С именем главы Киевской городской государственной администрации Ивана Салия (занимал должность с 1992 по 1993 год) ассоциируется прежде всего превращение некогда заброшенного Андреевского спуска в киевский Монмартр и создание там Дома-музея Михаила Булгакова.
— Монмартр даже топографически напоминает Андреевский спуск: холм, на вершине которого находится базилика Сакре-Кёр (базилика Святого Сердца), — говорит Иван Салий. — Подняться к нему можно не только пешком, но также в специальном вагончике и на эскалаторе. На Андреевском спуске пока о подобном можно разве что мечтать. Нам бы первым делом сделать там пешеходную зону. Запретить проезд автомобилей следует и на другой исторической улице — Боричев Ток, которая примыкает к спуску в нижней его части. К сожалению, сейчас это улица контрастов: роскошные особняки соседствуют с полуразвалившимися старыми домами и даже пустырями. Пора с этой «экзотикой» заканчивать. Если взяться за дело всерьез, привлечь состоятельных людей, результат будет: за пару лет Боричев Ток можно превратить в один из самых красивых и уютных уголков Киева.
— Несколько лет назад специалисты предупреждали: если не укрепить фундаменты Андреевской церкви, то они могут «поплыть». Храм в таком случае рухнет, его обломки окажутся аж на Боричевом Току…
— Власти тогда прислушались к предостережению, многое было сделано, но реконструкция до сих пор не завершена, хотя это планировалось выполнить еще к началу Евро-2012. Стилобат (цоколь церкви. — Авт.) оголен, во многих расположенных в нем помещениях царит разруха. Не отреставрированы даже двери храма.
Столица обязана показывать пример всей Украине в том, как нужно охранять памятники истории и культуры. Однако это далеко не всегда удается. Причину я уже назвал: недостаточная воля добиться решения задач.
— У вас достаточно для этого воли?
— Конечно! Приведу такой пример: когда я был главой Подольского района столицы, цех швейной фабрики «Юность» располагался на втором этаже колокольни Фроловского монастыря, который находится неподалеку от Андреевского спуска. К тому же к обители примыкал детский сад — фактически он был на ее территории. Мы задались целью вернуть монахиням все, что им принадлежало. Детсад перевели в другое место, а для фабрики «Юность» государство построило помещения у подножия Андреевского спуска.
— Фабрику недавно снесли. Как вы думаете, что нужно построить на ее месте?
— Музей истории Киева. До 2004 года он размещался в Кловском дворце. После выселения (решение об этом приняло правительство Виктора Януковича. — Авт.) прошло уже десять лет, а подходящего здания так и не предоставили. Строение возле станции метро «Театральная» не в счет — в нем очень мало места, его хватает разве что для проведения выставок, а экспозицию демонстрировать негде.
Строить культурный комплекс на месте фабрики «Юность» планирует компания Рината Ахметова, имеющего в Киеве серьезные бизнес-интересы. Нужно убедить олигарха в необходимости размещения полноценного музея в будущем комплексе. Причем его здание не должно уступать тем, в которых размещаются ведущие музеи Европы.
Через «ФАКТЫ» хочу также обратиться к Ринату Леонидовичу с просьбой ускорить реконструкцию Центрального универмага и начать ремонт расположенного напротив дома, в котором размещался Центральный гастроном. Есть смысл сделать эти здания единым комплексом, соединив галереей.
— Что, на ваш взгляд, должно быть размещено в Гостином дворе, расположенном по соседству с Андреевским спуском?
— После завершения реконструкции туда следует переселить Бюро технической инвентаризации (в этот орган ежегодно обращаются порядка 200 тысяч киевлян), также Департамент земельных ресурсов и, возможно, еще пару структур мэрии. Чтобы Гостиный двор довести до ума, нужно еще около 200 миллионов гривен. Сумма большая, поэтому особенно важно, чтобы кроме организации там культурного центра преследовалась еще и прагматичная цель — размещение служб мэрии, причем именно тех, в которые обращаются особенно много киевлян. Днем это будет большой офис, а по вечерам в крытом внутреннем дворе и других помещениях можно проводить культурные мероприятия. Расходы по завершению реконструкции могла бы взять на себя городская казна.
— Но у Гостиного двора есть частный владелец.
— Этот объект следует вернуть городу. Также необходимо возвратить ему статус памятника архитектуры. Три года назад Кабинет министров Украины пошел на поводу определенных бизнес-структур, исключив это сооружение из списка памятников архитектуры (правительство оправдало свое решение тем, что в 1982 году оригинальное здание Гостиного двора, построенного в начале ХIХ века, снесли, а на его месте соорудили копию. — Авт.).
— Во время подготовки празднования 1025-летия крещения Киевской Руси были жаркие дискуссии о том, как поступить с фундаментами Десятинной церкви…
— Дебаты, о которых вы говорите, касались выбора: либо музеифицировать фундаменты, либо построить некую версию того, какой могла быть Десятинная церковь (как она выглядела в действительности, наука не знает). Решение так и не приняли. Территория там остается совершенно не благоустроенной — такой себе «лунный пейзаж». Следует наконец решить, что делать и приступать к работе.
Сейчас к пустырю, где когда-то стояла Десятинная церковь, людям приходится «продираться» через нагромождение торговых раскладок. Их нужно переместить в другое место. Также обязательно следует пересмотреть проект многоэтажки, которую строят поблизости от этого места — в Десятинном переулке. Новый дом (он возводится на площадке, где, как предполагают ученые, во времена Киевской Руси стоял княжий дворец. — Авт.) должен гармонично вписываться в окружающую застройку.
Объектов, требующих безотлагательных работ, к сожалению, немало. Один из самых значимых находится по соседству с Верховной Радой — Мариинский дворец, предназначенный для приема высоких гостей. Его реконструкция растянулась на годы. Еще хорошо, что при президенте Украины Леониде Кучме отреставрировали знаменитый Дом с химерами. Иностранных гостей сейчас там принимает исполняющий обязанности президента страны Александр Турчинов. Дом с химерами, безусловно, архитектурный шедевр, но все же это, по сути, трехкомнатная квартира.
Почему даже на такие объекты, как Мариинский дворец, годами не находят средств? Дело в том, что у многих людей, приходивших к власти, приоритеты были иные — не до культурного достояния, когда мысли заняты, условно говоря, золотыми батонами.
Фото Сергея ДАЦЕНКО, «ФАКТЫ»
887Читайте нас в Facebook