Николай Маломуж: «После неофициальных переговоров российская сторона согласилась не начинать войну с Украиной»
— В прежние годы мне неоднократно доводилось общаться и с президентом России Владимиром Путиным, и с председателем правительства этой страны Дмитрием Медведевым, — рассказал на пресс-конференции «Крымская игра России. Взгляд разведчика» генерал армии Николай Маломуж. — В одной из бесед я им сказал, что пора оставить идею восстановить СССР. На словах они с этим соглашались, но стратегической целью Кремля так и осталось формирование нового союза. Срыв бывшим руководством Украины подписания в ноябре прошлого года договора об ассоциации с ЕС — конкретный результат реализации данного плана. Вскоре после этого Виктор Янукович подписал в Москве масштабный договор, в котором говорилось о еще более глубокой, чем это предусмотрено участием в Таможенном союзе, интеграции Украины с Россией. Речь шла об объединении экономик, согласовании финансовой политики, а также введении в Украине российского рубля. В обмен семья Януковича получала гарантии защиты ее капиталов. Ведь уже тогда была угроза, что на Западе начнется расследование происхождения денег бывшего президента Украины и его окружения, поэтому эти люди начали выводить средства в Россию.
Кстати, чтобы разогнать Майдан, бывшее руководство страны подготовило операцию с участием десятков тысяч силовиков. Ее жертвами стали бы тысячи людей. Чтобы убедить Януковича отказаться от этого плана, нужны были чрезвычайные аргументы. По нашей инициативе одна из сторон объявила эти аргументы, после чего в течение 15 минут было принято решение о том, чтобы чиновники Администрации президента, Кабинета министров и аппарата Верховной Рады покинули рабочие места. Сам же Янукович вскоре бежал из Киева. Больше подробностей рассказать не могу.
Дестабилизацию обстановки в нашей стране Москва расценила как шанс завладеть вначале Крымом, а затем восточными и южными областями. Специально направленные из России люди и местные сепаратистки настроенные активисты принялись организовывать в этих регионах массовые выступления. К сожалению, новая украинская власть не смогла достаточно оперативно и адекватно отреагировать на это. Когда группа людей с оружием заняла здания Верховного Совета и правительства Крыма, следовало немедленно провести антитеррористическую операцию, взять под усиленную охрану ключевые объекты на полуострове, блокировать дороги. К сожалению, этого не сделали. В результате Крым оккупировали, а возле наших границ начались маневры российской армии, которые могли обернуться вводом войск на территорию Украины.
*Вслед за высадкой в Крыму российская армия начала масштабные учения у границ с Украиной
Нужно было срочно наладить диалог с Москвой, чтобы избежать войны. Но Россия не желает признавать новую власть в Киеве. В этих условиях нам (членам гражданского форума «Стратегия национальной безопасности Украины», в который входят ученые, военные, дипломаты, юристы) пришлось взять на себя организацию и проведение неофициальных переговоров. Первым их успехом стало то, что операция по вводу российской армии в материковую Украину не состоялась. Москва прекратила учения, заявив, что маневры были плановыми.
— Расскажите о подробностях переговоров: как и где они проходили, кто представлял российскую сторону?
— Участвовали высокопоставленные лица из окружения президента России и представители международной общественности. Переговоры состоялись в нейтральной стране. Вопрос о Крыме был отдельным пунктом, вне переговоров. Россияне особо настаивали на незаконности власти в Киеве. Они даже заявили: «У вас Верховная Рада нелегитимная». «Она выбрана два года назад при Януковиче», — ответил я. «Не может быть!» — сказали россиянине. Мы разъясняли им, какая ситуация в Украине, доказывали бесперспективность российского плана по аннексии наших территорий и говорили о том, что его реализация угрожает всему миру.
Несмотря на разногласия, после нескольких дней переговоров в два часа ночи удалось договориться о том, что российская армия не вторгнется на материковую часть Украины.
— В обмен за отказ Украины от ядерного оружия США, Россия и Великобритания гарантировали нашей стране безопасность…
— Я участвовал в подготовке Будапештского меморандума (подписан в декабре 1994 года. — Авт.), в котором эти гарантии зафиксированы, и был в числе тех, кто настаивал тогда, чтобы в документе конкретно прописывалось, что страны-гаранты предпримут в случае возникновения угрозы Украине, какие санкции ожидают агрессора. К сожалению, все участники, включая наше руководство, решили: без этого можно обойтись.
Следует сказать, что, аннексировав Крым, Россия нарушила договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между нашими странами. В этом документе четко зафиксирована территориальная целостность Украины. Нарушены также Хельсинские соглашения о незыблемости границ в послевоенной Европе, несмотря на то что это ключевой документ для обеспечения мира на континенте.
Чтобы оправдать отторжение Крыма, Россия ссылается на прецедент с Коморскими островами (в 1974 году там провели референдум о независимости, на котором один из островов, Майотта, проголосовал «против» и остался в составе Франции. — Авт.). Но при решении вопроса об отделении той или иной территории прецеденты во внимание не берутся, поскольку каждый такой случай сугубо индивидуален.
Пытаясь придать аннексии Крыма видимость законности, Россия не только использовала идею референдума, но и придумала, чтобы Крым объявил себя полноправным государством — ведь самостоятельной стране не нужно согласие Верховной Рады о выходе из состава Украины. Что же касается волеизъявления крымчан, то следует напомнить: два года назад на выборах в парламент автономии сепаратистский блок «Русское единство» едва набрал три процента голосов. Теперь же в условиях оккупации Крыма эта политическая сила стала играть первую скрипку. Относительно незаконного референдума скажу, что, по нашим данным, в нем участвовали лишь около 40 процентов жителей автономии. Не все из них голосовали за вхождение полуострова в состав России.
— Что может заставить Россию остановиться от дальнейшей эскалации конфликта с Украиной?
— Понимание того, что агрессия против Украины несет реальную угрозу перерасти в мировую войну с применением ядерного оружия. Этого никто не хочет. Еще один аргумент: нарушение территориальной целостности нашей страны станет мощным толчком к усилению сепаратистских настроений в самой Российской Федерации — на Кавказе, Дальнем Востоке, Сахалине, в Калининградской области… В этих регионах скажут: раз крымчанам можно, почему нам нельзя? Москва должна также учитывать, что если она не остановится, Запад будет добиваться падения мировых цен на нефть и газ. При их снижении на 30 процентов уже через шесть месяцев ущерб для России будет столь огромен, что ее экономика утратит перспективы роста в ближайшие годы. А это опять же угрожает федерации развалом. Особая тема — крымские татары. За них может вступиться исламский мир.
Дальнейшее развитие событий во многом зависит от украинских властей. Укрепляется армия, усилен контроль на границах, ведется работа по нейтрализации организаторов сепаратистских акций и диверсантов, противодействию распространения на востоке и юге лжи о «бандеровской угрозе». Но только этих мер мало — правительство и парламент должны добиться взаимопонимания между различными регионами Украины. Это основа основ, которая позволит консолидировать страну. Если это удастся, ни у кого не будет поводов вторгаться.
Важно также добиться начала многосторонних переговоров по урегулированию ситуации с участием Украины, России, США, Великобритании, Германии, других государств.
Фото в заголовке Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
15512Читайте нас в Facebook