За последние десятилетия высокие технологии плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Сейчас уже практически любому горожанину трудно представить свой быт без интернета или мобильного телефона, который может быть в несколько раз мощнее компьютеров, использовавшихся лет
*Успешный предприниматель Дмитрий Костик часто делится опытом с молодыми людьми, интересующимися информационными технологиями. На фото: встреча со студентами факультета информатики и вычислительной техники КПИ
— Хороший ресторатор знает, что интерьер заведения нужно обновлять каждые три-четыре года, — рассказывает Дмитрий Костик. — Поэтому мы решили создать ресторан-хамелеон: сегодня он оформлен в стиле «звездных войн», а завтра может приобрести черты ретро-заведения. Кроме того, внутреннее пространство зала может подстраиваться под вкусы посетителя. Например, клиенту предоставляется возможность с любого носителя вывести на стену фото любимой девушки или уважаемой тещи. Если же вы намерены угостить мороженым ребенка, то стол автоматически оформится в стиле Диснейленда, а также предложит малышу интерактивную компьютерную игрушку или раскраску. Мы назвали этот проект «Бочка с эмоциями». Эмоции — это то, что всегда будет привлекать людей и никогда не приестся.
А еще ресторан может распознать… постоянного клиента. Вы кладете свой телефон на интерактивный стол, и на панели тут же появляется адресное приветствие. Зная историю ваших заказов, система предложит любимую еду, напиток. Или же сообщит, что вчера здесь обедал ваш друг, оставивший хороший отзыв о новом блюде, и порекомендует попробовать его.
Кстати, сделав заказ, клиент может отследить в онлайн-режиме, как его готовят. И знаете, что самое смешное? То, что люди, побывав в таком ресторане, очень часто говорили практически одну и ту же фразу: «Теперь я точно уверен, что в мое блюдо ничего лишнего не положат!» А маленькие дети, думая, что это компьютерная игра, пытались управлять поварами.
— Сейчас многие сетуют, что молодежь предпочитает общение в интернете личным встречам с друзьями…
— Часто посетители кафе полностью сосредотачиваются на своих мобильных телефонах или планшетах: что-то ищут в интернете или общаются в социальных сетях. Наша технология позволяет делать то же самое, но вместе с друзьями, сидящими рядом. Использовать не маленькие экраны телефонов, а всю площадь столешницы, чтобы, например, показать свои фото из недавней поездки. Кроме того, мы сделали ставку на социальный аспект, объединив интерактивные столы в сеть. Таким образом, наш клиент может отправить сообщение девушке, сидящей в дальнем углу зала, заказать ей бокал вина. Мы создали не только программное обеспечение для ресторана-хамелеона, но и сами столы. В Москве, Лондоне и ряде других крупных городов есть рестораны, позиционирующие себя как интерактивные, но наша разработка уникальна.
— Не боитесь, что неосторожные посетители могут испортить такой стол?
— Верхняя панель без ущерба выдерживает и горячий суп, и сладкий кофе, и даже разбушевавшихся клиентов, мы специально проводили испытание оборудования на прочность. Первый интерактивный ресторан мы вместе с местными партнерами еще в 2012 году открыли на Кипре, в городе Лимасол. Особо его не рекламировали, старались как можно полнее изучить мнения посетителей. Теперь нашими технологиями заинтересовались и в других странах. В Дубае через пару недель откроется первое подобное заведение, а второе — осенью. Наши партнеры в Германии и Испании пока ищут подходящие помещения, но к концу года мы планируем открыть интерактивный ресторан в каждой из этих странах.
— Бизнес приносит хорошую прибыль? Когда вы начали зарабатывать?
— Скажем так, мы имеем возможность с особой тщательностью подходить к выбору будущих партнеров. Что же касается денег, то первый раз я их заработал в… четыре года. Я родился в Стаханове Луганской области. В детстве родители часто оставляли меня у бабушки, которая жила вместе со своей мамой. Однажды увидел в магазине набор из трех машинок, и мне очень захотелось его купить. Дождавшись, когда бабушка уйдет на работу, я уговорил прабабушку пойти со мной на базар, чтобы… продать свой игрушечный трактор. Мы с ней просидели там целый день, но под вечер сделка все же состоялась. На вырученные деньги я купил машинки, чем сильно рассердил родителей. Наверное, трактор стоил гораздо дороже (улыбается). А во втором классе решил подработать мойкой авто. Сделал себе бейджик: «Дима — мойщик стекол». Брал ведро, тряпку и шел через дорогу на ближайшую стоянку. Увы, работал недолго — до того момента, как об этом узнали родные.
— Чем занимались ваши родители?
— По образованию они инженеры, работали на Стахановском вагоностроительном заводе. В начале
— Тем не менее вы поступили в Киевский политех…
— Я с детства интересовался техникой. Лет в шесть начал собирать простые приборы: выпиливал лобзиком из дерева детали, цеплял лампочки, раскрашивал их в разные цвета и получал светофор. Помню, в первом классе прямо в тетрадке составил прайс-лист для своего первого продукта. Так классная руководительница отобрала его и на родительском собрании вручила маме. В средних классах немножко хулиганил — писал программы, блокировавшие работу всего компьютерного класса. А потом случился скандал городского масштаба. Я взломал сайт крупной компании, предоставлявшей среди прочего и интернет-услуги. Узнал пароли для безлимитного доступа к интернету, пользовался сам и делился информацией с друзьями. Несколько месяцев мне это сходило с рук, но в один «прекрасный» день раздался телефонный звонок. Мол, добрый день, беспокоит такая-то компания, у вас проблемы…
Я, ученик седьмого класса, постарался придать голосу солидность и пообещал подъехать, разобраться. Приехал, смотрю — сидит «консилиум» из девяти взрослых дядей, и тут входит мальчик: «Ой, привет…» (смеется). Уговорил их ничего не сообщать родителям, пообещав больше не «робингудствовать». Продемонстрировал огрехи их системы безопасности и сделал компании новый сайт. На том и разошлись. Признаюсь честно, эта история стала для меня очень серьезной эмоциональной встряской. Так что потом я направил свои усилия на достижение более мирных целей. Узнав, как бестолково организована работа в сервисных центрах по ремонту теле- и радиоаппаратуры, создал программу по учету расходных материалов, принимаемой на гарантийное обслуживание аппаратуры, бухгалтерских расчетов. Это был мой первый серьезный проект.
— Я так понимаю, что КПИ принял вас с распростертыми объятиями…
— Меня ждали в шести технических вузах, куда я прошел по итогам различных олимпиад. В том числе и Московский государственный университет. Но я приехал в Киев, погулял по шикарному парку возле политеха, посмотрел на первый корпус и понял, что другого вуза мне не надо.
— Именно там была создана ваша фирма?
— Собственно, она возникла еще, когда мы учились в девятом классе. Сделав программу для сервисных центров, я понял, что на программировании можно зарабатывать. Сначала работал сам, потом на олимпиадах стали присматриваться к умным ребятам. Несколько лет мы писали программы, гордо именуя себя IntellectXAKEP. Но к окончанию школы, решив, что это не солидно, переименовались в Intellect System, а уже в КПИ — в Kodisoft, так называемся и поныне. Первый наш серьезный проект — создание устройства, передающего информацию на мобильные телефоны через bluetooth. К сожалению, в Украине, да и в других странах СНГ им особо не заинтересовались, и мы до сих пор продаем наш продукт в Европу, а больше всего — в США. Сейчас есть масса компаний, работающих в этой сфере, но мы были первыми и остаемся лидерами данного направления в рекламе.
Мы, собственно, создали не просто прибор, а совершенно новый канал коммуникации, через который можно отправлять потребителю все, что угодно: информацию, игры, приложения. Плюс геолокационный сервис. Например, магазин устанавливает у себя наш прибор. И вы, проходя мимо, получаете сообщение, что буквально рядом с вами проходит какая-то интересная распродажа. Или, делая покупки в торговом центре, узнаете, что здесь же находятся ваши друзья по «Фейсбуку», и они предлагают встретиться через 15 минут в ближайшем кафе. При этом от владельцев телефона требуется лишь одно — включенный bluetooth.
Этот наш первый продукт очень хорошо «выстрелил» на международном рынке. После мы создали колайт — интерактивные панели для эмоциональной рекламы, — оформив с их помощью музей украинской «Кока-Колы». Там есть панель, изображающая аквариум, в котором плавают трехмерные рыбки, которые реагируют на приближение посетителя. Помню, на открытие приехал один из топ-менеджеров компании и удивлялся, что из 219 стран, где есть представительства «Кока-Колы», в Украине создали самый лучший музей. А в Америке, в крупнейших казино Лас-Вегаса, мы монтировали огромные
— Дмитрий, а чем вы занимаетесь в свободное время?
— Еще в институте увлекся плаванием и до сих пор с удовольствием хожу в бассейн. Играю на фортепиано, сам пишу и люблю слушать музыку. Какую? Это зависит от настроения, но в основном лирические вещи, баллады, рок… Все, что касается творчества, я не афиширую. Это очень личное. Так что о моем увлечении знают только близкие друзья да, пожалуй, соседи.
А еще мы с друзьями занимаемся социальными проектами. Первый из них — «Усмiхнись, Україно» — стартовал четыре года назад. Это проект-настроение. Размещали на лайтбоксах позитивные картинки и надписи, вызывавшие у прохожих улыбку. Например, «Посмiхнись, i у тебе все вийде». Потом появился проект «Мрiй — дiй». На первом его этапе мы рассказывали о фактах, которыми Украина по праву может гордиться. Например, об известнейшем авиаконструкторе с украинскими корнями Игоре Сикорском. Меня, кстати, очень раздражает пассивность многих соотечественников, которые только лежат на диване и о чем-то мечтают. Мол, вот хорошо было бы иметь «Мерседес». Хочешь получить желаемое? Сделай хоть что-нибудь для реализации своей мечты!
— Помню вашу фотографию на лайтбоксе и подпись к ней: «Я мрiю стати всесвiтньо вiдомим винахiдником»…
— …а мой друг Леша — президентом (улыбается). Поверьте, все, кто его знает, нисколько в этом не сомневаются. Это был уже следующий этап программы. Мы решили показать на собственном примере, что для достижения мечты нужно упорно работать. Нас с друзьями очень увлекла эта социальная инициатива. Да и вообще, устраивать время от времени какие-нибудь интересные публичные акции — это здорово.
Наверное, каждый из нас видел уличных музыкантов, но вряд ли слушал уличного пианиста. В прошлом году мы с моим другом Женей решили это исправить. Арендовали самый большой рояль, какой только смогли найти, поставили его посреди Михайловской площади и часов пять играли для киевлян и гостей города. Правда, у нас потом возникли некоторые сложности с милицией — пришлось долго объясняться (смеется). Кстати, за границей на такие вещи смотрят гораздо проще. Помню, устроили с Женей аналогичный перформанс на Сицилии. Правда, рояль не арендовали, а воспользовались инструментом одного из ресторанчиков. К нам подходили люди, слушали, фотографировались, улыбались…
— Вам нравится путешествовать?
— Я много времени провожу в разъездах и, признаюсь честно, каждый раз влюбляюсь в новую страну. После того как первый раз попал в Германию, захотелось там поселиться. В Америке меня очаровали Лос-Анджелес, Калифорния, западное побережье… Теперь в приоритетах Канада. С октября по ноябрь жил в Ванкувере и понял, что лучше этого места в мире нет (улыбается). Природа там просто удивительная! Полуторатысячелетние сосны, горы, океан… Кстати, в следующем году планируем создать в Канаде сеть «Тач-кафе» — демократичный аналог интерактивного ресторана.
11975Читайте нас в Facebook