ПОИСК
Житейские истории

«Вы уникальны не только в вашей стране. В Европе такого тоже нет»

6:30 11 января 2014
ресторатор Геннадий Козуб
Мария СЫРЧИНА, «ФАКТЫ»
Почти восемь лет назад запорожский ресторатор Геннадий Козуб основал в Украине лабораторию искусств

Идея лаборатории искусств родилась почти восемь лет назад. Запорожский ресторатор Геннадий Козуб открывал на острове Бирючий (Азовское море) очередное заведение и был настолько воодушевлен красотой и возможностями местности, что уже через несколько месяцев собрал там единомышленников, влюбленных в искусство. Две недели, проведенные вдали от цивилизации на «территории свободы», вдохновили приехавших в гости художников на создание интереснейших картин и скульптур. Мероприятие приобрело формат арт-лаборатории (в которой художники и скульпторы экспериментируют и ищут новые формы выражения) и арт-симпозиума (творцы обсуждают актуальные проблемы современного искусства). С тех пор «Би­рючий» собирается каждую осень, уверенно наращивая «мощности».

«Хотелось, чтобы Запорожская область ассоциировалась не только с заводами и сложной экологической ситуацией, но и с чем-то красивым»

Сегодня о мероприятии знают во многих странах мира, ежегодно на него стремятся попасть десятки маститых и начинающих художников, искусствоведов, арт-критиков и людей, неравнодушных к творческому развитию себя и своей страны. В арт-лаборатории работали Олег Тистол, Александр Ройтбурд, Сергей Братков, Жанна Кадырова и многие другие талантливые творцы. В 2013 году на остров приехали директор российского офиса «Сотбис» Ирина Степанова (Москва), эксперт по формированию частных коллекций «Сотбис» Алина Девей (Лондон), арт-критик, заведующий мультимедийным центром Музея современного искусства Castello di Rivoli Массимо Мелотти (Турин), арт-дилер Игорь Абрамович (Киев), а также меценаты, коллекционеры и галеристы. Геннадия Козуба все они называют «комиссаром» — на западный манер. Вкладывая в мероприятие в том числе и свои деньги, время и силы, взамен комиссар Козуб получает ни много ни мало радость от общения с творческими людьми и ощущение движения украинского искусства вперед. По словам бизнесмена, симпозиум на Бирючем — это праздник души, которого ждешь весь год и который стократ важнее любых личных финансовых успехов.

*Творцы на Бирючем и их персональная Большая Медведица (скульптор Назар Билык) (фото из архива Геннадия Козуба)

— Несмотря на то что я с детства рисую, бизнес увел меня в сторону от профессии художника, — рассказывает «ФАКТАМ» Геннадий Козуб. — Более десяти лет я занимаюсь созданием ресторанов, кроме того, консультирую и проектирую в этом направлении. Поэтому когда в 2006 году возникла идея собрать на острове Бирючий художников, с ее реализацией мы не затягивали, ведь я имел представление о том, как организовать мероприятие. Упускать такой шанс было нельзя, поскольку место уникальное: море, пляж, олени, звездное небо, нетронутая природа, рядом заповедник… На территории базы отдыха «Золотой берег» как раз строились и открывались новые номера, плюс там появился наш ресторанчик «Бирюк Бар». То есть вопрос, где жить и питаться, был решен.

РЕКЛАМА

Первый симпозиум прошел легко: мы собрались в сентябре на две недели, среди нас было около десяти художников, устроили в Запорожье выставку картин. Мне всегда хотелось, чтобы Запорожская область ассоциировалась не только с заводами и сложной экологической ситуацией, но и с чем-то красивым, социально полезным. Так все и пошло, и с каждым годом на Бирючем становилось все больше художников, приезжали искусствоведы, журналисты, мы начали выпускать каталог (посмотреть его можно, к примеру, в PinchukArtCentre и «Мистецькому арсеналі». — Авт.). В прошлом году на остров прибыло до полусотни художников и музыкантов.

— Расскажите, что и как происходит на вашей «территории свободы»?

РЕКЛАМА

— Рано утром все собираются к завтраку (на Бирючем, как в пионерлагере, завтрак, обед и ужин по расписанию), после чего расходятся по мастерским. Строгого регламента и обязательств у нас нет: можешь спать, работать или общаться. Кто-то купается, кто-то гуляет, а кто-то пишет и строит. Вместе с тем необходимо создать что-то свое и показать это участникам симпозиума до его окончания. У каждого бывают периоды тишины и периоды активности. Некоторые пишут по работе в день! На острове появляется драйв, можно приехать и сделать что-то на глазах у всех.

«У художников, особенно юных, бывают кризисные, сложные моменты, когда кажется: все, что ты делаешь, никому не нужно»

— Слышала, что Александр Ройтбурд и Олег Тистол рисовали у вас на Бирючем по несколько картин в день, это правда?

РЕКЛАМА

— Александр Ройтбурд в прошлом году создал четыре работы за два дня. Быстро и качественно. Олег Тистол привез на симпозиум четыре больших принта — свои известные пальмы, и все их коллективно разрисовывали, создавая тем самым новый арт-объект. А сам Олег в это время фотографировал еду в ресторане и рисовал ее. Получилась интересная серия блюд: борщ, яичница, котлеты…

Некоторые художники приезжают с детьми, которые активно участвуют в творческом процессе. Сами рисуют, забивают гвозди или помогают взрослым. Люди, привыкшие работать в мегаполисе, оказавшись на природе, открывают новые ходы в творчестве. На Бирючем очень большое небо, и этот простор будто расширяет сознание.

После ужина начинаются презентации. Каждый творец рассказывает о своих проектах, успехах, идеях. За две недели все художники успевают поведать аудитории о том, что они создали. Все обсуждают информацию, полученную на презентациях. Бывает, общение принимает формы философских бесед о смысле жизни и значении искусства. Вообще, наша задача — социализировать одиночек и вдохновить атмосферой тех, в ком есть мощный творческий потенциал.

— Организовать одиночек и интровертов, привыкших к асфальту и работе в четырех стенах, — интересный эксперимент…

— Во всем этом творческом бульоне рождаются важные связи, а они приводят к хорошим результатам. Одно дело — короткое общение на раутах, в течение которых мало что успеваешь понять об окружающих людях, и совсем другое — две недели на одной территории.

Художники и музыканты создают совместные проекты, знакомятся люди одной профессии, находят точки соприкосновения. Молодые художники общаются со старшими — теми, кто двигал искусство в Украине, кто прошел путь сопротивления советской пропаганде, непониманию, отстоял свою точку зрения.

Такое общение очень важно, хотя бы потому, что у художников, особенно юных, бывают кризисные, сложные моменты отчаяния, когда кажется: все, что ты делаешь, никому не нужно. И беседы с теми, кто через это прошел, кого это не сломило, дает силы и вдохновение.

Увы, на государственном уровне современное искусство не находит должной поддержки. Деньги, выделяемые из бюджета, идут на сохранение традиций. Прекрасно, что в истории нашего края есть казачество. Но если все средства направлять исключительно на поддержание традиций казачества, то о каком развитии может идти речь?

Крупнейший акционер «Сотбис» недавно потребовал уволить президента аукционного дома, потому что тот мало занимался современным и актуальным искусством. Представить себе такое в Украине пока невозможно.

Когда мы только начинали, я обращался в городское управление культуры. Рассказывал им, что симпозиум художников — это развитие области. Что Запорожскую область можно вписать в контекст современного искусства. Но тогда меня не поняли, чиновников интересовало, чем это может быть интересно лично им. И я ушел. Так что наш симпозиум — частная инициатива, которая поддерживается коллекционерами и теми, кто понимает необходимость движения вперед.

«После каждого симпозиума мы дарим работы тем, кто помог проекту состояться»

— Реализовать подобное мероприятие в Лондоне или Нью-Йорке несложно. У нас же без государственной поддержки и общественного ажиотажа выживают лишь самые упорные и несгибаемые. В Украине еще есть лаборатории искусств или вы единственные?

— В 2006 году российские бизнесмены организовали в Шаргороде арт-фестиваль, но до сегодняшнего дня он, к сожалению, не дожил. Так что сейчас Бирючий, судя по всему, единственное место в стране, где проходят симпозиумы художников.

В прошлом году к нам на остров прилетал Массимо Мелотти — арт-критик, специалист по международным связям Музея современного искусства в Турине. Это один из самых известных в Европе музеев, он находится в замке Риволи. Так вот, Мелотти посмотрел на наш симпозиум изнутри и сказал: «Вы уникальны не только в вашей стране, в Европе такого тоже нет. Правда, по диаметрально противоположной причине: если бы, скажем, в Италии кто-то организовал симпозиум художников, на следующий же год туда стояла бы очередь из спонсоров, желающих поучаствовать и посмотреть, все было бы заставлено палатками. У вас же люди в большинстве своем пока не понимают, какой важный процесс происходит на острове. Бирючему можно позавидовать».

— Сколько стоит организация симпозиума и как вам удается найти средства?

— Общий бюджет мероприятия — около миллиона гривен. Мы закупаем холсты, краски и все, что необходимо для работы художников и скульпторов. На нас лежат транспортные расходы, затраты на билеты для гостей и участников, зарплаты персоналу, коммунальные услуги, продукты питания, а также на полиграфию и выставки. Когда мы только начинали, было нелегко, но с каждым годом все больше людей узнают о нашей инициативе и говорят: «Мы тоже хотим участвовать». Это и компании, и частные лица — сегодня их около 20. Они не просто спонсоры, а настоящие друзья. Такой проект, как «Бирючий» (неприбыльный. — Авт.), можно делать только с людьми, которые, как и ты, считают, что без искусства мир был бы неполноценным.

После каждого симпозиума мы дарим работы тем, кто помог проекту состояться. Фактически все наши друзья-партнеры уже коллекционеры. Но главное на острове — сам процесс. Происходит обмен энергиями. Художники напоминают нам, кто мы такие. Что мы — не придатки к механизму бизнеса, что мы — живые люди с чувствами и мыслями, желающие изменить мир через себя и для себя.

*"На симпозиуме появляется драйв, — говорит Геннадий Козуб. — Можно приехать и сделать что-то на глазах у всех" (портрет кисти Олега Тистола)

— Расскажите о сложностях на Бирючем и том, как вы их решаете.

— Сложности каждый сезон одни и те же — коммуникации. База находится вдали от цивилизации, и до ближайшего магазина стройматериалов, которые то и дело приходится докупать, двадцать километров. Любая нехватка гвоздей и шурупов вызывает напряжение. Добраться к нам тоже непросто, но мы договорились с мелитопольскими таксистами, и они возят гостей, делая для них 50-процентную скидку. На острове мы полностью зависимы от погоды, поэтому нам не хватает закрытого выставочного зала. Когда светит солнце, выставляем работы на улице, а когда дождь, придумываем какие-то хитрые приспособления.

— Симпозиум на Бирючем стал международным, но простор для развития у вас по-прежнему широкий. Можно приглашать мэтров и дорогих художников со всего мира или сделать ставку на молодых самородков, как вы поступили в этом году. Какие у вас планы?

— Мы все время меняемся, ищем, экспериментируем с вариантами развития. Это интересно. В прошлом году к нам приезжали представители аукционного дома «Сотбис» и купили несколько работ молодых художников. В позапрошлом мы возили выставку в Монреаль, канадцев она очень впечатлила. Кроме того, договорились о творческом обмене с Массимо Мелотти из Музея современного искусства в Турине. В этом году группа украинских художников отправится в одну из европейских творческих резиденций, а итальянцы приедут на Бирючий. Работы, созданные на симпозиуме, регулярно участвуют в выставках в Украине. Еще в декабре некоторые из них можно было увидеть, к примеру, в «Мистецькому арсеналi» на «АртКиеве».

— Очевидно, что хоть вы и называете симпозиум «территорией свободы», его нельзя превращать в мероприятие «для всех». Сцены, билеты, люди из другого теста — все это может сильно изменить атмосферу, в которой комфортно художникам…

— Безусловно, о том, чтобы превратить арт-симпозиум в открытое коммерческое мероприятие, не может быть и речи. Фильтры нужны. В прошлом году на одно из наших вечерних собраний заглянули местные не совсем трезвые строители в спортивных костюмах. Я заставил их пойти переодеться, и только потом пустил.

— Вы вкладываете в проект личное время, силы и деньги. Что получаете взамен?

— Энергию от общения с талантливыми неординарными людьми. Летом, когда наше мероприятие закончилось, мы плодотворно провели время на острове, потом свозили выставку на джаз-фестиваль в Коктебель… Я стал вспоминать все, что произошло за эти недели. Перед глазами всплывали лица людей, которыми все время был окружен. Послевкусие очень приятное. И вместе с легкой ностальгией, светлой грустью я чувствовал счастье. И ответственность. Арт-лаборатория позволяет мне ощутить, что я не зря живу на этом свете.

5961

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров