она работает над своим альбомом. Ради фильма ей пришлось на некоторое время отложить важные дела. А теперь она не может позволить себе все бросить и ездить с фильмом.

3622

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров