Валерий Кеменов: «Когда житель Цейлона, заболев, обращается к знахарю, тот берет определенную маску и с ее помощью „изгоняет“ недуг»
О путешественнике и коллекционере Валерии Кеменове из Запорожья «ФАКТЫ» рассказывали не раз. Он посещает одну экзотическую страну за другой, откуда привозит предметы национальной культуры и быта, оригинальные сувениры и обязательно — маски народов мира. За двадцать лет у Валерия Васильевича образовалась замечательная коллекция, которую он этой весной презентовал в родном городе на выставке «Магия маски».
Среди экспонатов выставки есть изделие одного из выдающихся современных резчиков — индейца майя, работы которого демонстрируют лучшие галереи Америки и Европы.
— Я не мог не привезти такую красоту, — объясняет Валерий Кеменов.
Рядом расположилась маска ягуара — священного для индейцев майя животного, она сделана из гелиотисов — кусочков перламутровых раковин. И глиняные погребальные маски индейцев Анд...
— Скажите, Валерий, а где вам встречались самые необычные маски?
— На острове Цейлон. Оттуда я привез большую медицинскую маску. Она включает в себя 18 маленьких масок демонов. Дело в том, что сенегалы, живущие на Цейлоне (государство Шри-Ланка), свято верят, что все болезни вызывают демоны, каждый из которых имеет свое обличье. И когда человек приходит к знахарю с жалобой на какие-то недуги, тот берет определенную маску, с ее помощью «изгоняет» нечисть и врачует. Большая медицинская маска висит в доме у знахаря наподобие наших дипломов, подтверждая его квалификацию.
Цейлонские маски-обереги, увенчанные кобрами, охраняют от всяких напастей и от сглаза, их традиционно вывешивают над дверным или оконным проемом. Маска с прической в виде огня помогает в бизнесе, приносит удачу во многих начинаниях.
— А что означает «корона» из пяти черепов?
— Это тибетский Махакал — охранник и защитник учения Будды. Черепа напоминают людям о том, что они на этой земле временно, поэтому нужно спешить жить и делать добрые дела. Махакал грозный и свирепый только для тех, кто покушается на учение Будды, для всех остальных он добр и приносит удачу. А на западе Африки есть традиция дарить на свадьбу так называемый марьяж (от французского слова «свадьба») — скульптурное изображение мужчины и женщины, в виде барельефов или масок. И буквально с порога жилища можно узнать, кто в семье главный. Если маска мужчины повернута лицом к женской и находится чуть выше, значит, он заправляет в доме. Если возвышается изображение женщины, значит, муж — «подкаблучник». А когда супруги в ссоре, то барельефы вешают затылками друг к другу.
— Интересно, когда в мире появились первые маски?
— Самой старой, найденной при раскопках в Месопотамии, почти пять тысяч лет. В древних государствах делали погребальные маски, которые клали на лицо умершего. Самая известная из них маска египетского фараона Тутанхамона — девять килограммов чистого золота! Впрочем, маски из золота, бирюзы и нефрита с лиц умерших правителей делали еще ацтеки и инки. Существовали и маски закрытых тайных обществ, видеть которые мог только посвященный. Непосвященные же, тем более женщины и дети, — ни в коем случае. Когда начинала звучать музыка, извещавшая о том, что выносят эту маску, женщины и дети прятались по хижинам, потому что если они ее увидят, то их настигнет смерть. В племенах Африки такое поверье существует до сих пор.
Маска может быть только для лица — это личина (или харя, как ее еще называли в Древней Руси). А бывают маски огромные, больше человека, и передвигаются в них на ходулях.
— Они обладают собственной энергетикой?
— Думаю, да. Но только в том случае, если маска участвует в каком-то ритуале с шаманом или колдуном, если кто-то ею руководит. И воздействует она на тех, кто в это верит. Магия это, энергетика или психологическое влияние — не знаю.
У меня дома висела «маска смерти», подаренная человеком, которого я считал хорошим приятелем. Он оказался подлецом. Впоследствии этот человек повесился. Лично меня эта маска не трогала. Но мнительные люди начали убеждать: «Она нехорошо на нас смотрит, у нее плохая энергетика, ее надо убрать». Однажды я открыл форточку и... вышвырнул маску в палисадник. А через пару дней нашел в траве и повесил на место, так она до сих пор и украшает мою коллекцию. Я своими масками наслаждаюсь, каждая мне шлет привет из тех дальних стран и континентов, где побывал.
— Наверняка у вас были какие-то приключения, связанные с масками.
— В Эквадоре я купил так называемые тсантсы — головы мертвых врагов. Индейцы племени шуар в джунглях Амазонки делают такие «милые» вещицы — с черепов убитых врагов снимают кожу, зашивают ротовые, носовые и глазные отверстия, набивают песком и коптят над костром. Кожа усыхает, головы ужимаются до размера апельсина. Эти «сувениры» шуары носят на поясе, вешают перед входом в жилище, на щиты, на копья. Чем больше таких «предметов доблести», тем уважаемее воин. Мне предлагали купить настоящие головы, но это было дорого. И я ограничился тем, что приобрел в сувенирной лавке подделки, которые мало чем отличаются от настоящих, по крайней мере, для человека непосвященного. А перед отлетом домой у меня украли все документы, и я просидел в Эквадоре месяц — ждал бумаги для возвращения на родину. Понятное дело, таможенники у беспаспортного пассажира весь багаж вывернули наизнанку и увидели эти головы. Не передать, какое выражение лица было у пограничников! Они побежали к начальству, откуда вернулись сильно разочарованными — не удалось на мне заработать награду за доблестную службу. А если б я поддался на соблазн, свойственный всякому коллекционеру, и приобрел настоящие головы, то мог бы остаться в Эквадоре надолго...
*"Я своими масками наслаждаюсь, — говорит Валерий Кеменов. — Каждая из них — это привет из дальней страны, где я побывал"(фото автора)
2755Читайте нас в Facebook