Билл Гейтс: «Каждый вечер сам мою посуду»
В понедельник, 10 февраля, миллиардер Билл Гейтс ответил на вопросы пользователей интернета. Возможность пообщаться напрямую с самым богатым человеком в мире, чье состояние оценивается в 77 миллиардов долларов, предоставил американский сайт Reddit.com, который время от времени проводит с известными людьми такие «пресс-конференции». Объединяет их общий принцип — Ask Me Anything, что означает «Спроси меня, о чем хочешь». При всем множестве вопросов их можно было распределить по нескольким темам. Гейтс так и выстраивал свои ответы. Приводим наиболее интересные из них.
«Увидев на земле 100-долларовую купюру, обязательно нагнусь и подниму ее»
— Считаете себя современным человеком?
— Боюсь, в глазах многих я выгляжу старомодным. Взять хотя бы нашу с Уорреном Баффеттом (один из богатейших людей в мире, известный инвестор и филантроп. — Ред.) традицию каждую неделю играть в бридж. В карты играют миллионы людей, но не в бридж. Одна из моих дочерей занимается верховой ездой. В эти выходные я стоял и смотрел, как она держится в седле. И поймал себя на мысли, что конный спорт вряд ли можно назвать современным. Что еще? Ах, да, я каждый вечер сам мою посуду. Домочадцы не раз добровольно вызывались сменить меня или хотя бы помочь, но мне нравится, как это делаю именно я, и никто другой.
— В начале февраля вы оставили пост председателя совета директоров Microsoft. А генеральным директором корпорации стал Сатья Наделла. Почему вы бросили свое детище?
— Нет, не бросил. Я просто намерен уделять делам корпорации немного меньше времени. Скажем, около трети. Оставшиеся две трети рабочего времени мне хотелось бы посвящать вопросам благотворительности и нашему с супругой фонду. В том, что генеральным директором компании стал Сатья, лично я вижу только положительные моменты. Он молод, но обладает прекрасным опытом. Работает в корпорации уже 22 года, знает изнутри ее сильные и слабые стороны. А на руководящий пост порой следует ставить свежего человека. Тогда дело идет вперед.
— И все же, признайтесь, вы устали?
— Конечно, я уже не способен без разбега перепрыгнуть через офисное кресло, как делал это в 1994 году. Разве что через маленький стульчик! Не стану прыгать и через бак с мусором. Да и вам не советую. Если не получится, можно больно удариться или испачкаться.
— Вы сказали, что хотите больше времени уделять благотворительности. Вас задело, что по итогам 2013 года главным филантропом Америки признали Марка Цукерберга (создатель соцсети Facebook. — Ред.), а не вас?
— Нисколько! Я восхищаюсь тем, что делает Марк, да и многие другие молодые бизнесмены. К сожалению, в их возрасте я думал только о том, как больше заработать. Понимание, насколько важно делиться с другими собственным богатством, пришло позже. Думаю, по этой причине теперь я стремлюсь наверстать упущенное. А если говорить о том, кто является настоящим филантропом, то это не я и не Марк, и ни один из тех, кто просто дает деньги. Подлинную благотворительность проявляют те, кто лично едет в беднейшие страны или горячие точки и помогает живущим там детям, больным, беженцам.
— Вы заявили, что прежде думали только о деньгах. Сейчас ваше отношение к ним изменилось?
— Изменилось их значение для меня и моей семьи. Но, увидев на земле 100-долларовую купюру, я обязательно нагнусь и подниму ее.
«Моя главная слабость — личный самолет. Каюсь, купил и пользуюсь»
— Почему вы и ваша жена Мелинда не выделяете деньги на поощрение студентов, на гранты? Это потому, что вас самого когда-то выгнали из университета?
— Очень серьезный вопрос. Мелинда и я уверены, что в первую очередь необходимо решить проблему голода и нищеты. Возможно, мы не правы, но нам хотелось бы видеть результаты нашей деятельности сразу или как можно быстрее. Да и говорить, что меня выгнали из университета, не совсем корректно. Я отучился там три года, освоил достаточно курсов, чтобы получить диплом, но на последнем этапе потерпел неудачу. И сам решил не продолжать.
— Как вы относитесь к разоблачениям, сделанным Эдвардом Сноуденом (бывший агент ЦРУ, обнародовавший информацию о методах американских спецслужб. — Ред.)?
— Мне кажется, что главное в этой истории — вопрос доверия. Люди должны доверять тому, как сегодня собирается и хранится информация. Все мы и раньше понимали, что миллионы видеокамер, GPS-сенсоры и прочие устройства ведут ежеминутный сбор информации практически о каждом из нас. Но хотелось думать, что даже в таком мире есть место для чего-то личного, доступ к которому имеете только вы или очень близкие вам люди. Да, одной из задач государства, правительства является борьба с преступностью и терроризмом. И она требует различной информации, вот только методы ее получения, мне кажется, должны быть более прозрачными.
— Каким компьютером вы пользуетесь?
— Планшетом, который выпускает Microsoft, модель Surface 2 PRO (сохранено написание Гейтса, хотя он перепутал местами цифру и три последние буквы. — Ред.). С технической точки зрения он меня устраивает во всех отношениях. А вот к названию есть вопросы.
— Вы позволяете себе какие-нибудь слабости? Балуете себя хоть в чем-то?
— Моя главная слабость — личный самолет. Это непозволительная роскошь, но поделать с собой в данном случае ничего не мог. Каюсь, купил и пользуюсь. Но каюсь все же не так сильно, как мой старый друг Уоррен Баффетт. Он свой самолет назвал «Не имеющий оправдания». А я пытаюсь оправдаться в первую очередь перед собой. Убеждаю себя в том, что без самолета не смог бы так много делать для нашего благотворительного фонда.
— Если когда-нибудь в Голливуде захотят снять фильм о вас, кому из актеров вы доверили бы сыграть Билла Гейтса?
— Нужно подумать… Сэмюэлу Л. Джексону!
— Но он же афроамериканец!
— Ну и что? Зато тогда моя жена, возможно, согласится посмотреть этот фильм.
Подготовила Наталия ТЕРЕХ, «ФАКТЫ»
3775Читайте нас в Facebook