Валерий Лозовой: «Мы вынуждены переходить к автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения»
На днях Валерий Лозовой встретился с главными редакторами и журналистами ведущих изданий Украины. В этой встрече, во время которой обсуждались проблемы и новшества, связанные с работой ГАИ, приняли участие и «ФАКТЫ». О самом интересном из того, о чем говорили газетчики с Валерием Лозовым, предлагаем читателям узнать из этой публикации.
«О безопасности дорог нужно думать еще при их проектировании»
— Весь прошлый год мы работали по новым критериям, — говорит Валерий Николаевич, — полностью уйдя от старой формы оценки работы ГАИ по количеству составленных инспекторами протоколов. Сейчас основным критерием деятельности нашей службы является состояние аварийности на автодорогах и в населенных пунктах страны.
Если вы заметили, на дорогах государственного значения стало гораздо меньше нарядов ДПС. Остались только стационарные посты и автопатрули, которые и выявляют нарушения Правил дорожного движения.
Кроме предупреждения аварийности, Госавтоинспекцией сделан большой объем работы, направленной на выполнение социальных инициатив Президента Украины, Национального плана действий по внедрению программы экономических реформ на
Уменьшилось число всевозможных ненужных операций, платных услуг, количество которых сократилось где-то в два раза. А стоимость оставшихся услуг была снижена.
Например, выдачу водительских удостоверений мы упростили до минимума, и сейчас сдавать экзамен приходится только в трех случаях: получая после окончания автошколы водительское удостоверение, открывая категорию и после лишения водительского удостоверения за определенное нарушение Правил дорожного движения.
— Валерий Николаевич, как по-вашему, влияет ли состояние дорог на количество ДТП?
— Естественно, состояние дорожного покрытия — один из факторов, влияющих на число ДТП. Воздействие это может быть и прямым, и косвенным. Мое мнение, что о безопасности дорог нужно думать еще при их проектировании. К сожалению, не всегда так бывает. Например, новая трасса Киев — Чоп в Ровенской области проходит через населенные пункты, что несет множество рисков. Я думаю, что через населенные пункты дорога государственного значения проходить не должна!
Все развязки на упомянутой дороге находятся на одном уровне: и примыкание других дорог, и пересечение с ними, и развороты. Не выдерживает критики также покрытие улично-дорожной сети населенных пунктов. Водители, во избежание повреждения своих автомобилей, вынуждены объезжать бесконечные выбоины, и любой их маневр влечет создание аварийной ситуации для других участников дорожного движения.
Дважды в год — весной и осенью — мы проводим комиссионное обследование автомобильных дорог вместе с коммунальными службами и службами автодорог. По итогам обследования информируем Министерство инфраструктуры, Министерство жилищного хозяйства, органы прокуратуры. Кроме того, составляем административные протоколы на владельцев дорог, в том числе и за зимнее содержание — если дороги не убираются и не обрабатываются материалами противоскольжения. То есть принимаем все зависящие от нас меры. Но, к сожалению, зачастую получаем ответы, что на устранение недостатков нет средств!
«Переход на автоматическую фотофиксацию нарушений Правил дорожного движения надо закрепить законодательно»
— В продолжение этой темы хотелось бы вспомнить недавнюю публикацию в «ФАКТАХ», в которой говорилось о тенденции, когда в суде были выиграны иски только теми владельцами, транспорт которых стоял. Известно, что Правила дорожного движения обязывают водителей выбирать такую скорость, чтобы не попадать в ямы, не создавать ДТП. Но что делать, скажем, в темноте, на неосвещенной дороге? А ведь так бывает очень часто... Скажите, пожалуйста, может, назрел какой-то законопроект, в котором была бы закреплена ответственность дорожных служб за ненадлежащее состояние покрытия?- Я вас полностью поддерживаю. Но считаю, что и водители должны быть более подготовленными в правовом плане и активнее обращаться с исками в суд.
В моей практике был случай, когда машина попала в открытый люк, и водитель выиграл у коммунальной службы исполкома порядка ста тысяч гривен. Это был дорогой «Мерседес», у которого оказалось вывернуто колесо и повреждена подвеска.
— Валерий Николаевич, интересно было бы узнать, ГАИ навсегда отказалась от практики так называемых писем счастья, когда нарушители правил получали по почте материалы фотофиксации этих нарушений?
— После тестирования в конце прошлого года принято решение о внедрении автоматизированных комплексов «Гарпун», которые позволяют измерять скорость автомобиля на расстоянии, выявляя таким образом нарушителей скоростного режима.
В нынешнем году на дорогах государственного значения такими автоматизированными комплексами заменят старые измерители скорости (типа «Искра», «Радис» и другие), которые не имеют функции фото-, видеофиксации нарушения.
Фактически мы вынуждены переходить к автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения. Но сначала это положение надо закрепить законодательно.
— Почему, на ваш взгляд, так и не стали популярны европротоколы?
— Водители жалуются, что не умеют их заполнять. Может, есть смысл в автошколах отводить каких-то четыре часа, чтобы водители научились составлять схемы в европротоколе? Или же более плотно работать в этом плане с самими страховыми компаниями?
— Заполнить этот протокол несложно, но остаются опасения, что если не вызвать ГАИ, можно остаться, как говорится, с носом, и страховая компания не выплатит денег. Там, кстати, при оформлении полисов советуют на всякий случай вызывать ГАИ.
— Госавтоинспекции ведь надо еще доехать до места ДТП. Наш дежурный, конечно, видит ближайший к месту происшествия наряд, так как автомобили оборудованы системами GPS, и направляет его туда. Но что можно сделать, если на дороге в четыре ряда стоят машины? Мигалку включи — и она не поможет.
Поэтому, думаю, что вместе с представителями Моторно-транспортного страхового бюро, крупных страховых компаний можно найти решение этой проблемы.
— Вернемся к внедрению приборов автоматической фиксации превышения скорости. Как они будут работать? За границей, насколько я знаю, прибор фотографирует номер автомобиля и лицо водителя. А как будет у нас?
— Используя мировую практику, целесообразно фиксировать изображение автомобиля и его номерного знака. У нас, видимо, будет так же. И отвечать за нарушение станет владелец транспортного средства.
Если это будет принято на законодательном уровне, то на то, чтобы владелец сам смог оплатить штраф либо сообщить в ГАИ, кто на самом деле управлял машиной, когда было совершено нарушение Правил дорожного движения, будет отведено определенное время.
Кстати, если в городских условиях мы фиксируем нарушение скорости начиная с 80 километров в час, то до
«Обязательное ношение светоотражающих элементов на одежде может спасти пешеходу жизнь»
— Сколько сейчас в Украине стационарных постов ГАИ?
— Приказом утверждены 95 таких постов, которые оборудованы системой видеоконтроля «Рубеж». В Киеве, к примеру, работают шесть стационарных постов на выездах из города. Их эффективность очень высокая, о чем свидетельствует такой пример: когда у нас, на выезде из Киева на Броварском шоссе, на стационарном посту «Быковня» установили систему фотовидеофиксации «Арена», то за одни сутки работы в тестовом режиме в одной только левой полосе было зафиксировано... 2 тысячи нарушений.
— Есть вещи, на которые ГАИ не может повлиять, например, на введение обязательного ношения светоотражающих элементов на одежде у пешеходов, инициативу по поводу которого вы выдвинули. Как себе представляете реализацию этого правила?
— Использование светоотражающих элементов пешеходами это, прежде всего, их безопасность. Ведь в темноте на дорогах людей практически не видно, что становится причиной ДТП. А если бы у них на одежде был хоть какой-то светоотражающий элемент, это спасло бы им жизнь.
Существуют специальные фликеры, которые можно вынуть из кармана и легко закрепить на рукаве или пристегнуть к одежде. В прошлом году в рамках акции мы раздали тысячи этих фликеров детям. А ведь с таким устройством в темноте пешеход становится заметнее. Речь ведь не о том, чтобы полностью одеться в светящуюся одежду. Для детей вообще можно использовать специальную обувь — они это любят, или портфели со светящимися полосками.
— Чем вызвано возвращение к норме обязательного включения ближнего света?
— Исследования показывают, что включение ближнего света фар в светлое время повышает информативность автомобиля, что снижает риск совершения ДТП. Машина становится заметнее не только для водителей, но и для пешеходов, велосипедистов.
В автомобилях современного типа фары включаются автоматически. Остальным мы предлагаем привыкнуть к этому новшеству. Такова европейская практика.
Кстати, в последнее время я получаю очень много писем со словами благодарности в адрес сотрудников ГАИ, — говоит Валерий Лозовой. — Вот недавно пришло письмо из Киева, я так понял, что писал его мужчина лет
Материал подготовили Ирина ДЕСЯТНИКОВА, Александр ЛЕЩЕНКО, «ФАКТЫ»
3530Читайте нас в Facebook