На супругов-пенсионеров из Винницы газовщики «повесили» долг в 34 тысячи гривен, не объяснив, откуда взялась такая сумма
Супруги-пенсионеры из Винницы Михаил и Мария Лысюк рассказали «ФАКТАМ» печальную историю взаимоотношений с сотрудниками публичного акционерного общества «Винницагаз», чтобы предостеречь сограждан от повторения их ошибки. Они не могут понять, почему газовщики требуют возместить огромную и просто неподъемную для их семьи сумму задолженности за потребленный газ, который они уже… оплатили.
«Централизованное отопление затратное и некачественное, вот мы с женой и решили сделать индивидуальное»
— В 2008-м, когда в Украине граждане стали массово переходить на автономное отопление, я тоже решил отказаться от централизованного теплоснабжения и установить у себя дома индивидуальный котел, — рассказывает 62-летний винничанин Михаил Лысюк. — Прежде всего потому, что услуги централизованного отопления очень дорогие, да еще и некачественные. Частенько температура в нашей квартире опускалась ниже двадцати градусов, а иногда батареи и вовсе были холодные. Для меня очень важно, чтобы дома было тепло, ведь часто болею, к тому же перенес инсульт.
Знакомые посоветовали обратиться в частную фирму, занимавшуюся переоборудованием централизованного отопления на индивидуальное. Предпринимательница, которая руководила предприятием, заверила, что сама уладит все формальности с получением необходимых документов. Пока она занималась бумагами, присланные фирмой рабочие отрезали старые батареи и установили новые вместе с отопительным котлом, работающим на природном газе. Но тут выяснилось, что чиновники винницкой мэрии не выдали нужные разрешения. Я тут же отправился выяснить, почему так случилось, ведь двум моим соседям чуть раньше позволили установить «автономку». Увы, так и не услышал ни одного аргумента, по какой причине нам отказали.
— То есть вы сначала сделали индивидуальное отопление, а затем решили его узаконить?
— Да, понимаю, что все надо было делать, как предусмотрено по закону, — говорит Михаил Петрович. — Но, поскольку газовый котел и батареи уже установили, я тут же известил о сложившейся ситуации городские службы теплоэнерго и предприятие «Винницагаз». Из этих организаций к нам пожаловали инспекторы, составили соответствующие акты. С того времени ежемесячно к нам приходили сотрудники газовой службы, снимали показания счетчика, хоть он и не был опломбирован. И мы исправно платили.
Однако, когда спустя четыре года нам наконец-то удалось узаконить индивидуальное отопление, из газовой службы потребовали срочно возместить задолженность — более 34 тысяч гривен! Дескать, на протяжении последних лет мы не рассчитались за газ. Я тут же предъявил все квитанции: платили по счетчику. Но газовщики заявили, что самовольное установление отопительного котла и газового счетчика — это нарушение действующего законодательства и теперь придется за это ответить. Еще и обвинили нас в подрыве энергетической безопасности страны.
*Михаил Лысюк: «У нас с женой Марией Алексеевной нет долгов за коммунальные услуги. Все квитанции об оплате мы сохранили» (фото автора)
— Недоумение вызывают и заоблачные тарифы, по которым нам насчитали столь огромную сумму задолженности, хотя газовщики упорно называли их «действующими», — вступает в разговор Мария Алексеевна, жена Михаила Петровича. — Судите сами: за каждый месяц отопительного сезона на протяжении этих четырех лет нам насчитывали по 800 кубометров природного газа, хотя фактически мы использовали не больше 200. Кроме того, подсчитали, будто бы летом мы потребляли свыше 300 кубов в месяц. А ведь с наступлением тепла мы уезжаем из города в село, на дачу, и системой отопления вообще не пользуемся! Мы с мужем поинтересовались у газовщиков, что нужно делать в обычной двухкомнатной квартире площадью 60 квадратных метров, чтобы сжечь такое огромное количество газа? Наверное, столько расходуется разве что в крематории или в каком-нибудь здоровенном ангаре. К тому же наша семья пользуется льготами, поскольку Михаил Петрович ветеран армии, инвалид II группы и имеет право на 50-процентную скидку на коммунальные услуги. Газовщики ответили, дескать, все это учли.
Поскольку все попытки узнать, по каким тарифам нам начислили рекордную сумму, ничем не закончились, мы отказались возмещать эту так называемую задолженность. Заявили газовщикам: таких денег у нас нет — живем с мужем на пенсию. А они в ответ, мол, у вас взрослые дочери, пусть они помогут. Еще и пригрозили: если не отдадим долги, отберут квартиру…
Установление газового счетчика и отопительного котла должно происходить в соответствии с законодательными нормами
Исковое заявление публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Винницагаз» к супругам Лысюк о взыскании задолженности за природный газ в сумме 34 тысячи 357 гривен 71 копейка изобилует ссылками на нормативные акты, законы. В нем подчеркивается: услуги по газоснабжению Михаилу Петровичу и его семье осуществляются на основании заключенного с ним договора, согласно которому потребители не могут осуществлять дополнительные подключения газовых приборов и устройств, менять их месторасположение, вмешиваться в работу внутридомовых систем газоснабжения без согласования с газовой службой. В данном случае оборудование было установлено самовольно. Газовый счетчик опломбировали лишь спустя четыре года, в ноябре 2012-го (к тому времени он уже показал 5358 кубометров газа). Только с этого момента индивидуальное отопление было официально принято в эксплуатацию и расчеты за потребляемый газ стали производиться по показаниям счетчика. «Винницагаз» имеет право требовать от потребителя возмещения ущерба вследствие нарушения им Правил предоставления услуг населению по газоснабжению. И если должник не отдает долг в добровольном порядке, предприятие вынуждено взыскать его принудительно, то есть через суд.
— Мы пошли навстречу Михаилу Лысюку и членам его семьи, предложив выплатить сумму задолженности по договору реструктуризации, заключенному с предприятием на пять лет при условии, что ежемесячная оплата не должна превышать 25 процентов совокупного семейного дохода, — заявил специалист по претензионно-исковой работе предприятия «Винницагаз» Владимир Косий. — Но, поскольку должник с этим не согласился, мы обратились с иском в Винницкий городской суд. Во время слушаний было установлено, что ответчик не выполнял взятые на себя обязательства за потребление природного газа, чем нарушил наши права. Суд обязал ответчика уплатить всю сумму задолженности.
— Но в решении суда не указано, каким образом появилась огромная сумма долга. Именно поэтому супруги Лысюк считают, что лишены законного права убедиться, что задолженность начислена им правильно.
— Цены, тарифы, нормы по потребляемому газу устанавливаются Кабинетом министров Украины, из этих показателей мы и исходили, начисляя данную задолженность. Действительно, в самом судебном решении никакие расчеты не фигурируют. Однако в судебном заседании мы объясняли природу их возникновения. Ведь начиная с 2008 года Лысюк хоть и платил за газ по показателям незаконно установленного и не принятого в эксплуатацию счетчика, все начисления Михаилу Петровичу, как и ранее, производились согласно нормам потребления.
— Даже после вынесения решения Винницким городским судом, удовлетворившим иск предприятия «Винницагаз» о взыскании с Лысюка свыше 34 тысяч гривен, сумма задолженности остается для нас загадкой, — заявила правозащитница Лариса Кирилюк, представляющая интересы Михаила Петровича. — По нашим расчетам, в которых учтены розничные цены на природный газ для населения и объемы его потребления, долг Лысюка может немного превышать три тысячи гривен. А откуда взялись остальные начисления? Это пеня, проценты, штрафы, надбавки непонятного происхождения?
Более того, на протяжении четырех лет, пока индивидуальное отопление не было узаконено, домой к семье Лысюк периодически наведывались сотрудники газовой службы и… снимали показания счетчика, проводили сверки. Михаил Петрович признает, что нарушил закон, самовольно установив газовое оборудование. Что же касается начисленной внушительной суммы задолженности, за разъяснениями я обратилась в юридическую службу «Винницагаза». Увы, деловой разговор не получился. А после суда представитель предприятия сказал, дескать, есть судебное решение и его надо исполнять. Мы считаем это решение необъективным. Поэтому обжалуем его в Апелляционном суде Винницкой области.
7899Читайте нас в Facebook