ПОИСК
Житейские истории

«Если бы пять лет назад кто-то сказал, что я открою свой магазин, ни за что бы не поверила»

8:15 4 октября 2013
социальные сети
Илона ВАРЛАМОВА, cпециально для «ФАКТОВ»
Наши соотечественники рассказали о том, как можно создать и развить свой бизнес, используя социальные сети

Если работа мешает вашему увлечению, то нужно бросить… работу. Именно так считают киевляне Виктор Федосюк и Наталья Валевская. А все потому, что общение в социальных сетях благодаря смекалке и стечению обстоятельств переросло у них в полноценный бизнес.

«Принимать заказы через „Твиттер“ надоумил звукорежиссер группы „Бумбокс“»

Попав в 2009 году под сокращение, сотрудник банка Виктор Федосюк вынужден был сменить профессию и стать таксистом. Своей работы Виктор поначалу даже стеснялся, ведь еще совсем недавно он был начальником отдела, имел в подчинении 25 человек — и вот стал обычным шофером. «Этого даже в резюме не укажешь!» — сокрушался Виктор. Впрочем, долго плыть по течению он не стал, хотя и сам не ожидал такого поворота событий. На дальнейшую судьбу Виктора повлияла… страничка в социальной сети. Теперь у 36-летнего Федосюка своя трансферная компания «Трансфлот» с ежемесячным оборотом в 30 тысяч долларов.

— Я работал в банке и, как говорится, горя не знал, пока не начался кризис, — вспоминает Виктор Федосюк. — Сначала пришлось уволить весь свой отдел, а потом сократили и меня. Хорошо, что имел машину, поскольку другого выхода, кроме как сесть за баранку, в той ситуации не видел. Но я не жалею, ведь работа таксистом оказалась очень познавательной (смеется). Каких только историй не услышишь от пассажиров! Все новости тебе расскажут.

Однажды утром подвозил девушку и от нее узнал, что ведущий программы «Галопом по Европам» Игорь Пелых разбился на машине. Я и расстроился, и изумился одновременно… Ну знаете, какое испытываешь чувство, когда неожиданно погибает известный человек? С одной стороны, вроде не имею к нему отношения, а с другой — очень жаль парня. И мне захотелось с кем-то поделиться своими переживаниями. Весьма удобным для этого показался формат «Твиттера» — социальной сети, где можно оставить короткое сообщение и прикрепить фотографию. Все это делается быстро, прямо с телефона. Так у меня и появился свой микроблог. Таксисты постоянно общаются между собой через диспетчера, предупреждают друг друга о ситуациях на дорогах. А я быстренько делюсь этой информацией с другими водителями через «Твиттер»: если где-то авария, сообщаю, чтобы объезжали это место стороной. Увидел по пути что-то забавное — сфотографировал и сразу отправил в микроблог. И в пробках стоять уже не так скучно. Вскоре у меня уже была своя скромная читательская аудитория — 300 человек.

РЕКЛАМА

— А как пришло в голову принимать заказы через социальную сеть?

— Надоумил звукорежиссер группы «Бумбокс», которого я подвозил в аэропорт (музыканты как раз летели на гастроли). Он тоже оказался в числе моих читателей. «Ты здорово пишешь. Почему бы тебе не принимать заказы через „Твиттер“? Это же отличный канал для продажи своих услуг», — посоветовал он. И я прислушался. Начал публиковать предложения довезти из «спального» района в центр за полцены и так далее. Первое время это не работало, но я не оставлял попыток. Через несколько месяцев у меня было уже две тысячи читателей, а ровно через полгода заказов набиралось столько, что больше не имело смысла работать через диспетчера. Клиенты, читавшие блог, садились ко мне в машину, как к своему старому знакомому. Тогда я позвал друга, и мы стали работать вдвоем. Если можно так выразиться, «сняли сливки» и, оформившись юридически, переключились на перевозки из аэропорта Борисполь в Киев и наоборот. В общем, стали заниматься исключительно трансферами. Вскоре у нас появились первые корпоративные клиенты, в основном турфирмы. Сейчас уже 90 процентов наших заказчиков — это юридические лица. Правда, мне до сих пор звонят в три часа ночи, как обычному таксисту.

РЕКЛАМА

*"Я встречал клиентов в аэропорту и доставлял их туда, куда нужно, сопровождая чуть ли не до дверей номера", — рассказал Виктор Федосюк

— Чем вы завоевали доверие клиентов?

РЕКЛАМА

— Первое — это сервис. Огромный плюс в том, что мы с другом хорошо говорим по-английски. Иностранные клиенты нам больше доверяют. Не знаю почему, но многие из них все еще опасаются Украины.

Второе — надежность. Турфирмы и гостиницы, с которыми мы сотрудничаем, не беспокоятся, они знают, что их гостей точно встретят. Мы приезжаем за клиентом в аэропорт и доставляем его туда, куда нужно, сопровождая чуть ли не до дверей номера.

Помню, однажды должен был встретить в Борисполе пару, летевшую из Америки с пересадкой во Франкфурте. Прошло уже больше часа с назначенного времени, а я все стоял с табличкой и дожидался гостей. Обычно через час звоню агенту, от которого поступил заказ, и узнаю, что делать дальше, если люди не прибыли вовремя. Агент просил подождать полчаса. Поскольку свободного времени у меня в тот день было навалом, я подождал еще час. Думал: «Вдруг они потеряли багаж и вот-вот объявятся?» Но этого не произошло. Тогда я подождал еще два часа — до следующего рейса из Франкфурта. Больше от безделья, чем надеясь на то, что наконец увижу иностранцев. Да и не хотелось ехать «пустым» обратно в Киев… Каково же было мое удивление, когда ко мне подбежала пожилая американка и в восторге воскликнула: «Боже мой, неужели вы нас дождались! Невероятно!» Оказалось, что они опоздали на свою пересадку, и полетели следующим рейсом. Очень волновались. Я, конечно, гордо сделал вид, что готов был ждать до самой ночи, такова уж политика фирмы. Они были чрезвычайно признательны и оставили щедрые чаевые. Потом написали огромное благодарственное письмо моим агентам. Это очень приятно.

— Слышала, что вы планировали перейти в бизнесе на новый уровень, собирались взять машины в долгосрочную аренду. Получилось?

— Да, все, что я хотел, сделал, но немного иначе. Наладил сотрудничество с владельцами машин в крупных городах. Всех нашел через интернет. У каждого из них свой транспорт — у кого-то 50-местный автобус, у кого-то «Мерседес Спринтер» на восемь мест… Теперь мы работаем еще и в Харькове, Львове, Днепропетровске. Я выступаю в качестве диспетчера. Учитывая все нюансы и пожелания клиентов, выбираю лучший вариант и передаю заказ водителю, имеющему соответствующий транспорт. У нас есть любые автобусы. Обслуживаем школы, телеканалы и спортивные команды. Вот недавно возили футболистов бельгийского клуба «Генк», когда игроки приезжали в Киев на матч с «Динамо».

Хочу сказать, что моя жизнь ощутимо изменилась с тех пор, как я осознал потенциал социальных сетей. Помню, предпринял попытку вернуться в банк и даже проработал там несколько месяцев, но предпринимательская жилка не давала сидеть на месте. Я увидел рынок, внимание со стороны потенциальных клиентов и понял, что мне теперь неинтересно работать на кого-то.

«Уже через два месяца пришлось делать выбор между работой и увлечением»

Не планировала открывать свое дело и киевлянка Наталья Валевская (на фото). До 2008 года женщина работала переводчиком в компании, занимающейся инвестициями и ценными бумагами. Рутинная и нервная должность уже давно не нравилась Наталье и была для нее только постоянным источником стрессов. Тем не менее она продолжала трудиться в фирме. Но однажды ее жизнь круто изменилась благодаря… резиновым сапогам. Теперь 31-летняя Наталья — владелица магазина брендовой обуви ShoeShoe с миллионным оборотом.

— Как получилось, что собственный бизнес оказался для вас сюрпризом?

— Это был период популярности «Живого Журнала», в простонародье «ЖЖ» — социальной сети, где можно писать свои размышления, статьи и вообще все, что придет в голову, — говорит Наталья Валевская. — У меня была личная страничка. Долгое время писала там всякую «отсебятину», маленькие рассказики о том, куда сходила, кого повстречала… Но когда устроила личную жизнь, поняла: дальше писать в таком ключе не имеет смысла. Ведь я уже зрелая женщина, со своей семьей. Решила сделать тематический блог. Тогда-то мне и попалась на глаза в интернете новость о модной обуви. Написала об этом небольшую статью, опубликовала ее и очень быстро получила отзывы читателей, заметку активно обсуждали. «Ну что ж, готово, тема выбрана», — подумала я. Через несколько месяцев читатели уже знали: если о чем-то пишу, то обязательно об обуви.

Весна в тот год выдалась ужасно дождливой. И я бросилась на поиски резиновых сапог по всем магазинам Киева. Хотелось купить обувь яркую, красивую, какую видела на зарубежных сайтах. Но рынок оказался пуст. Вместо радующей глаз стильной обуви на полках стояли только рыбацкие сапоги болотного цвета. В столичных торговых центрах мне не понравилось абсолютно ничего. Разве что детские сапожки напоминали то, что ищу, но в них я не влезла, как ни старалась. Тогда я просто решила заказать сапоги через интернет. Нашла самую оригинальную разноцветную резиновую обувь и приобрела сразу восемь пар. Ведь прекрасно понимала, что на сапоги будет спрос. Две пары я оставила себе, остальные сфотографировала и выложила снимки в блог. За три дня сапоги буквально размели. Так волей случая я начала дело для меня новое и, как оказалось, очень успешное. Вскоре поставила его на поток: люди заказывали обувь, которую выбирали на зарубежных сайтах, а я ее им привозила.

— Чем именно ваш сервис был интересен, ведь в Украине множество подобных онлайн-магазинов?

— Я ведь не просто продавала обувь. Тематические статьи — вот что привлекало клиентов. Многие уже знали: в моем «ЖЖ» всегда можно прочитать интересную информацию, к примеру, о модной новинке, да еще и обсудить новость. А тут еще и появилась возможность приобрести стильные «шузы».

Уже через два месяца я поняла, что пора делать выбор между хорошо оплачиваемой, но раздражающей работой и менее прибыльным, но приятным увлечением. Поскольку продажа обуви через интернет оказалась рентабельной на 50 процентов и занимала все больше времени, выбор был очевиден: я уволилась и посвятила себя новому сервису. Уже через год у меня было более полутора тысяч постоянных подписчиков.

— Затраты на развитие были?

— О чем вы говорите! Я ни разу не прибегала ни к какой дополнительной рекламе, не завлекала людей скидками и умопомрачительными акциями. Просто зарекомендовала себя как поставщик, способный привезти абсолютно любую обувь. «Сарафанное радио» — вот самая лучшая и эффективная реклама. До сих пор весь маркетинг осуществляется исключительно через социальную сеть: у нашей странички в «Фейсбуке» больше девяти тысяч подписчиков, а это немало.

— Когда вы поняли, что пора открывать настоящий магазин, чтобы покупатели могли не только рассматривать обувь в интернете, но и примерять ее?

— В 2010 году объем заказов достиг 120 пар в месяц, и квартира была просто завалена коробками. В то время у меня подрастала маленькая дочь. Она только училась ходить и свои первые шаги делала среди коробок. Кроме того, у нас в доме все время были покупатели. Конечно, так дальше продолжаться не могло. На необходимость открыть магазин мне намекали и постоянные клиенты. Повезло, что никто не пытался «подрезать крылышки», не говорил, что ничего не получится. Скорее, наоборот, всячески поддерживали, вдохновляли. Тем не менее я долго не могла решиться и поверить, что действительно смогу это сделать. Возник психологический барьер, ведь раньше я семенила мелкими шажками, а открытие магазина стало просто огромным скачком вперед. Обошлось удовольствие в 7 тысяч долларов. Вот так мое хобби приобрело совсем другие масштабы.

— Как думаете, вам просто повезло оказаться в нужное время в нужном месте? Ведь если бы тогда попалась новость не о туфлях, а, допустим, о рыбалке, может быть, этого всего не случилось бы?

— Кто знает! Полагаю, с нами происходит все так, как должно. Возможно, тогда у меня был бы магазин рыболовных снастей (улыбается). В то, что удача кого-то жалует, а кого-то обходит стороной, я не верю. Просто один выберется из самой глубокой ямы, приложив усилия, а другой упустит большую удачу, ничего не делая. Если бы пять лет назад мне сказали, что я открою свой магазин, просто отмахнулась бы, не поверив. Если же сейчас кто-то заговорит о том, что через несколько лет я стану владелицей сети из ста магазинов, поверю в это с легкостью.

— А негативные стороны есть у собственного бизнеса?

— Наверное, единственный минус — отсутствие полноценного отдыха. Намного легче, работая на кого-то, просто выключить компьютер и сказать начальству, что ты в отпуске. Когда ты сам себе хозяин, такой возможности нет. Каждый день ты засыпаешь и просыпаешься с новыми идеями. Собственный бизнес — это зависимость. Он захватывает тебя, снится ночами и, наверное, циркулирует по организму вместе с кровью.

13632

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров