В здании вокзала установили 70 (!) часов, работающих от одной электрической матрицы
— По вопросу строительства во Львове железнодорожного вокзала велись долгие дискуссии и даже проводился референдум, — рассказал «ФАКТАМ» заведующий Музеем истории Львовской железной дороги Роман Патык. — Из многочисленных предложений выбрали и утвердили проект архитектора Промышленной школы Владислава Садловского и разработку директора Львовской железной дороги Людвика Вежбицкого, инженерные идеи которого соответствовали европейским требованиям того времени.
К работам приступили в 1902 году. Строительство велось быстрыми темпами, широко использовался железобетон.
Самый большой в Европе вокзал торжественно открыли в конце марта 1904 года. Здание, отличавшееся великолепной архитектурой, представляло собой настоящее произведение искусства. Фасад украшали скульптуры, выполненные известными мастерами Петром Войтовичем и Антоном Попелем (соавтором памятника Адаму Мицкевичу во Львове). На стенах внутренних помещений разместились картины художников того времени, орнаментная лепка, настенная роспись и фрески, в вестибюле — большой витраж «Архангел Михаил» на фоне панорамы Львова.
Перед главным входом соорудили декорированный фонтан в окружении клумб и цветников. С одной стороны к вокзалу подъезжали электрические трамваи, с другой — конные.
На вокзале задействовали технические новинки: паровое отопление с обдувом теплым воздухом всех помещений, электрическую вентиляцию и освещение. Багаж подавался прямо к поезду электрическими лифтами, по ним же поднимались и железнодорожные служащие.
Элегантное ажурное перекрытие — крыша из стали и стекла — укрывало людей на пяти перронах от непогоды. В помещении здания было установлено 70 часов, работающих от одной электрической матрицы. В почтовом бюро работали телеграф и телефоны…
Комфорт для людей был продуман до мелочей. Платный вход (он, кстати, оставался до 1960 года!) и строгие жандармы препятствовали появлению «нежелательной публики» — попрошаек и карманных воров. Перед кассами установили специальные ограждения, чтобы люди не толпились в очередях. Разместили указатели и расписания на немецком, польском и украинском языках.
Потоки приезжающих и отъезжающих никогда не пересекались между собой. В зависимости от цены купленного билета пассажиры делились на три класса и так называемых доезжающих, проще говоря — простолюдинов.
Для состоятельных клиентов 1-го и 2-го классов в залах ожидания стояли кожаные мягкие диваны и элитная мебель, работал ресторан. Для 3-го класса зал был попроще, да и столовая не блистала шиком. А помещения для простолюдинов мало чем отличались от современных — с длиннющими лавками и многочисленными киосками.
Великолепное убранство отличало комнаты отдыха для цесаря — правителя Австро-Венгерской империи, в состав которой входила тогда Галичина. Позже здесь сделали депутатские комнаты, а затем — зал для почетных делегаций.
— За две прошедшие мировые войны здание вокзала страдало от бомбежек, артобстрелов и пожаров, многие культурные ценности были уничтожены, — продолжает Роман Патык. — Но каждый раз его брались восстанавливать. Случалось, не без ущерба для внешнего вида. В 1940 году пришедшая на Западную Украину советская власть планировала заменить уникальные скульптуры Петра Войтовича и Антона Попеля на фасаде монументальными солдатом в галифе и девушкой с веслом. Тогда не успели, зато развернулись в советское время: европейский декор сменили на сталинский ампир — серпы и молоты, портреты вождей…
Второй этаж был достроен, там разместили кинотеатр, комнаты отдыха, многочисленные киоски, парикмахерскую, аптеку… И только недавно проведенные реставрационные работы, которые инициировали бывший и нынешний руководители Львовской железной дороги Георгий Кирпа и Богдан Пих, позволили вернуть зданию вокзала былое великолепие.
2906Читайте нас в Facebook