«Людей, обращающихся с заявлениями о приватизации, нужно было „пустить по кругу“, хорошо помотав им нервы»
«ФАКТЫ» рассказывали об этом резонансном деле в мае прошлого года. На днях вынесен приговор членам преступной группы, наживавшимся на простых людях — жильцах рабочих общежитий.
«Недостающие для взятки три тысячи гривен я взяла у своих больных родителей»
С конца 2011 года в Украине действует Закон «Об общегосударственной целевой программе передачи общежитий в собственность территориальных общин на 2012—2015 годы». В соответствии с ним граждане, не сумевшие в силу различных обстоятельств обзавестись квартирами, начали оформлять на себя скромные квадратные метры построенного еще в советские времена жилья.
В Кременчуге на Полтавщине приватизации подлежат более десятка общежитий, ранее принадлежавших предприятиям. Этим решил воспользоваться 43-летний депутат горсовета, исполняющий обязанности замначальника отдела учета и распределения жилой площади горисполкома Григорий Александров.
— Александров предложил двум инженерам жилищно-эксплуатационных предприятий Станиславу Лутчаку и Михаилу Шевченко всячески затягивать процедуру оформления документов на приватизацию, — рассказывает старший прокурор отдела прокуратуры Полтавской области Ярослав Толмачев. — Людей, обращающихся с подобными заявлениями, нужно было «пустить по кругу», хорошо помотав им нервы. В конце концов, устав биться лбом о стенку, они сами рады будут выложить энную сумму ради положительного решения вопроса.
В каждом случае разыгрывался спектакль: то говорили, что не хватает какой-то справки, то «вспоминали», что документы нужно показать лично Александрову…
Больше всех обогатился сам Григорий Александров, получавший 80 процентов от каждой сделки, — он прикарманил свыше 70 тысяч гривен.
О том, как все происходило, «ФАКТАМ» рассказала 51-летняя рабочая Крюковского вагоностроительного завода Ольга Владимировна.
— Документы, необходимые для приватизации комнаты в общежитии, которую я получила от предприятия еще в 1987 году, я собрала довольно быстро. Для нас со взрослым сыном начавшаяся приватизация была единственной возможностью приобрести собственную крышу над головой, — едва не плачет женщина. — Но время шло, а документы лежали без движения. Александров и Шевченко «отфутболивали» меня друг к другу, ничего толком не объясняя. В конце концов инженер признался, что сам не решает подобных вопросов. Я его давай упрашивать: «А что же мне делать? Подскажите, пожалуйста, помогите!» Как будто сжалившись надо мной, Шевченко продиктовал номер телефона какого-то Васи и посоветовал обратиться к нему.
Некто Вася — молодой человек, от которого якобы зависело положительное решение в пользу женщины-труженицы, заявил: «Я помогу вам. Но не бесплатно. Мне ведь нужно „подмазать“ ответственных за приватизацию». И написал на клочке бумажки сумму — 8000 гривен.
— У меня не было таких денег, — продолжает Ольга Владимировна. — Но я готова была искать их, лишь бы почувствовать себя настоящей хозяйкой в своей комнате. Недостающие три тысячи гривен взяла у своих больных родителей, не объяснив им, зачем они мне понадобились. «Ваш вопрос решился положительно», — сообщил мне Василий радостную новость буквально через полчаса после того, как я передала ему часть оговоренной суммы. Еще через двадцать минут он дал команду вызывать техников, чтобы те обмерили комнату и подготовили необходимую справку. Техники пришли в пятницу, а в понедельник я с Васей полностью рассчиталась. Он заверил, что через несколько дней у меня на руках уже будет технический паспорт.
Увы, этого момента женщине пока не удалось дождаться — вскоре после «сделки» сотрудники Кременчугского городского управления по борьбе с организованной преступностью арестовали коррупционеров и изъяли документы у рабочей группы по приватизации.
«Как только соберете деньги, звоните в любое время дня и ночи, подъедем за ними куда нужно»
— Ольга Владимировна стала одним из последних свидетелей в цепочке жилищных преступлений, которые были совершены в период с февраля по декабрь 2012 года, — говорит Ярослав Толмачев. — Всего же в деле четырнадцать подобных эпизодов. У самого богатого «клиента» мошенники выманили десять тысяч гривен. Меньше всего взяли у семьи пенсионеров — четыре тысячи. Они торговались и шли на уступки, но своего не упускали. «Как только соберете деньги, звоните в любое время дня и ночи, подъедем за ними, куда нужно», — любезно заявляли своим клиентам.
— Вы говорите: свидетели преступлений. Почему не потерпевшие?
— По закону тот, кто дает взятку, тоже считается преступником. В ходе судебных заседаний все четырнадцать человек были освобождены от наказания в связи с искренним раскаянием и определены как свидетели. Прокуратура ходатайствовала о прекращении уголовного производства в отношении этих людей.
Организатор группы Александров был задержан на горячем. Стараясь избежать ответственности, депутат городского совета с самого начала отстаивал версию, будто деньги под пассажирское сиденье его автомобиля подбросила милиция.
Надо заметить, в свое время Григорий Александров привлекался к уголовной ответственности за «черное» риэлторство. Но у следствия тогда не нашлось достаточных доказательств, и он не понес реального наказания. Кому-то из власть предержащих, видимо, было выгодно «бросить щуку в речку». В горисполкоме депутат Александров занимался распределением земли, приватизацией жилья. Кроме того, был еще народным заседателем в Крюковском районном суде. И весьма преуспел на всех поприщах… Обвиняемый предоставил суду объемистую папку с отзывами о своей работе. Среди них были письма от рядовых граждан, грамоты от патриарха и бывшего президента «за вклад в улучшение жизни города».
Суд приговорил Григория Александрова к шести годам заключения с конфискацией имущества. Его подельник Станислав Лутчак получил четыре года, а Михаил Шевченко, полностью признавший свою вину и раскаявшийся, — четыре года лишения свободы с испытательным сроком 18 месяцев.
Читайте нас в Facebook