ПОИСК
Украина

Разбив на ямах колеса и подвеску своего авто, водители рискуют еще и... лишиться прав

8:30 10 января 2013
ямы на дорогах
Тарас ТКАЧУК, «ФАКТЫ»
После морозов в Украине катастрофически испортились дороги, однако попытка судиться с дорожными службами за редкими исключениями приносит пострадавшим лишь новые проблемы и расходы

Перед выбоиной тормоз нужно отпустить, проехав через нее «накатом»

В такое отвратительное состояние, как сейчас, столичные дороги обычно приходят лишь к началу марта, однако этой зимой сильные морозы и рекордные снегопады «убили» асфальт еще до новогодних праздников. Уложенные ремонтниками весной и летом «заплатки» на дорожном покрытии сплошь и рядом поотпадали — проспект Победы, Кольцевая, проспект Бажана, а также многие другие крупные столичные автомагистрали усеяны ямами. На подъездах к городу ситуация не лучше: знаменитый украинский «автобан» Киев — Одесса за пару километров от КП встречает гостей города «минным полем» — участком сплошных глубоких выбоин. Рядом на обочине валяется множество разбитых пластиковых колпаков — при сильном ударе их отрывает от стального колесного диска.

Впрочем, стоит отдать должное дорожным службам: перед опасным участком ремонтники сначала поставили знак ограничения скорости до 50 километров в час, а накануне Рождества спешно подлатали дыры. Хотя, очевидно, что уложенные в такую погоду «латки» продержатся лишь до следующего сильного снегопада. Выстоять в непогоду, кроме Бориспольской трассы, удалось разве что Столичному шоссе, ведущему в элитные пригородные поселки Кончи-Заспы.

По словам работников шиномонтажных станций и СТО, несмотря на праздники и выходные дни, количество обращений водителей по поводу повреждений колесных дисков и подвески выросло за последние полторы недели в разы.

— Во время праздников пробки исчезли, на дорогах стало свободнее, вот автомобилисты на радостях и стали «летать», попадая на полном ходу в ямы, — рассказывает Виктор, мастер по ходовой части одной из столичных техстанций.

РЕКЛАМА

Чтобы не пришлось раскошеливаться на дорогостоящий ремонт, специалисты рекомендуют водителям прислушаться к таким советам.

  • Выберите автомобиль, который движется примерно с такой же скоростью, и, сохраняя достаточно большую дистанцию, двигайтесь за ним — так вы заранее будете узнавать о возможных сюрпризах на дороге. При этом старайтесь не сближаться: поздно заметив яму, водитель идущей впереди машины может резко затормозить. Кроме того, из-под его колес вылетают камни, да и лобовое стекло придется чистить чаще.
  • Перед тем как объехать яму, обратите внимание на двигающиеся по соседним полосам автомобили. Их водители могут не успеть среагировать на ваш резкий маневр. В итоге, спасая подвеску, вы рискуете спровоцировать аварию с куда более тяжкими последствиями. На заметку: при последующем выяснении обстоятельств ДТП яма, даже большая и глубокая, не будет служить оправданием ваших действий. Правила дорожного движения гласят, что водитель должен быть внимательным, учитывать дорожную обстановку и, заметив на своей полосе движения препятствие, снизить скорость, а при необходимости даже остановиться. О праве водителя маневрировать, чтобы спасти подвеску машины и колесные диски, там ничего не сказано.
  • Сбрасывайте скорость, когда вы еще не приблизились к яме. Непосредственно перед препятствием тормоз рекомендуется (как бы это ни казалось противоестественным) отпустить. Дело в том, что при резком торможении большая часть веса машины перебрасывается на ее переднюю часть, что увеличивает силу удара. Отжав педаль тормоза, преодолеваем яму «накатом» на малой скорости — так, чтобы колеса катились, а не падали в пробоину. Тогда меньше риск повредить покрышку.

«Запишите в протокол все факты, которые свидетельствуют в вашу пользу»

Но если уберечь «железного коня» не удалось, вы все-таки влетели в яму и предстоит недешевый ремонт, можно ли попытаться возместить убытки за счет дорожных служб, которые отвечают за состояние улиц? Юристы утверждают: можно. Ведь согласно украинскому ГОСТу глубина отдельных просадок и выбоин на дороге, которая считается автомобильной, не должна превышать четырех сантиметров, предельная высота наплывов не может быть больше двух сантиметров (в том же ГОСТе, к слову, указывается, что ликвидация этих ям в осенне-весенний период не должна превышать 5-10 дней в зависимости от категории дороги). Так что, если у ямы, в которую вы «влетели», глубина больше (а такое сплошь и рядом), это формально дает вам право обращаться с иском в суд. Правда, для этого факт ДТП необходимо официально зафиксировать. А потому на место происшествия хочешь не хочешь придется вызвать сотрудников ГАИ. И вот здесь автомобилистов может ожидать неприятный сюрприз.

РЕКЛАМА

— Водитель должен потребовать у инспекторов вызвать представителей дорожной службы, на которых и нужно составить протокол, — рассказывает адвокат Алексей Моисеенко. — Но, как правило, инспекторы отказываются это делать и составляют протокол не на дорожную службу, а на самого водителя. Они поясняют свои действия тем, что вы якобы нарушили пункты 12.1 и 12.3 Правил дорожного движения, не учли дорожную обстановку и не выбрали безопасную скорость движения, в результате чего наехали на препятствие и повредили свой автомобиль. В конце концов у «правонарушителя» изымают водительское удостоверение. В этой ситуации некоторые водители, возмущенные вопиющей, по их мнению, несправедливостью, отказываются подписывать протокол, тем самым выражая свое несогласие. Но это ошибочная тактика. Отсутствие подписи на протоколе не освобождает вас от ответственности, но дает возможность инспекторам дописать в протокол выгодные им данные (такая необходимость может возникнуть, если после ваших жалоб в ГАИ этим делом займется руководство). Правильным будет внести в протокол все факты, которые бы свидетельствовали в вашу пользу. Необходимо добиться, чтобы выбоина с указанием ее параметров была нанесена на схему ДТП. Нужно обязательно написать в своих пояснениях, что знака, предупреждающего о плохом дорожном покрытии, не было. А освещенность и погодные условия таковы, что заметить выбоину просто невозможно. Также стоит найти свидетелей и самому сфотографировать яму на дороге, чтобы было ясно, в каком именно месте она находится.

К сожалению, даже имея свидетелей, протокол, схему, пояснения и фотографии, доказать вину дорожников довольно сложно. Ежегодно к «Укравтодору» со стороны пострадавших водителей предъявляются сотни исков. Однако выиграть процессы (а потом еще и получить деньги) удается единицам. Как правило, суды удовлетворяют требования водителей лишь в случае, когда автомобиль на полном ходу влетел в открытый канализационный люк. Смог отсудить компенсацию и киевлянин, попавший в провал, который возник из-за прорвавшей трубы, и разбивший свою и чужую машины. В ситуации с обычными ямами шансы чего-то добиться минимальны — в основном водителям удается лишь доказать свою невиновность и сохранить права. На большее судьи не идут.

РЕКЛАМА

Бесспорно, говорят правозащитники, на стороне водителя Закон «О дорожном движении». В нем говорится, что «участники дорожного движения имеют право на безопасные условия дорожного движения, на возмещение убытков, причиненных вследствие несоответствия состояния автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов требованиям безопасности движения». Однако чаще всего суды руководствуются тем, что водитель должен «ехать с такой скоростью, чтобы имелась возможность вовремя обнаружить выбоины, представляющие опасность для движения, и принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства». Судьи считают, что автомобилисты, как правило, в состоянии обнаружить ямы. Просто надеются проскочить или едут слишком быстро.

В любом случае судебные тяжбы с дорожными службами затягиваются на годы. Так что водителям нужно быть вдвойне осторожными — за разбитые колеса и подвеску отвечать придется им самим.

6057

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров