Юрий Хусточка: «Мощнейшая энергия, витавшая над Майданом, придавала нам невероятную силу»
Новость о том, что «Океан Эльзы» выступит на евромайдане в своем первом, «золотом», составе, появилась на официальной страничке группы в Facebook. Ее озвучил сам Святослав Вакарчук, написав: «В субботу вечером наше выступление на Майдане. Как прежде. Паша, Юра, Дима, Денис и я. Важные вещи объединяют». К тому времени евромайдан стоял в центре столицы Украины уже 22 дня. Собственно, это решение стало логичным шагом в поддержку известными музыкантами революции. Святослав Вакарчук был одним из тех, кто в первые же дни поднялся на сцену евромайдана, поддержав идеи митингующих. Затем музыкант написал обращение к украинской молодежи. Потом участники «Океана Эльзы» были на Крещатике в ночь с 10 на 11 декабря, когда «Беркут» в очередной раз пытался зачистить евромайдан. Вакарчук был и среди тех, кто принимал участие в освобождении одного из задержанных при штурме Администрации Президента в ночь с 1 на 2 декабря. Им оказался бывший директор группы «Океан Эльзы» Юрий Болотов.
Решение выступить группой на главной площади страны музыканты приняли спонтанно. Правда, теперь говорят, что иначе и быть не могло. Часовой концерт «Океана Эльзы» собрал рекордное количество зрителей, когда-либо посещавших выступление популярной украинской группы. По некоторым оценкам, их слушали почти 200 тысяч человек. Более того, прямую трансляцию по интернету смотрели во всех уголках мира. А когда в финальной песне «Друг» огромное количество людей одновременно подняли вверх руки с включенными мобильными телефонами, у видевших эту картинку просто захватило дух. Не сдержался и сам Вакарчук, попросивший дать ему мобильный телефон и снявший «море огней» себе на память.
Ровно девять лет участники первого состава «Океана Эльзы» не собирались вместе на одной сцене. Этот состав до сих пор называют «золотым»: Павел Гудимов, Дмитрий Шуров, Юрий Хусточка, Денис Глинин и Святослав Вакарчук. Музыканты вышли на сцену Майдана в девять часов вечера. Легко одетые, они будто не замечали 4-градусного мороза. В середине концерта Святослав снял пиджак, оставшись в тоненьком свитере.
*Ровно девять лет участники первого состава «Океана Эльзы» (слева направо: Павел Гудимов, Денис Глинин, Святослав Вакарчук, Юрий Хусточка, Дмитрий Шуров) не собирались вместе на одной сцене, но теперь их объединил Майдан
— Добрый вечер, Майдан! — обратился Святослав Вакарчук к затихшей площади. — Я даже не вижу, где заканчиваются люди… Хотел бы сказать, почему мы стоим на этой сцене. Мы посвящаем выступление юношам и девушкам, которых безжалостно избили в ночь на 30 ноября. Мы тут ради них и их семей… Мы стоим ради людей с Востока и Запада, поддерживающих евроинтеграцию. И даже ради тех, кто, возможно, против нее… Нас объединяет не политика. Мы хотим, чтобы нас услышали и нашу свободу принимали как очевидную вещь. Если политики и власть нас не слышат, мы следуем статье Конституции, которая говорит очень просто: «Вся власть в стране принадлежит народу». Я хочу, чтобы вы помнили об этом. Этот мирный, но уверенный процесс приведет нас к мечте…
Со сцены звучали только старые хиты «Океана Эльзы». Люди пели вместе с Вакарчуком, а иногда и вместо него. Лишь одна песня была исполнена на бис. Со словами: «Спасибо вам за поддержку и дружбу. Вместе мы очень сильны» — «Океан Эльзы» исполнил хит «Друг».
— Мы с ребятами долго не могли разойтись после концерта, — рассказал «ФАКТАМ» Павел Гудимов, ныне владелец и куратор арт-центра «Я Галерея». — Обменивались впечатлениями, смотрели фотографии и видео. Надо признать, что в нашей жизни концерт перед таким количеством людей, с такой положительной энергетикой был впервые.
— Честно говоря, многих после выступления волновало, как вы себя чувствуете, выстояв на холоде в легкой одежде?
— Я немного приболел, но, думаю, что, скорее всего, подцепил какой-то вирус. Честно говоря, выступление на открытых площадках при 3—4-градусном морозе для музыкантов обычное дело. Перед выступлением нас больше интересовали технические условия, чем погодные. Ну не выходить же нам в куртках! Я, например, надел такой студенческий свитерок. Хотя, признаюсь, в начале концерта было очень тяжело, пальцы дубовые, и я иногда согревал их дыханием. Но я объясняю это тем, что уже долгие годы не играю на улице в мороз. Мне кажется, последний раз нечто подобное было во время «оранжевой революции».
— Получается, вас второй раз объединяет акция протеста?
— Признаюсь, до последнего времени шансов на то, что мы можем вместе выступить, было очень мало. Но обстоятельства помогли нам сделать подобный жест, доказав, что нет ничего невозможного, когда есть желание сделать что-то вместе.
— Говорят, решение собраться вместе родилось у вас во время случайной встречи с Вакарчуком на евромайдане.
— Это было во время штурма баррикад в ночь с 10 на 11 декабря. Мы встретились со Славой на Майдане, и у нас практически не было друг к другу вопросов. Сразу поняли, что должны собраться и выступить. Хотя все началось, наверное, с того момента, когда открыли дело против бывшего менеджера «Океана Эльзы» Юры Болотова. Тогда мы обсуждали вариант концерта как возможность привлечь к нему внимание. Слава Богу, что в момент нашего выступления на евромайдане Юра уже был освобожден. Самый сложный вариант был с приглашением Юры Хусточки. Он сейчас живет с семьей в Париже, но, услышав наше предложение, тут же согласился. Хусточка прилетел за день до концерта. У нас было всего две репетиции. Последняя — за несколько часов до выступления. В том, что мы собрались вместе, не было никакого принуждения, коммерции, пиара. Мне кажется, это одно из самых важных и чистых выступлений за всю нашу историю.
— Что вы почувствовали, когда впервые за много лет собрались вместе на репетицию?
— Мне показалось, что за девять прошедших лет ничего не изменилось. Мы сразу зазвучали очень слаженно. Хусточка тут же сказал правильную фразу: «Голова не помнит, а в руках все осталось». Слава признался: «Впервые я услышал рифф „Там, де нас нема“ таким, как он был придуман». Понятно, что нынешние музыканты «Океана Эльзы» старые песни группы играют по-своему. У нас получилось, может, не совсем техничное выступление, но зато душевное. Кстати, я играл на своей самой первой гитаре. Это легендарный инструмент, с которым начинал свою карьеру в группе «Океан Эльзы». Именно с ней были записаны два первых альбома. Она моя давняя боевая подруга — Fender Stratocaster, переиздание 60-х годов.
— Как вы решали, какие песни будете играть?
— У нас была полная свобода выбора. Никто не ограничивал нас во времени, которое проведем на сцене. В результате мы играли ровно час. А песни выбирали с помощью смс. На последней репетиции добавили «Фiалки», «Кавучай» и «Вiльний». Тогда же решили, если будут вызывать на бис, исполним «Друг». Мы играли только старые вещи, но они оказались до сих пор актуальны.
— Фотографии евромайдана во время вашего выступления обошли весь мир.
— Такого моря огней со сцены я не видел никогда. И Слава признал, что это самая многочисленная наша зрительская аудитория. Хотя мы прекрасно понимали, что она собралась не только послушать группу «Океан Эльзы», но и высказать собственную позицию. Сначала, когда никто не включал телефоны, нам было непонятно, как далеко стоят люди. Но когда зажглись огоньки, увидели, что все ближайшие улицы, склоны заполнены людьми. Признаюсь, мы не рассчитывали, что будет СТОЛЬКО людей! Это невероятно приятно. Слава не удержался и во время последней песни взял телефон, поскольку у него были руки свободны, и снял видео. Потом мы обменялись фотографиями.
— Что могло бы объединить вас вновь?
— Два раза в одну реку не войти. Думаю, в прежнем составе выступать мы уже никогда не будем. Тем не менее остаемся родными друг другу людьми. Мы много чего достигли вместе, но теперь идем разными дорогами, и каждая из них выразительна. С другой стороны… Никогда не говори «никогда». Так что, может быть, когда-нибудь все же выйдем вместе на сцену.
«ФАКТАМ» удалось связаться и с бывшим бас-гитаристом «Океана Эльзы», одним из основателей группы Юрием Хусточкой. Сейчас он живет в Париже с женой и ребенком, но по-прежнему занимается музыкой и даже создал украинско-французский коллектив.
— Не надо благодарить меня за то, что прилетел в Украину и выступил вместе с группой, — сразу предупредил Юрий Хусточка. — Это было само собой разумеющееся. Я связался со Славой сразу, когда узнал об аресте Болотова. Вакарчук очень активно принимал участие в освобождении Юры. Во время одного из телефонных разговоров Слава намекнул, что возможен вариант выступления, и я сказал, что готов прилететь в Киев. Честно говоря, я бы приехал сюда в любом случае. Очень сложно смотреть на все, что происходит в Украине, издалека. На прошлой неделе в четверг позвонил Слава и сказал, что в субботу мы будем играть. Я прилетел в Киев на три дня.
— Ровно девять лет назад вы ушли из группы.
— Много всего произошло за это время. Но пальцы, видимо, обладают уникальной физической памятью. Во время первой репетиции я смотрел на них и не понимал, откуда они абсолютно точно помнят, как играть. Это чувствовали все ребята. А вот важность момента нашего выступления я осознал уже после концерта. На сцене было так красиво, что у меня просто захватывало дух. Когда мы играли, то, наверное, меньше всего думали о том, что на улице минусовая температура, изо рта идет пар, а мы легко одеты. Это была такая чепуха по сравнению с тем, что пришлось пережить многим людям, защищавшим Майдан. Поэтому жаловаться на какие-то бытовые неудобства было бы совершенно неуместно. К тому же мощнейшая энергия, витавшая над Майданом, заряжала нас теплом и придавала невероятную силу.
Фото Сергея ДАЦЕНКО, «ФАКТЫ»
4347Читайте нас в Facebook