ПОИСК
Культура и искусство

«Владимир Трошин умолял Соловьева-Седого разрешить ему спеть песню „Подмосковные вечера“, которую все забраковали»

7:30 27 марта 2013
Владимир Трошин
София ДЕВИР, специально для «ФАКТОВ»
Пять лет назад ушел из жизни исполнитель шлягеров «Тишина», «Я сказал тебе не все слова», «Одинокая гармонь»...

Владимир Трошин сделал хорошую актерскую карьеру. В двадцать пять лет он получил Сталинскую премию за роль сельского изобретателя Ивана Яркина в спектакле «Вторая любовь». Снимался в таких фильмах, как «Дело было в Пенькове», «Гусарская баллада», «У матросов нет вопросов», «Старый Новый год», «Битва за Москву», «Волкодав». Более сорока лет работал в МХАТе, где сыграл около восьмидесяти ролей.

Но настоящую славу Трошину принесла эстрадная песня. Владимира Константиновича можно с полным правом назвать родоначальником жанра актерской песни, в основу исполнения которого положены не выдающиеся вокальные данные, а редкая задушевность. Все его песни («Люди в белых халатах», «За фабричной заставой», «Морзянка», «Мы жили по соседству», «Ты не печалься») неизменно становились шлягерами. Конечно же, когда речь заходит о Трошине, в первую очередь вспоминают легендарную песню «Подмосковные вечера». О Владимире Константиновиче рассказывает актер театра и кино Николай Чиндяйкин.

— Николай Дмитриевич, вы ведь лично знали Владимира Трошина?

— Для меня Владимир Константинович не просто известный актер или певец, он — часть моей жизни. Я действительно имел счастье пересечься с ним, правда, случилось это уже ближе к концу его жизни. Поскольку сам пою, очень люблю это занятие, пользуюсь любой возможностью, чтобы выступить на публике. Так получилось, что мы с Владимиром Трошиным вместе участвовали в нескольких концертах. Самые запоминающиеся состоялись в Питере, они были посвящены годовщине снятия блокады Ленинграда.

РЕКЛАМА

*Николай Чиндяйкин

В поезде по дороге в Петербург мы с Владимиром Константиновичем оказались в одном купе. Уже были знакомы, но эти несколько часов, проведенных вместе, позволили мне узнать его гораздо лучше. Мы с ним выпили по рюмочке (больше он себе не позволял), поговорили. Трошин был человеком веселым, любил посмеяться, рассказать анекдотическую историю. А потом наш разговор зашел о чудесах, и мы с ним, как мальчишки в пионерском лагере, рассказывали друг другу детские страшилки о привидениях и походах ночью на кладбище.

РЕКЛАМА

Тогда я ему сказал: «Владимир Константинович, а ведь главное чудо в том, что вы сидите напротив меня, и я с вами сейчас разговариваю. Вспоминается, как ровно пятьдесят лет назад я сидел на крыльце своего дома и из предшественника радиоприемника репродуктора (многие нынешние молодые люди и понятия не имеют, что это такое) впервые услышал „Подмосковные вечера“. Мог ли тот мальчик представить себе, что впереди его ждет встреча с Трошиным?» В ответ певец только рассмеялся, но я видел, что мои слова ему приятны. Владимир Константинович тут же сказал: «А помнишь, там есть женский вокализ? Это же я его придумал, авторы упирались и не хотели его вставлять, а я настоял. И разве я был не прав?» Все, что он мне говорил, воспринимал и воспринимаю как волшебство. Трошин поделился многими подробностями о том, как создавались «Подмосковные вечера».

— Эту песню, кажется, несколько раз пытались отправить в корзину?

РЕКЛАМА

— Все началось с того, что Василий Павлович Соловьев-Седой написал музыку на слова Михаила Львовича Матусовского (кстати, композитор, будучи ленинградцем, настаивал на том, что она должна называться «Ленинградские вечера», в то время как поэт написал «подмосковные»), но песня музыканту не понравилась. Соловьев-Седой спрятал ноты, как говорится, в дальний ящик и вспомнил о них только тогда, когда нужно было срочно написать песню к документальному фильму «Дни спартакиады». Он немного переделал мелодию и сыграл перед худсоветом, который тут же все забраковал: дескать, мелодия некрасивая, а слова неинтересные. Авторы уже смирились с тем, что «Подмосковные вечера» придется выбросить — в конце концов у всех творческих людей бывают неудачи. Но тут их вызвали снова и заявили, что песню все-таки принимают.

— С исполнителями тоже возникли проблемы?

— Спеть «Подмосковные вечера» предложили Бернесу, но Марку Наумовичу категорически не понравились слова: «Что значит „речка движется и не движется“, — возмущался он. — Разве такое возможно? А как можно смотреть „искоса, низко голову наклоня“? Вы сами когда-нибудь пробовали так делать?» В общем, над многострадальной песней в очередной раз нависла угроза исчезновения.

Владимир Константинович рассказывал, что буквально умолял Соловьева-Седого разрешить ему спеть никому не нужную и уже «похороненную» песню. Но композитор даже слышать ничего не хотел: «Песня не получилась, и ничего тут не поделаешь!» «Ну дайте „Подмосковным вечерам“ последний шанс, — не отступал Трошин. — Разрешите мне попробовать». В конце концов Василий Павлович выругался, но согласился. С большим трудом уговорили оркестр поработать сверхурочно. Владимир Константинович вспоминал, что Соловьев-Седой рассказал оркестрантам начало анекдота, а потом сказал: «Если хотите услышать, чем эта история закончилась, сыграйте уже надоевшую вам песню еще раз». Песню все-таки записали. После того как «Подмосковные вечера» прозвучали в воскресной радиопрограмме «С добрым утром!», ее запела вся страна, а со временем она стала невероятно популярной и за границей. Владимир Константинович гордился этим, как ребенок.

— Владимира Трошина называют русским Синатрой. Вы согласны с таким определением?

— Да ради Бога, если кому-то это сравнение нравится, то почему бы его не употреблять. Думаю, когда Владимира Константиновича так называют, то имеют в виду не отношение к творчеству или манеру исполнения, а скорее всего, степень его популярности. Для меня Трошин — просто русский актер, лицо нации в самых глубинных ее проявлениях. Трудно представить человека, который не знает фамилию Трошин, но даже если он ее не помнит, то песни и романсы в его исполнении, стоит им зазвучать, обязательно узнает с первых же музыкальных тактов.

Сила Трошина как исполнителя была прежде всего в адресном обращении. Он будто говорил зрителям: «Мне не нужны миллионы, я пою для каждого из вас. Для тебя, дядя Петя, и для тебя, тетя Маша». И дядя Петя с тетей Машей, включая телевизор или радио, были уверены, что он поет только для них.

— Как принимали Владимира Трошина зрители?

— Его влияние на зал можно было назвать магическим. Казалось бы, совершенно неяркий, скромный человек, со спокойной пластикой, не делавший ничего напоказ (и во внешности, и в поведении он был минималистом), за счет потрясающей глубины чувств и адекватного отражения их в песне поражал людей. Стоило ему начать петь, как зрители буквально замирали. Когда песня заканчивалась, еще несколько мгновений царила тишина, и только потом зал взрывался аплодисментами. Он жил и творил внутри своего народа, и народ это чувствовал. Любовь к нему была глубокой, вне кокетства. С поверхностной популярностью современных исполнителей ее сравнить нельзя. Исполнение Трошина не имело никакого отношения к сфере развлечения, оно было из мира подлинных чувств, любви, труда, созидания.

*Владимира Трошина называют родоначальником жанра актерской песни, в основу которого положена редкая задушевность

Сейчас, когда Владимира Константиновича уже нет в живых, можно с полным правом сказать, что это был великий артист, который совершенно спокойно — без пиететаа- относился к собственному творчеству. Он не вел картотеку своих записей, не собирал диски и пластинки, да он даже не подсчитывал, сколько всего песен записал в течение жизни. Если ему нужна была песня, он звонил знакомым коллекционерам и просил: «Мне нужна такая-то запись. Может быть, у тебя она есть?» Сам Владимир Константинович только в самом конце жизни стал обращаться на радио, чтобы ему нашли нужную песню. Он не носился со своим творчеством, как дурень с писаной торбой, я бы не удивился, если бы оказалось, что он вообще не считал свою работу особенной и важной для людей. Мне он говорил: «Понимаешь, для меня главное спеть, на коллекционирование своих записей и их систематизацию меня просто не хватает».

— А как он относился к текстам своих песен?

— Можно сказать, позволял некоторое легкомыслие в отношении к переводным песням и романсам, смысл которых иногда, мягко говоря, хромал. Помню, как спросил его: «Владимир Константинович, а что вы в таких случаях делали?» Он рассмеялся и как-то очень просто ответил: «А я их и не пел. Если слова были совсем уж глупыми, я их просто выбрасывал. Ну, подумаешь, песня будет короче на один куплет — ничего страшного». Вообще же, у него был потрясающий репертуар, в том числе много, как сказали бы сейчас, корпоративных песен. Он спел и про врачей, и про моряков, и про космонавтов, и про журналистов, и даже про волшебников.

— В жизни Владимир Константинович был таким же скромным, как и на сцене?

— Помню, когда я зашел в купе, увидел пожилого, но подтянутого человека в трогательной лыжной шапочке. Я сначала даже не понял, зачем он ее надел. Поскольку он, как и я, был лысоват, боялся в поезде простудиться, поэтому натягивал шапку по самые уши. К тому же, рассказал он мне тогда, в такой шапочке удобно спать — не мешает стук колес.

Он говорил, а я сидел, смотрел на него, и мне больше всего хотелось с ним сфотографироваться, тем более, что у меня был с собой телефон с хорошим фотоаппаратом. Сейчас такие фото в большой моде. К артистам, в том числе и ко мне, часто на улице подходят люди с просьбой сфотографироваться. Со мной тысячи людей снимаются, я никому не отказываю. Но Трошина я почему-то постеснялся об этом попросить. Подумал: «Вот будет у нас следующий концерт, тогда и сфотографируемся, тем более что за кулисами как-то удобнее ему это предложить — там другая атмосфера». Но вскоре после этой поездки Владимира Константиновича не стало... Зато мы имеем возможность слушать песни и романсы в его исполнении.

2977

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров