Георгий Ясинский: «Теперь каждый может насладиться изысканными блюдами от лучших шеф-поваров у себя дома, в кругу семьи»
Большинство людей любит вкусно поесть. А что делать, если готовить не хочется, но до ресторана или кафе идти далеко, да к тому же на улице дождь? Сегодня решить такую проблему помогает интернет. Тысячи украинцев заказывают в сети суши, пиццы, салаты и получают их прямо на дом. Более того, есть сервис, позволяющий доставлять разнообразные блюда из ресторанов вашего города. Создателем и руководителем этого проекта является 30-летний киевлянин Георгий Ясинский, который всего пару лет назад занимался инвестированием в недвижимость.
«ФАКТЫ» продолжают совместный проект с доктором экономики и успешным предпринимателем Евгением Ленгом. Его передачи, посвященные вопросам развития IT-технологий, звучат на радио «Эра» и пользуются большой популярностью. Гости Евгения Ленга — наиболее известные и влиятельные люди отечественного информационного бизнеса. Недавно его собеседником был Георгий Ясинский.
Георгий Ясинский родился 26 января 1984 года в Киеве. Окончил Киевский национальный экономический университет им. Вадима Гетьмана. Получил степень магистра по специальности «финансы». Кандидат экономических наук. Свой первый бизнес, инвестиционно-девелоперскую компанию на рынке недвижимости Homeland Estate, основал в 2008 году. С 2012 года сооснователь и управляющий партнер компании «Экипаж-Сервис». Георгий Ясинский увлекается большим теннисом, чтением, путешествиями. Не женат. Живет и работает в Киеве.
«Экипаж-Сервис» — первая и ныне ведущая украинская интернет-платформа для онлайн-заказа и доставки еды из ресторанов. Компания создана в 2009 году и обслуживает более 500 заведений в 18 городах Украины. Компания привлекла уже два транша инвестиций от европейских инвестфондов.
— Знаю, что ранее твой бизнес был связан с недвижимостью. Скажи, что подтолкнуло заняться именно интернет-бизнесом? Почему ты пошел «в сеть»?
— Еще с 2004 года я активно интересовался интернет-бизнесом. Критической датой принятия решения идти в электронную коммерцию стал 2010 год, когда рынок недвижимости окончательно «лег». Финансирование как таковое в стране отсутствовало. Начинать новые проекты, связанные с недвижимостью, не было смысла. Но я благодарен финансовому кризису 2008 года, если бы не он, не открыл бы для себя удивительный мир IT-технологий. Это огромный потенциал рынка, потрясающие люди с совершенно иным мышлением. Вообще, это два противоположных рынка, совсем разные подходы к рискам. Я начинал карьеру в инвестиционной компании, составлял инвестпроекты, писал бизнес-планы строительства офисных зданий, торговых центов, гостиниц. Видел, как смотрят на такие проекты инвесторы. На IT-рынке все совершенно по-другому.
— А какова тема твоей кандидатской диссертации?
— Ценные бумаги в инвестиционном процессе на рынке недвижимости Украины.
— Зачем это тебе нужно было? Какие цели перед собой ставил?
— В 2005 году я закончил Киевский национальный экономический университет, получил степень магистра. Затем требовалось принять решение о дальнейшем развитии и образовании. Решил, что мне нужен какой-то опыт. Уезжать за границу не хотелось, а значит, оставалось идти по стопам своих родных, продолжать семейные традиции. У меня дедушка и бабушка кандидаты экономических наук. Поэтому я подумал, что не защитить диссертацию в родном вузе будет неуважением к родственникам. Тем более что диссертация по теме, которая мне близка и понятна.
— Георгий, когда ты решил пойти в онлайн-бизнес, понимал что понадобятся совсем другие знания и опыт?
— Абсолютно четко отдавал себе отчет в том, что нужны знания специфические, в том числе технические, маркетинговые, которые в корне отличаются от тех, что необходимы были для успешной работы на рынке недвижимости. Два года я получал новые знания, читал книги, анализировал существующие IT-проекты. Встретился с представителями примерно 90 интернет-компаний, стараясь разобраться, как они ведут бизнес. Тогда я понял, что не хочу быть пассивным инвестором, а должен принимать активное участие в IT-бизнесе, в создании компании.
— Был ли у тебя ментор, помогавший осваивать премудрости веб-предпринимательства?
— Скорее, были люди, достигшие в этом бизнесе определенных успехов, которые подсказали, куда идти, кого слушать, с кем встретиться.
— Какие функции ты выполняешь в компании «Экипаж-Сервис»?
— Я управляющий партнер. Отвечаю за финансирование, структурирование, стратегию, маркетинг.
— Скажи, а были случаи, когда ты сам доставлял заказы?
— К сожалению, нет. Но я разобрал всю бизнес-модель компании до последнего кирпичика, нашел слабые места, после чего ее перестроили с нуля.
— Что сегодня представляет собой «Экипаж-Сервис»?
— Номер один в Украине по заказу и доставке еды из ресторанов. Мы стремительно развиваемся. Сейчас это 18 городов, более тысячи ресторанов, свыше 56 тысяч постоянных клиентов и еще около 100 тысяч человек, которые сделали хотя бы один заказ.
— В чем главное конкурентное преимущество «Экипаж-Сервиса», объясняющее его лидирующее положение на рынке?
— Это простой и понятный сервис, дающий людям возможность утолить голод и сэкономить время. Платформа, которая предоставляет выбор и позволяет купить лучшие блюда по самым выгодным ценам.
— Насколько интернет-составляющая вашего бизнеса, сайт, дизайн и так далее важны для дальнейшего роста?
— Важно все, весь комплекс. Стоит убрать один элемент — и система рассыпется.
— А ты доволен внешним видом и функциональностью своего сервиса?
— Состояние полной удовлетворенности, наверное, не наступит никогда. Мы все время работаем над усовершенствованием пользовательского интерфейса, дизайна, функциональности. Трижды меняли построение системы. Интересно, что в Европе все подобные сервисы работают по принципу геолокации. Ни одна из платформ не пустит вас выбрать ресторан, пока вы не укажете свой адрес. Такова специфика западного рынка. У них ресторанов в 30—40 раз больше, чем в Украине. Мы тоже идем в данном направлении, но пока приходится только строить, организовывать рынок доставки еды. Для этого нам пришлось создать параллельно две компании. Это онлайн-платформа, то есть сам «Экипаж-Сервис», и отдельная структура, занимающаяся логистикой для ресторанов. Помогаем ресторанам для того, чтобы затем дать своим клиентам выбор. Если бы мы этого не делали, у клиентов было бы максимум 200 ресторанов, из которых осуществляется доставка. А при введении, как на Западе, принципа геолокации, по некоторым адресам и вовсе невозможно было бы сделать заказ.
— Технологическую и программную составляющую бизнеса вы разрабатывали сами?
— Мы все делали сами. Наверное, это был самый сложный процесс. В первую очередь собрали группу единомышленников и профессионалов. Ведь пока не наберешь команду, корабль не поплывет. Хотя, признаюсь, изначально была мысль взять программу у аналогичной компании из Германии. Но все же решили создать собственную программу.
— Георгий, как вы определяете, когда вам пора открываться в том или ином городе?
— Стратегия выхода в другие города была разработана еще в мае 2012 года. Мы решили, что обязаны присутствовать с собственной логистикой во всех городах с населением свыше миллиона и в региональных центрах, где есть рестораны, осуществляющие доставку самостоятельно. Не везде рынок оказывается готов, тогда мы создаем его сами.
— Правильно ли я понимаю, что основная задача компании «Экипаж-Сервис» — обеспечить потребителям быструю доставку еды из ресторана по их выбору и по той же цене, в которую эти блюда обошлись бы в ресторане.
— Абсолютно точно. Но при этом человек получает в подарок время и может насладиться изысканными блюдами от лучших шеф-поваров у себя дома, в кругу семьи, перед телевизором. Более того, постоянным клиентам мы предоставляем бонусы за каждый заказ, отзыв, за каждого приглашенного друга. Потом бонусы можно тратить на блюда, выбирать призы…
— Ваша компания получает деньги от ресторанов, как процент от заказа?
— Совершено верно. Наша бизнес-модель — это комиссионные от ресторанов, которые могут доходить до 30 процентов.
— Какой компонент в цепочке от заказа до передачи блюда клиенту является решающим?
— Есть два канала получения заказов — телефон и интернет. В самом начале развития компании до 65 процентов заказов принимали через кол-центр. Сегодня наоборот: 65 процентов поступают в режиме онлайн. Но довольно много людей все еще предпочитают звонить. У нас собственный кол-центр, эффективность которого за время работы выросла в четыре раза. Если раньше один оператор за смену обрабатывал 15 заказов, то сегодня — более 60.
— А с мобильных устройств поступают заказы?
— С помощью специального мобильного приложения мы получаем 5—7 процентов заказов. А поскольку, согласно прогнозам, в этом году рынок смартфонов в Украине вырастет на 60 процентов, ожидается, что доля заказов с мобильного приложения увеличится к концу 2014-го до 10 процентов и в дальнейшем будет только расти.
— Насколько сложно уговорить ресторан начать с вами сотрудничать?
— Просто, если владелец ресторана понимает, что для них это дополнительный канал привлечения клиентов, дополнительный рынок. Кроме того, мы предлагаем ресторанам экономию: не создавать свои кол-центр и онлайн-платформу, а пользоваться нашими.
— Заказы доставляет ваша служба или ресторана?
— Мы используем оба варианта. Хотя поначалу не работали с ресторанами, имеющими собственную службу доставки. Но сейчас создаем с партнерами более гибкую систему, и некоторые рестораны, принимая от нас заказы, осуществляют доставку самостоятельно.
— Какие самые распространенные проблемы работы с ресторанами?
— Не вовремя приготовили или некачественно упаковали заказ.
— Меню всех ваших партнеров на сайте всегда соответствует реальному наличию блюд?
— Меню на нашем сайте обновляется постоянно и автоматически. Мы боремся за то, чтобы рестораны при любых изменениях тут же вносили коррективы на сайт. Технические возможности для этого предоставляем. За невыполнение такого важнейшего требования договором с партнерами предусмотрены санкции.
— Сколько у тебя партнеров по бизнесу?
— Два. И в прошлом году присоединился лондонский инвестиционный фонд.
— Куда пошли деньги от инвестора.
— Больше половины потрачено на маркетинг, привлечение и удержание клиентов. Также значительная часть ушла на развитие нашей IT-платформы.
— Сколько первоначально вложено в компанию?
— Еще не перешли рубеж в миллион долларов. Расписали финансовую модель до 2015 года и пока идем по плану, без существенных отклонений.
— Какое подразделение компании выполняет функции диспетчера заказов?
— Любой заказ, в том числе сделанный через интернет, попадает в службу логистики и кол-центр.
— Какие основные каналы привлечения новых клиентов?
— В первую очередь — интернет. Сервис давно и успешно индексируется ведущими поисковыми системами. Ссылка на наш сайт попадает в топ-10 выдачи поисковых запросов, касающихся доставки ресторанных блюд.
— Есть ли у «Экипаж-Сервиса» периоды пиковых нагрузок и влияет ли на работу время года?
— Пик — это обычно вечер пятницы и субботы. А вот снижение активности потребителей наблюдается летом, когда люди предпочитают выйти на воздух, посидеть в ресторане, на террасе, а не заказывать еду на дом.
— Сегодня есть много сетевых ресторанов, например «Сушия», которые имеют собственную службу доставки. Являются ли они вашими конкурентами?
— Мы не конкуренты. Более того, чем больше подобных сетей будет в Украине, тем быстрее они поймут, что сотрудничество с такими сервисами, как наш, им выгодно.
— Каков сегодня объем глобального рынка доставки из ресторанов и как он будет развиваться?
— Он колоссален. Сейчас это 15 миллиардов долларов. Причем он ежегодно растет на 20—25 процентов. Я думаю, что рынок доставки готовой еды будет развиваться в сторону мобильных приложений и консолидации крупных игроков. Что касается перспектив рынка Украины, то он стремительно расширяется и постепенно догоняет европейский. И «Экипаж-Сервис» планирует оставаться лидером на отечественном рынке.
Полную версию интервью с Георгием Ясинским читайте на сайте www.prostranstvo.kiev.ua
Подготовил Сергей КУРГАН, «ФАКТЫ»
10683Читайте нас в Facebook