В Хмельницкой области сотрудник ГСЧС в одиночку спас четверых детей и пятерых взрослых, перевернувшихся в лодке
— В тот день вечером я оказался на пляже, можно сказать, случайно, — признается старший сержант ГСЧС Сергей Рудый (на фото в заголовке). — Порыбачить планировал утром. Мы с другом провели на речке полдня, но увы — не поймали ни одной рыбешки. Ужасно расстроившись, я решил поехать на речку еще раз. Прихватил с собой супругу. Честно говоря, не думал, что мы задержимся до девяти часов вечера. Но теперь понимаю — все это было не просто так.
«Детки отчаянно пытались вскарабкаться на тонущую лодку»
— Кстати, с клевом мне опять не повезло, — улыбается Сергей Рудый. — Пока моя Люба фотографировала природу, я закидывал удочку, но тщетно. На пляже было много людей, однако к вечеру все стали расходиться. Около половины девятого мы на резиновой лодке тоже поплыли к берегу. Через несколько минут я уже должен был сдуть лодку. Но вдруг заметил пожилого рыбака. У него в ведре была рыба. Я спросил, как ему такое удалось. Обычно рыбаки неохотно делятся своими секретами. Но этот мужчина был не против поговорить.
— Теперь мы оба понимаем: как же хорошо, что я поддержал разговор! — добавляет Василий Кисляк. — Если бы мы поговорили не десять минут, а пять, Сережа успел бы спустить воздух из лодки и уже точно никого не смог бы спасти. Мы долго обсуждали рыбацкие снасти, жена Сергея даже заскучала. И вдруг слышим всплеск и крик: «Помогите!»
— Мы были на мелководье, а там, где кричали, глубина как минимум метра три, — продолжает Сергей Рудый. — Обернувшись, я сразу увидел, что произошло: перевернулась лодка. Издалека не смог рассмотреть, сколько в ней было человек, но понял, что люди, которые оказались в воде, тонут. Терять нельзя было ни секунды, и я закричал жене: «Еду туда! Выпрыгивай!» Люба не умеет плавать, поэтому сначала немного растерялась. Но быстро взяла себя в руки и, схватив мои удочки, на ходу выпрыгнула в воду. «Звони 101!» — закричал я, уплывая. Мой телефон валялся где-то в лодке, но мне уже было не до этого. Нужно было как можно быстрее помочь утопающим.
Чтобы добраться до места ЧП, Сергею все время приходилось объезжать поросшие камышом островки. Резиновая лодка была слабо накачана и в любой момент могла сдуться совсем.
— Маневрируя между островками, я смог удержаться в лодке, — вспоминает Сергей Рудый. — Когда подплыл ближе, увидел, что среди утопающих есть дети. Худенькие девочки лет десяти отчаянно барахтались, пытаясь удержаться на воде. Взрослые вели себя точно так же. То ли они не умели плавать, то ли просто были в панике. Их алюминиевая лодка уже фактически ушла под воду, а они все равно старались за нее ухватиться. Взрослые кричали, а детки не издавали ни звука — только отчаянно пытались вскарабкаться на тонущую лодку. «Не делайте этого! — закричал я. — Я уже рядом! Цепляйтесь за мою лодку!» Сам быстро пересчитал утопающих — девять человек. Четверо детей и пятеро взрослых довольно крупного телосложения. Моя сдувающаяся лодка однозначно такого количества человек не выдержала бы. Когда я подплыл вплотную, люди уцепились за мою лодку. И, как нарочно, все — за один край. Чуть не перевернулся. Край лодки начал опускаться, внутрь потекла вода…
«Я поразился: жизнь утопающих висит на волоске, а они еще в состоянии выяснять отношения»
— «Мы сейчас все уйдем под воду! — закричал я. — Вы должны распределиться равномерно — чтобы лодка держала равновесие!» — продолжает Сергей. — Люди меня слышали, но явно не понимали. Тогда я начал брать их за руки и буквально перетаскивать на то место, за которое они должны были держаться. К счастью, смог сделать это быстро, и лодка удержалась на плаву.
— Дети тоже ухватились за вашу лодку?
— Да. Но держались из последних сил. Я начал поднимать их наверх. Здесь важно было быстро всех спасти, но сделать это очень осторожно — чтобы лодка не перевернулась. Когда я вытягивал из воды одну из девочек, вторая практически потеряла сознание. И без того уже посиневший ребенок побледнел, закрыл глаза и пошел ко дну. В последний момент я подхватил ее свободной рукой (второй держал другую девочку). Схватил за шиворот, как котенка. Девчушка показалась мне тяжелой, но я смог затащить ее в лодку.
Между тем еще две девочки оставались в воде. Сергей бросился спасать и их.
— Так быстро я не действовал еще, наверное, никогда, — качает головой Сергей. — Поднимая детей в лодку (они уже практически не двигались), я одновременно следил за взрослыми. Держатся ли они? И смогут ли продержаться до приезда спасателей? На то, что в моей лодке уже была вода, старался не обращать внимания. Детей, которые посинели и дрожали от холода, укрыл своим кителем. Ребятишки начали плакать. Взрослым я продолжал давать указания: «Держитесь крепче! И не закрывайте глаза!» Сам двумя руками старался удержать пятерых. Каждого время от времени хватал за руки. Даже пытался с ними говорить.
В какой-то момент одной женщине стало плохо. Она закрыла глаза и чуть не пошла ко дну. Я подхватил ее и начал щипать за руку. Это помогло. «Держитесь, умоляю! — уговаривал. — Еще чуть-чуть». Успокаивая людей, а заодно и самого себя, я повторял: «Сейчас приедет помощь. На берегу уже вызвали спасателей». Я был уверен, что жена это сделала. Люба хоть и запаниковала, но поняла меня. Пять минут ожидания показались мне вечностью.
*Спасатели, пришедшие на помощь коллеге буквально через пять минут, помогли ему доставить всех пострадавших на берег
— Взрослые продолжали держаться за вашу лодку?
— Да. Они были в шоке и плохо понимали, что происходит. Только когда их дети уже оказались в безопасности, они немного пришли в себя. И принялись… ссориться. Обвиняли друг друга в том, что перегрузили лодку, из-за чего она и перевернулась. Начали кричать и… раскачивать мою и без того сдувающуюся лодку. Я поразился: их жизнь висит на волоске, а они еще в состоянии выяснять отношения! «Прекратите! — заорал. — Если не перестанете кричать, мы все утонем!» Кричал очень громко, чуть голос не сорвал. Это помогло. Через несколько минут, к счастью, приплыли спасатели.
Узнав в мужчине в лодке своего коллегу, сотрудники Госслужбы по чрезвычайным ситуациям очень удивились. Сергей тем временем начал переправлять женщин и детей в другие лодки.
— Коллеги закутывали девочек в свои кители, пытались их успокоить, — вспоминает Сергей. — К счастью, женщину, за которую я больше всего боялся (ту, что чуть не утонула), тоже успели положить в прибывшую лодку. Только когда мы уже подплывали к берегу, я вдруг осознал, что теперь все хорошо (смеется). Дети в безопасности, взрослые тоже. Я обратил внимание, что прямо рядом с перевернувшейся лодкой были раскинуты рыбацкие сети. Это чудо, что утопающие в них не запутались!
— Да и само появление Сергея — тоже чудо, — говорит очевидец Игорь. — Буквально за двадцать минут до ЧП здесь было много отдыхающих на надувных лодках. А когда случилось несчастье, кроме Сергея, не осталось никого. Счет шел на минуты. Если бы Сережа хоть чуть-чуть опоздал, некоторые из утопающих точно погибли бы. Стоило ему доплыть до берега, как все кинулись его обнимать: «Вы настоящий герой!» А Сергей к такому вниманию, видимо, не привык, смутился…
— Да я сам еще не пришел в себя, — улыбаясь, объясняет Сергей. — Хотел убедиться, что с детьми все в порядке. На берегу уже ждала «скорая». Девчонки наглотались воды, сильно кашляли. Взрослым тоже стало плохо. А ко мне бросилась перепуганная жена. Оказалось, стоя на берегу, Люба все видела. «Дурак! — начала меня отчитывать. — Я чуть с ума не сошла!» И, не говоря больше ни слова, крепко меня обняла.
Детей и женщин отвезли в больницу. Выяснилось, это Сергей спас две семьи. Несмотря на то что их алюминиевая лодка могла выдержать максимум шестерых человек, отдыхающие решили покататься вдевятером. Уже на следующее утро детей и их мам выписали из больницы.
— Обследование показало, что их состояние вполне удовлетворительное, — рассказывает педиатр Деражнянской районной больницы Людмила Кравчук. — Только у одного ребенка был сильный озноб. Но сейчас они в полном порядке.
— Мы стараемся не напоминать деткам о трагедии, — вздыхает бабушка двоих спасенных девочек. — Их родители тоже пока не могут об этом говорить. Им сейчас непросто, они чувствуют свою вину. Хотели отдохнуть и не подумали… Страшно даже представить, что бы случилось, если бы Сергей не оказался на пляже. Он появился внезапно, как настоящий ангел-хранитель. Теперь только так его и называем.
— Скажете тоже, ангел, — машет руками Сергей. — Я просто оказался в нужном месте в нужное время. Сейчас меня спрашивают, не было ли страшно. Было. Не боятся только дураки. А я понимал, что моя лодка может затонуть, что дети могут наглотаться воды… Стараясь двумя руками удержать девять человек, сам несколько раз чуть не упал в воду. Но знал, что должен во что бы то ни стало спасти людей. Про себя молился, чтобы все закончилось хорошо. Бог меня услышал. Я вообще уверен, что все, что происходило в тот день, было заранее кем-то спланировано. Почему я вдруг поехал вечером на речку, почему разговорился с тем рыбаком? Мы с женой собирались уехать пораньше, но нас все время что-то задерживало. А все потому, что я должен был оказаться на пляже именно в девять часов вечера. Видели бы вы лица моих коллег, когда они обнаружили меня в лодке на речке. «Ну ты даешь! — до сих удивляются. — Работа сама тебя находит?»
Вот уже год Сергей Рудый занимает должность командира отделения 11-й Государственной пожарно-спасательной части в Деражне. И уже не первый раз, рискуя жизнью, спасает людей. Несколько лет назад вытащил из-под завалов двоих детей, которых придавило обрушившейся стеной. Только благодаря тому, что Сергей сделал все быстро, ребятишек удалось спасти. А совсем недавно спас женщину на пожаре и двоих строителей, попавших под бетонные плиты.
— Зачем об этом говорить? Это не подвиг, а работа, — смущается Сергей Рудый. — Тем более мне есть с кого брать пример. Мой отец — ликвидатор Чернобыльской аварии, работал на объекте сразу после катастрофы. К счастью, папа до сих пор жив. Я и в спасатели пошел, чтобы быть на него похожим. Надеюсь, не подведу.
3195Читайте нас в Facebook