Когда 37-летний житель Дебальцево Виталий Зинченко закончил свое выступление на проходившем в Донецке кастинге нового телешоу «Україна має талант!», ему не стали задавать вопрос: «Что вы сделаете, если выиграете миллион?» Ему просто аплодировали. В порядке исключения этому конкурсанту разрешили остаться в зале — чтобы подождать, пока выступят его родственники, также демонстрировавшие свои таланты. Дело в том, что без помощи родных Виталию трудно передвигаться по ступенькам даже на костылях: его ступни сильно деформированы, а координация движений нарушена в результате детского церебрального паралича. Но болезнь не мешает Виталию Зинченко решать такие задачки, с которыми даже преподаватель математики справляется исключительно с помощью калькулятора: например, возводить 88 в пятую степень. Двадцать секунд — и ответ готов…
«Этой системой пользовались еще египетские жрецы»
- Пять миллиардов 277 миллионов 319 тысяч 168 (5 277 319 168), — покорил Виталий жюри трудночитаемой цифрой. — Может быть, давайте я следующую цифру постепенно возведу со второй до пятой степени? Или извлеку корень из заданного вами 9−11-значного числа.
Жюри едва успевало следить за правильными ответами на калькуляторе. Только машинка могла так быстро считать! А собственного корреспондента «ФАКТОВ», побывавшего у этого уникума в гостях, Виталий сразил наповал невиданными математическими фокусами. Я задавала ему задачки, естественно, с помощью калькулятора. Неизвестные (!) десятизначные числа Виталий… отгадывал по двум первым цифрам, а затем извлекал корни из заданных ему чисел.
- Загадайте число, — начал Виталий. — Сколько в нем цифр? Назовите мне одну или две первые цифры.
Услышав, что первые цифры в десятизначном неизвестном, которое я загадала, 41, Виталий через 15 секунд произносит: «4 миллиарда 182 миллиона 119 тысяч 424. Это число 84, возведенное в пятую степень. Правильно?» «Кажется, да», — неуверенно отвечаю я, с трудом прочитывая цифру 4 182 119 424. Для следующего «фокуса» передаю калькулятор жене Виталия: Ирина быстрее меня научилась читать вслух примеры, которые ее супруг однажды демонстрировал на «Гиннесс-шоу» в Киеве. «Виталик, первые две цифры из десяти — 49», — произносит Ира, разворачивая ко мне экран калькулятора. «Заданное число 4 984 209 207. Ты возвела 88 в пятую степень», — через 30 секунд отвечает Виталий.
Сделав умное лицо, я стараюсь незаметно произвести всю операцию сначала. Пока пыталась лишь правильно прочесть высветившееся на калькуляторе число, уже успела позабыть, какое число взяла изначально и в какую степень его возвела — чтобы получился сложный результат для загадки. Благо, хоть конечный результат я догадалась сразу записать на бумаге!
- Вы не торопитесь, — советует Виталий, видя мои мучения. — Возьмите число и возводите в выбранную степень постепенно, пока у вас не получится та цифра, которую вы мне загадали. Получилось?
- Вы, наверное, были победителем всех олимпиад в школе? — вздыхаю я, в третий раз сбиваясь со счета на калькуляторе. — Математический факультет с красным дипломом оканчивали?
- Я окончил… исторический факультет в Донецком национальном университете, — снова удивил меня Виталий. — В школе меня хотели принять сразу во второй класс — с четырех лет я уже читал. Но родители побоялись, что буду болеть и отстану от сверстников. Учась в школе, я ненавидел математику. Учительница часто выгоняла меня из класса. Я задавал слишком много вопросов. Может быть, она подозревала, что не на все из них сможет ответить. Но, учтите, в моих вычислениях нет никакой математики! Это феномен расширенного проявления памяти. Беру калькулятор, набираю в нем всякие числа и запоминаю комбинации этих чисел, мобилизуя свое подсознание. Я применяю древнюю систему сосредоточения, которой пользовались еще египетские жрецы. Примерно ту, благодаря которой мобилизуют свои скрытые физические и умственные резервы йоги и буддийские монахи. Вспомните, как учат таблицу умножения. Нужно только очень захотеть…
Подозревая, что Виталий что-то недоговаривает, я мучительно пыталась раскрыть его секрет. Увы…
«Люди с трех часов утра занимали очередь, чтобы вступить в нашу партию»
- Он и правда все на свете запоминает, — убеждает меня Ирина, супруга Виталия. — Каждый день шокирует: «Сегодня день рождения моего друга, а завтра такой-то праздник». Стоит ему познакомиться с человеком и хоть раз услышать дату его рождения, он тут же запоминает! У него столько знакомых, что я сначала даже ревновала: по улице вместе пройти невозможно — вокруг только и слышишь: «Здрасьте, здрасьте… «
Мама Виталия, Наталья Васильевна, рассказала мне о том, как сын приобрел такую сумасшедшую популярность.
- Мы с отцом Виталия (папа нашего героя уже умер. — Авт.) работали на железной дороге: я — проводницей, муж — крановщиком, — поведала пенсионерка. — Просились в такой график, чтобы по очереди водить Виталия в школу и ждать его под дверью. Ведь в школе ничего не было приспособлено для передвижения инвалидов. В туалет сходить — вообще проблема! Потому, когда Виталик собрался поступать в университет, мы были категорически против. Да еще пришло уведомление, что при поступлении на заочное отделение его I группа инвалидности никаких привилегий не дает…
Но упрямый сын взбунтовался, даже объявил голодовку! И с первого раза поступил.
- Опасаясь, что недоберу нужного количества баллов, я решил поступать сначала на истфак, чтобы потом перевестись на юридический факультет, — вспоминает Виталий. — Но сдружился со своими сокурсниками и не стал переводиться. А из меня получился бы отличный адвокат: я это понял, когда мне пришлось защищать себя в суде. Мне дали три года условно.
В ответ на мой немой вопрос, Виталий рассказал, как оказался на скамье подсудимых. Дипломированный историк-инвалид в родном городе оказался востребованным лишь во Дворце детского творчества. Виталий вел сразу несколько кружков: по истории, шахматам, писал сценарии для КВН-щиков, организовывал дискотеки и заседания клуба «Эрудит» — аналог интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?». Но такое занятие его не удовлетворяло: он видел себя общественным деятелем. И случай подвернулся: в 2000 году Виталий нашел в газете приглашение на выступление лидера одной из партий. Не важно, какая это была партия, их в те годы было не счесть. Сейчас от нее осталось практически одно название: в парламенте она уже давно не представлена. Зато в городе Дебальцево эту партию помнят до сих пор…
- Виталика на первом же собрании выбрали председателем нашей городской организации, — не без гордости вспоминает старшая сестра Инна. — Через пару месяцев брата возили на областные конференции с эскортом. Представляете, въезжает в Дебальцево семь-восемь машин, из которых выходят вооруженные охранники, парторги областных, столичных ячеек и мой брат?!
- Численность городской организации превышала численность киевской: люди с трех утра занимали очередь, чтобы… вступить в нашу партию, — улыбается Виталий. — Не прошло и трех месяцев, как бюджет нашей городской партийной организации составил 100 тысяч гривен. Мы даже благотворительностью занимались. У руководителя местной организации инвалидов глаза округлялись, когда он видел перед собой меня — на костылях и с подарками. Взносы у нас платили с удовольствием — видя в том свой прямой материальный интерес…
Оказывается, популярность той партии в Дебальцево гарантировал не только ее харизматичный лидер, но и некий инвестиционный фонд. Дивиденды от вложенных в него инвестиций подкреплялись успешной работой предприятия, выпускающего ликвидную продукцию. Естественно, что жители небольшого города, которые вкладывали свои сбережения в этот инвестиционный фонд, а уже через неделю получали стопроцентную прибыль (!), уверовали в то, что идут «правильной дорогой». Деятельность дебальцевской партийной ячейки на полосах городской газеты стала темой номер один. А между тем завоевать сознание людей стремились и другие политические силы. В Дебальцево развернулась ожесточенная идеологическая борьба…
Политическая карьера молодого парторга завершилась в одночасье. В тот момент, когда Виталия выдвинули кандидатом на должность председателя областной парторганизации, финансовое благополучие его городской парторганизации неожиданно рухнуло. Было ли это местью конкурентов, финансовым крахом учредителей инвестиционного фонда или аферой «держателей кассы», Виталий точно не знает. Но, съездив в областной банк за очередным миллионом для раздачи дивидендов землякам-вкладчикам, он вернулся ни с чем. Счет был пуст. А у городского офиса партии Зинченко уже ожидали бойцы «Беркута» с наручниками и не получившие своих дивидендов бывшие единомышленники. Куда подевались деньги вкладчиков-партийцев, так и не выяснилось. Но всю вину свалили на парторга: суд обвинил Зинченко в мошенничестве, приговорив к трем годам лишения свободы условно.
- Я был неискушенный и верил людям, это меня и подвело, — рассуждает Виталий. — Но больше не дам себя использовать. Теперь, когда буду воплощать в жизнь свой новый бизнес-план, застрахую себя от таких неприятностей: ведь Уголовный и Уголовно-Процессуальный кодексы я уже выучил назубок!
«Я так себя натренировал, что числа мне снятся»
Виталий Зинченко сегодня разработал свой бизнес-план продаж товаров в режиме офлайн.
- Это будет предприятие выгодное и для производителя, и для оптовика, и для потребителя — никакой товар не будет залеживаться, — убежден мой собеседник. — Такому бизнесу кризис не страшен. А товарооборот — это основа экономики любого государства. Только мне нужен мобильный руководитель проекта, желательно с автомобилем. Я хоть и поддерживаю себя физически, но не уверен, смогу ли передвигаться без костылей, и точно не смогу водить автомобиль.
- Когда мы с Виталием познакомились, он и на костылях ходить не мог, — подхватывает тему жена Ирина. — Раньше вообще самостоятельно передвигался, а будучи студентом, упал. Травмировал ногу, три года не мог на нее наступать — так она болела. Вот мышцы и атрофировались. Мама повсюду его водила, даже ко мне на свидания. Пока я не взбунтовалась: «Ты так и будешь ко мне вместе с мамой приходить? Вставай на костыли!»
… Ира и Виталий вместе уже 11 лет. Живут на свои пенсии по инвалидности: у Виталия — чуть больше 600 гривен, у Ирины, страдающей тяжелой формой сколиоза, — чуть больше 500. Да еще крошечная 33-летняя Ирина (ее рост всего 130 сантиметров) умудряется подрабатывать на обслуживании торговых автоматов (тех, из которых достают игрушки). Виталий тоже нашел себе занятие в интернете. Консультирует, например, тех, кто страдает от неразделенной любви — с этой проблемой к нему обращаются чаще всего. Два года назад у этой замечательной пары появился ребенок, но, увы, спасти новорожденного врачам не удалось. «Ничего, мы еще попытаемся», — не теряют надежды супруги.
- Воздействуя на свою психику и используя собственный интеллект, любой человек может активизировать память, — считает Виталий. — Даешь команду своему подсознанию что-то запомнить, а потом в нужный момент подсознание автоматически проецирует эту информацию на сознание. А существующий алгоритм вычислений помогает мне запомнить десятки тысяч комбинаций цифр. Даю команду подсознанию возвести конкретную цифру в какую-то степень, а мое сознание производит заданную операцию автоматически. Только у каждого человека индивидуальная система запоминания: у кого-то лучше зрительная память, кто-то запоминает на слух. Я так себя натренировал, что мне числа иной раз снятся…
Тем не менее Игорь Моисеенко, кандидат физико-математических наук, доцент, заместитель декана математического факультета Донецкого национального университета, усомнился в том, что какие-то «формулы» могут дать точный ответ на такие вычисления, произведенные без помощи техники или хотя бы записей:
- Как математик и программист я могу поставить вопрос о существовании каких-то полуэмпирических алгоритмов, которые могли бы достаточно быстро подсказать выход на правильный ответ. Тем не менее простое «подключение» — использование этих алгоритмов без уникальных вычислительных способностей и хорошей памяти — не дает таких результатов, которых достиг этот человек.
- Виталий, а что бы вы сделали, если бы таки выиграли миллион в телешоу или в лотерею? — интересуюсь на прощание.
- Я бы сделал из него миллиард! — Виталий уверен, что у него есть задатки бизнесмена, которые обязательно принесут ему успех.
1192Читайте нас в Facebook