ПОИСК

«у некоторых детей нарушения в произношении звуков не исчезают самостоятельно»

0:00 19 февраля 2009
Инф. «ФАКТОВ»

В газете «ФАКТЫ», в номерах за 19 и 26 декабря 2008 года (рубрика — «Мамам на заметку»), были опубликованы советы родителям, обеспокоенным дефектами речи у детей. При этом автором публикаций были некорректно интерпретированы материалы научного доклада кандидата педагогических наук, доцента кафедры логопедии Института коррекционной педагогики и психологии Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова Светланы Коноплястой (доклад прозвучал на Международной конференции стоматологов, проходившей в Полтаве в октябре 2008 года). Приносим извинения Светлане Юрьевне Коноплястой. Публикуем ответы, предоставленные редакции Светланой Юрьевной лично, на приводившиеся ранее в газете вопросы родителей.

«Мой пятилетний сын Алеша до сих пор плохо выговаривает звук «р». Логопед меня убеждает, что ситуацию может исправить только операция по подрезанию уздечки языка. Так ли это?
Анна, Житомир»

«Даже при условии нормального речевого развития ребенок не сразу овладевает нормативным звукопроизношением. Современная логопедия придерживается мнения о том, что у большинства детей звукопроизношение достигает уровня речевой нормы лишь к четырем-пяти годам. Однако в силу разных (индивидуальных, патологических, социальных) особенностей развития у некоторых детей нарушения в произношении звуков не исчезают самостоятельно, а наоборот приобретают характер стойкого речевого дефекта.

В данном случае, вероятно, речь идет о так называемом «ротацизме» — одном из самых сложных в преодолении дефектов произношения звука «р». Обычно при этом страдает и произношение мягкого «р'». Нарушения произношения звука «р» бывают разными, как и причины, которые их вызывают. Одной из таких причин, действительно, может быть короткая уздечка языка. Но только в том случае, когда она резко ограничивает движения языка в ротовой полости, не «позволяя» ему подниматься высоко вверх и касаться твердого неба, то есть когда работа кончика языка оказывается невозможной. При этом нельзя забывать о том, что подъязычная уздечка имеет свойство растягиваться, и зачастую логопед добивается успеха без оперативного вмешательства с помощью применения серии специальных артикуляционных упражнений.

Окончательное решение о целесообразности подрезания уздечки языка может принять исключительно хирург-стоматолог, но после консультации логопеда и обоснованного логопедического заключения о невозможности правильной постановки вибранта «р» без соответствующего медицинского вмешательства».

РЕКЛАМА

«Сына моей знакомой в раннем детстве воспитывала няня — логопед по образованию. Она считала, что до пяти лет ребенок имеет полное право искажать отдельные звуки. Дескать, до этого возраста речевой аппарат только формируется, и не стоит торопить события. Однако время шло, а Павлик никак не «выговаривался», — пишет Лидия Хоменко из Полтавы. По ее словам, два года Паше упорно «ставила» язычок школьный логопед. Однако и это не дало желаемых результатов. После чего мама отвела мальчика, имеющего неправильный прикус, к ортодонту, который поставил ребенку несъемные брекет-системы для выравнивания челюстей, поскольку к этому были показания. К сожалению, четко произносить шипящие и свистящие звуки ныне уже десятилетний мальчик не может до сих пор, а букву «р» все так же упорно заменяет на «л».

«В данном случае четко прослеживаются проблемы логопедического и ортодонтического характера. Касательно проблемы произношения звуков ребенком, в данном контексте вопроса (который кажется надуманным) непонятно, о каком виде нарушения произношения звуков идет речь: о нарушении произношения шипящих, свистящих звуков и вибранта «р», об их смешивании, или о стойких заменах одних звуков другими. Причин таких состояний может быть несколько — от индивидуальных особенностей развития ребенка, стойких патологических нарушений строения и функций артикуляционного аппарата до нарушений физиологического или тонального слуха.

РЕКЛАМА

В первую очередь для комплексного обследования состояния речи ребенка необходимо собрать консилиум специалистов в лице логопеда, детского ортодонта, стоматолога, отоларинголога с целью определения тактики лечения (по показаниям) и разработки плана индивидуальной логопедической помощи».

К сведению родителей, которых беспокоит речевое развитие их детей: на базе кафедры логопедии Института коррекционной педагогики и психологии Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова (Киев, улица Тургеневская, 8/14; тел. 482-38-47) работает научно-практический консультативный центр, который обеспечивает комплексное логопедическое и психологическое обследование, консультирование и необходимую коррекцию нарушений психоречевого развития детей, подростков и взрослых. При необходимости вам окажут соответствующую профессиональную консультативную и практическую помощь.

РЕКЛАМА

580

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров