Валентина Титова: «Впервые увидев меня, Владимир Басов сказал коллегам: «На этой актрисе я женюсь»
Режиссер и актер Владимир Басов родился в семье красного комиссара. Говорил, что творческие гены достались ему от мамы, обожавшей театр. За месяц до начала Второй мировой войны Басов твердо решил поступать на режиссерский факультет ВГИКа. Но судьба распорядилась иначе, юноша ушел на фронт и, пройдя всю войну, вернулся в звании капитана, заслужив орден Красной Звезды.
Басов учился у знаменитого Михаила Ромма, а сразу после окончания ВГИКа стал режиссером на «Мосфильме». Свою первую роль в кино сыграл в собственной картине «Школа мужества». Его актерские работы не менее популярны, чем фильмы, которые он снимал. Басов стал одним из самых высокооплачиваемых режиссеров Советского Союза и самым желанным мужчиной среди актрис. На его счету три брака со знаменитыми красавицами: Розой Макагоновой, Натальей Фатеевой и Валентиной Титовой. Валентина Антиповна стала последней женой Басова. Они прожили вместе 14 лет и расстались за девять лет до смерти режиссера. Все это время Владимир Павлович жил с сыном Александром. У него случился инфаркт, потом инсульт, который полностью парализовал одну сторону тела. Второго инсульта актер не пережил...
— Вот смотрите, сколько лет уже прошло, как нет с нами Басова, а актер, который приблизился бы к нему по своему таланту, так и не родился, — говорит Валентина Титова. — И это не потому, что он был моим мужем, отцом моих детей и человеком, которому я отдала совершенно безвозмездно 14 лет своей жизни. Басов был уникален. Человек с совершенно сумасшедшей энергетикой. Те, кто общался с Владимиром Павловичем, никогда не видели его угрюмым. Он, как на экране, дарил людям ощущение абсолютного счастья и внутреннего покоя. Любой персонаж в его исполнении был уверенным в себе человеком.
*Валентина Титова говорит, что еще не родился актер, который приблизился бы по своему таланту к Басову
— А дома, в быту, он тоже был таким?
— Нет. Но угрюмым и неразговорчивым видела Басова только я, когда дверь нашей квартиры закрывалась. Вместе с тем Володя был очень комфортным в быту . Он никогда ничего не требовал, это касалось, в том числе, и еды. Ему достаточно было борща, куска мяса и черного хлеба. Даже когда болел, не становился капризным. Вообще, не любил заострять внимание на своих неприятностях. Лишь когда муж закрывался в своей комнате, я понимала, что у него проблемы. Володя был человеком, который умел все свои недостатки превращать в достоинства. Казалось бы, внешне некрасивый мужчина, но обладал сумасшедшей притягательностью. В любой компании он был главной фигурой. Я называла его великим развлекателем.
— Чем Басов сумел очаровать вас — в то время одну из самых красивых актрис Ленинградского БДТ?
— Все началось с моей сумасшедшей любви к актеру Вячеславу Шалевичу. Тогда он жил в Москве, и я использовала любую возможность, чтобы примчаться к нему из Ленинграда. Это была сумасшедшая страсть, мы каждый день писали друг другу письма, но быть вместе не могли — Слава в то время был женат. Я встретилась с Басовым в один из таких приездов в Москву, где на «Мосфильме» пробовалась на одну из ролей в картину «Гранатовый браслет».
Владимир Павлович как раз начинал поиск актеров для своего фильма «Метель». Меня уговорили показаться и ему. С этого все и началось. Я мало знала о Басове и о его умении моментально перевоплощаться. Когда он впервые увидел меня, у него будто тумблер какой-то включился. Стал что-то бесконечно рассказывать, бегать вокруг меня, заглядывать в глаза. Помню, я решила, что этот режиссер довольно странный человек и, скорее всего, я не буду у него сниматься. В то время я еще не знала, что отказать Басову практически невозможно. Позже мне рассказывали, что, посмотрев мою пробу, режиссер пришел в съемочную группу и заявил: «На этой актрисе я женюсь».
— И ведь он таки добился своего!
— Да, хотя это было непросто. Я еще любила Шалевича, но Басов сделал все для того, чтобы я стала его. Самое главное — сразу же предложил мне свою руку и сердце. Он был уже дважды разведен. Его первой супругой была актриса Роза Макагонова, второй — Наталья Фатеева. Обе красавицы. Ухаживая за мной, Володя мотался на своей машине между Москвой и Ленинградом. Он часто ждал меня после спектакля для того, чтобы повести на ужин и побыть вместе всего пару часов. Не поддаться его обаянию было очень тяжело. Басов отсыпал комплименты горстями. Но, знаете, красавицы красавицам рознь. Есть полные дуры, что гораздо чаще встречается. А вот умницы — это уже совершенно другая история. Басову, безусловно, важна была внешность женщины, но он сам признавался, что насмотреться можно за пару месяцев, не больше.
Наш роман начался со съемок «Метели». Мы работали тогда в Суздале и вечерами часто вместе ходили в местный кинотеатр. Володя даже не смотрел на экран. Пока шел фильм, нежно держал меня за руку, упиваясь лишь моим видом. Конечно, устоять я не смогла. Мне было всего 22 года, а Басову уже 40. Через какое-то время я забеременела Сашенькой. Мы с Володей расписались, причем свадьбы практически не было. Тихо пошли в загс, зарегистрировали сына на фамилию Басов и стали жить вместе.
— Вам многие завидовали. Стать женой известного режиссера мечтала каждая актриса.
— А я об этом и не думала. Честно. В семье были одни отношения, на съемочной площадке — совершенно другие. Да, Басов снимал меня практически во всех своих картинах. При этом никогда со мной не репетировал. Я чаще работала с партнерами, просто находясь под его неусыпным взглядом. Никогда он не дрессировал меня дома. Работа для нас была совершенно обычным процессом. Вся наша семейная жизнь была подчинена творческой карьере Басова. Творчество для нас и было любовью. Ведь моя актерская карьера только начиналась. И я неожиданно попала не просто в семью, а в творческую мастерскую талантливого режиссера.
*Первым ребенком в семье Владимира Басова и Валентины Титовой стал сын Саша
— Рассказывают, что двери вашего дома практически не закрывались.
— У нас постоянно шли какие-то обсуждения. В гости приходили Петр Тодоровский, Алов с Наумовым, Чухрай. Накрывался стол, шли разговоры, дискуссии. Но чаще беседы проходили в ресторанах. Басов был очень светским человеком и любил компании. Первое время мы даже завтракать ходили в рестораны. И всегда вокруг Володи собиралось огромное количество друзей и знакомых. Все, словно зачарованные, слушали его рассказы. Да я и сама могла снова и снова влюбляться в мужа, который часто рассказывал одну и ту же историю, каждый раз что-то в ней добавляя.
— Правда, что Басов всю жизнь мечтал сыграть Сирано де Бержерака?
— Да, он часто говорил об этом. Но в советское время было очень сложно запуститься с картиной. Такое решение мог принять только Государственный комитет по кинематографии. Скажите, кому в Советском Союзе нужен был Сирано де Бержерак?! Были востребованы истории о строителях, инженерах, врачах. Кино ведь было идеологией. Классика попадала на экраны достаточно редко. Но не буду гневить судьбу, даже в то время Владимир Басов был один из самых успешных режиссеров. Ему разрешали снимать практически все.
Однажды Володя пришел домой очень возбужденный и сказал: «Валя, мне дают снимать «Дни Турбиных». Я говорю: «Не радуйся, завтра решение могут отменить». Так случалось довольно часто. Но Басов, едва получив разрешение, сразу запустился со съемками. «Дни Турбиных» были готовы в рекордно короткие сроки — за два с половиной месяца. Володя успел смонтировать фильм, его даже один раз показали по телевизору. А затем на 10 лет положили на полку. Басов снял фильм о настоящих людях, которых уничтожил проклятый коммунизм. Конечно, кто такое мог стерпеть. Но Басову уже было все равно. Он сделал то, что хотел, и сразу же стал думать о новой картине. В нашем доме все было подчинено его настроению.
— Вы были счастливы тогда?
— Честно говоря, не могу ответить на этот вопрос. Мне кажется, что в моем и Володином понимании счастье было равноценно работе. Наша с ним первая и последняя любовь — кинематограф. Басов терпеть не мог отдыхать, для него это было просто мукой. Особенно если приходилось выезжать на море и лежать под солнцем. Единственное, что он принимал в отдыхе, это путешествия. У Володи всегда были машины. Сначала «Жигули», потом «Волги». Он был страстным автолюбителем. Обожал сам ездить на дальние расстояния. Мы с детьми обычно летом выезжали в Европу. Путешествовали из одного живописного городка в другой. Обязательно останавливались в торговых центрах и покупали себе обновки. Владимир Павлович очень трепетно относился к своему внешнему виду. Был настоящим эстетом. Обожал пиджаки. Кожаные и бархатные. После каждого возвращения из такого путешествия в нашем большом шкафу одна коллекция пиджаков сменяла другую.
— Кто в вашей семье занимался бытовыми вопросами?
— Это было на мне. В моем доме всегда был идеальный порядок, я в этом смысле железная женщина. Правда, Володе пришлось пойти и выбить нам квартиру. До этого мы жили в крошечном кооперативе, где с двумя детьми было не развернуться. Власти тут же отреагировали на просьбу Басова, нам дали большую квартиру на улице Горького. В остальном Володя ни о чем не беспокоился. Его задача была лишь зарабатывать деньги. Я достаточно экономна, не транжира, но денег постоянно не хватало. Гости не переводились в нашем доме, продукты приходилось покупать практически каждый день. Если Володя не работал как режиссер, то с удовольствием соглашался сниматься в небольших ролях, каждая из которых становилась жемчужиной. Он обожал их. Особенно фильмы «По семейным обстоятельствам», «Операция «Ы», «Большая перемена», «Капитан Немо».
Самое страшное время для нашей семьи наступило, когда у Володи заканчивалась очередная работа. Он приходил домой, падал на кровать и мог так пролежать целый день, ни с кем не разговаривая. Но как только начиналась новая съемка, Басов будто оживал. Семья тут же вздыхала с облегчением.
— Владимир Павлович прошел всю войну, но никогда не рассказывал о том, что пережил.
— У него была удивительная особенность — он старался не прикасаться ни к чему плохому, что было в его жизни. Просто вычеркивал эти воспоминания из памяти. Таким образом оберегал свою психику. Не любил вспоминать войну. Многие его боевые товарищи звонили нам домой, но разговаривала всегда с ними только я. Спрашивала: «Володя, ну почему бы тебе не взять трубку?» Он в ответ: «Я не хочу возвращаться в пережитый ужас». Я могла лишь догадываться о том, что было с ним в те страшные годы. Некоторые его пороки, наверное, оттуда...
— Вы имеете в виду пристрастие к алкоголю?
— Оно стало одной из причин, разрушивших нашу семью. Володя очень долго не пил, а потом, после того, как сам поехал на съемки картины «Бег», эта пагубная страсть к нему вернулась. Вынести такое я уже не смогла. Мы разошлись. Дочь Лиза в то время уехала в Ленинград учиться в Вагановское хореографическое училище, а Саша остался с Володей. После развода мы почти не общались.
18411Читайте нас в Facebook