«Рада Щербицкая предпочитала в одежде строгий классический стиль. А Ираида Шелест любила отделки, вышивку»
Ценителями таланта мастеров киевского Дома моделей были Рада Щербицкая, Валентина Терешкова, Мария Орлик, Евгения Мирошниченко, Ираида Шелест, Нани Брегвадзе, Нина Бажан… И даже Пьер Карден не смог сдержать своего восхищения, увидев работы украинских коллег.
Открылся Дом моделей в Киеве семьдесят лет назад — в 1944 году. О малоизвестных страницах истории украинской моды «ФАКТАМ» рассказала бывший директор киевского Дома моделей Светлана Титова.
— Неужели, Светлана Сергеевна, в годы войны было до моды?
— Люди всегда хотят верить в лучшее, мечтают о хорошей жизни. Война ведь всех одела под одну гребенку — в гимнастерки и телогрейки. В созданный в Киеве Дом моделей были приглашены специалисты по моделированию и конструированию одежды. В сжатые сроки создали текстильную лабораторию. Время непростое было. Портные приходили на работу со своими швейными машинками и угольными утюгами, угли для которых покупали на Житнем рынке. Работали в помещении, состоящем всего из трех комнат, на улице Жилянской.
За дело взялись с таким энтузиазмом, что уже в начале 1950-х годов киевский Дом моделей стал участвовать в международных выставках. Потом уже Дом перебрался в большое помещение на улице Ленина (сейчас — Богдана Хмельницкого. — Авт.). Я пришла в Дом моделей в 1956 году в качестве главного инженера, а в 1977-м возглавила его.
— Правда, что при закладке фундамента нового здания Дома моделей на улице Шота Руставели вы бросили в котлован ожерелье, подаренное вам Сергеем Параджановым?
— Да, это так. Новый Дом моделей построили в 1982 году. Как мы, сотрудники, ждали этого события — переезда в семиэтажное здание площадью семь тысяч квадратных метров! Ежемесячно, на протяжении двух лет его строительства, каждый сотрудник — в том числе директор — должен был отработать на стройке около 50 часов. Я со всеми что-то грузила, подносила. И это не было в тягость — нас ждали такие перспективы! Именно поэтому ожерелье, подаренное Сергеем Параджановым, бросила в котлован на удачу. Все наши женщины ахнули!
— Не жалко было?
— Абсолютно! Это был душевный порыв.
— Как вы познакомились с Сергеем Параджановым?
— С ним дружила наша художница по украшениям Ядвига Каневская. Когда мы готовились с новой коллекцией к поездке в Болгарию, она пригласила режиссера, чтобы снял о нас фильм. Но он отказался — это был не его профиль.
Однако мы подружились. Параджанов пригласил нас с Ядвигой к себе домой в гости. Жил он на проспекте Победы. Обстановка в квартире была необычная — огромный стол, дубовые скамейки, на стенах множество картин, рисунков. Ядвига показала Параджанову свои украшения. И он подарил каждой из нас серебряное ожерелье, привезенное из Грузии.
— Представляю, как вы радовались, перебравшись в новое здание.
— Не то слово! Весь город приезжал смотреть на наши огромные витрины, которые ежесезонно обновлялись. Каждую неделю в зале Дома моделей, вмещающем триста человек, устраивались показы. Манекенщицы демонстрировали одежду от 44-го до 54-го размера. Зал всегда был полон. А на первом этаже находился магазин, где продавалась наша одежда. Мы предлагали готовые ансамбли. Например, пальто — с шарфами, платками, шляпами.
— Какие наряды предпочитали ваши знаменитые клиентки?
— Ткани были преимущественно натуральные — шелк, шифон, крепдешин, крепжоржет… Особой популярностью пользовался шелк, который производили на Киевском шелковом комбинате. Его отрезы мы дарили почетным гостям. У первой женщины-космонавта Валентины Терешковой был из этого шелка костюм. Посмотрев наш показ, она попросила пошить ей из черной ткани в белый горох. Наряд ей очень понравился, она фотографировалась на память с манекенщицами и художниками.
Евгения Мирошниченко заказала концертное платье — на него пошло около двадцати метров белого шифона. А украшено оно было дизайнерскими цветами ручной работы.
Нани Брегвадзе очень хотела купить эффектный шерстяной брючный костюм. Но он был подготовлен для выставки, поэтому продать ей не смогли. Пообещали сшить подобный, а она хотела именно этот.
Похожая история была и с женой австрийского канцлера, посетившей показ. Ей приглянулось серебристого цвета трикотажное платье. Однако вещи из новой коллекции не продавались. Но жена канцлера, клиентка многих мировых Домов моды, оказалась настойчивой. Достала валюту: мол, вот деньги — только продайте. Помню, меня прямо в жар бросило! В советское время ведь за валютные операции уголовная статья грозила. «Спрячьте, пожалуйста!» — прошу. Она отвечает: «Не уйду без покупки!» Пришлось звонить министру легкой промышленности, чтобы тот дал разрешение на приобретение этого платья. И вопрос был решен.
— Как одевалась первая леди Украины Рада Щербицкая?
— Рада Гавриловна предпочитала в одежде строгий классический стиль. Одевалась очень элегантно — ничего лишнего. Ираиде Шелест нравились отделки, вышивка. Мария Орлик любила наряды с украинскими мотивами. Она ведь представляла Украину в ООН. Многие из наших нарядов Мария Андреевна, как она мне рассказывала, до сих пор носит.
Над произведениями искусства, как известно, время не властно. А мы создавали настоящие шедевры. Помню, как на празднование 1500-летия Киева бархатное платье для Рады Щербицкой вышили золотой нитью. Очень красиво получилось! Бархат был синий с зеленоватым отливом. После смерти Владимира Васильевича Рада Гавриловна принесла этот наряд в Дом моделей и отдала для коллекции.
*Рада Щербицкая одевалась очень элегантно
*Ираида Шелест заказывала мастерицам нарядные платья (на фото с мужем Петром Шелестом и сыном)
— Семья Брежнева у вас обслуживалась?
— Никогда. Ни жена его, ни дочь Галина не бывали у нас. А вот Раиса Горбачева в гости приезжала. Ей очень понравились шелка киевского комбината. Она даже собиралась туда ехать. Мы же решили ей подарить отрез. А поскольку Раису Максимовну сопровождали Рада Щербицкая и заместитель председателя Киевского горисполкома Галина Менжерес, хотели преподнести по отрезу и им. Манекенщицы вынесли гостинцы на блюдах, но вручить не успели. Горбачева подошла к девушкам вплотную, сложила все отрезы в один поднос и отдала своему порученцу.
— Подумала, что все предназначалось ей?
— Видимо. Не могли же девчонки-манекенщицы с ней спорить.
— Слышала, вы дружны с Вячеславом Зайцевым.
— Очень талантливый человек, большой эстет. Не раз приезжал к нам в Киев, мы его хорошо принимали в Доме моделей. Помню, как после показа Слава читал свои стихи, выступал с воспоминаниями, а потом мы сидели за столом и долго общались.
И я не раз бывала у него в Москве. Жил Слава в ту пору в обычной двухкомнатной квартире. Угощал потрясающими бутербродами с красной рыбой и зеленью. Мы с коллегами достали украинскую колбасу и горилку. Слава очень открытый человек, компанейский. Талантлив во всем. Картины такие рисует, что глаз отвести невозможно. Особенно мне понравились написанные им натюрморты.
— Я была на его показах — они потрясают. Настоящие шоу!
— Да, Слава — профессионал. Одежда, которую он создает, элегантна и практична. Он и сам любит одеться. В его гардеробе — броши, шейные платки. По Славиным стопам и сын его пошел Егор, и внучка Маша — стали дизайнерами. В честь внучки Зайцев создал духи «Маруся», которые выпускаются во Франции.
— К слову, о Франции. В 1991 году вы ведь принимали Пьера Кардена. Чем был примечателен его визит?
— После экскурсии по нашему семиэтажному Дому моделей — по цехам с современным оборудованием, демонстрационному залу — Карден спросил меня: «Мадам, это все ваше?» Очень понравились кутюрье и наши коллекции, и прием. Когда мы его угощали артемовским розовым шампанским, попросил дать ему с собой две бутылки. И еще… парочку граненых стаканов.
Это забавная история. Шампанское мы пили из красивых бокалов. Но вдруг на подоконнике в моем кабинете Карден заметил граненый стакан и был потрясен его дизайном. Сказал, что хочет привезти несколько таких для своего ресторана в Париже.
— Совместные проекты в области моды задумывались?
— Пьер Карден предлагал нам сделать молодежную коллекцию, показать в Европе, а вырученные от показов средства передать пострадавшим от Чернобыльской трагедии. Но проект этот, к сожалению, так и не реализовался. В стране начался развал. В 1992 году наш Дом моделей перестал существовать. Здание продали, уникальное текстильное оборудование… выбросили. И ничего нельзя было с этим сделать. Больно даже вспоминать.
— Сейчас за модой следите?
— А как же! Смотрю показы постоянно. Это же моя профессия — профессия, которая подарила мне счастье.
— Светлана Сергеевна, признайтесь, вы, работая в таком месте, наверное, были первой модницей в Киеве?
— Нет, у меня не было необходимости и желания модничать. Но одевалась хорошо. Люблю классику. До сих пор ношу многие наряды того времени. Надеваю в театр, в филармонию — и они выглядят актуально. Очень люблю бусы. Без них никогда еще не вышла из дому.
5160Читайте нас в Facebook