Водителям запретят не только говорить по мобильному, но также курить и... есть за рулем
На следующей неделе в Киеве откроется Всеукраинский форум по безопасности дорожного движения. Руководство ГАИ вместе с экспертами обсудит новую редакцию закона о безопасности движения. Этот документ фактически объединит в себе всё украинское законодательство, касающееся автомобильной сферы. Войдут в него и Правила дорожного движения (ПДД). Автор пособия «100 аргументов против штрафов ГАИ» Владимир Караваев поясняет, что многие положения нынешнего «дорожного» закона и ПДД не согласованы, так как в оба документа за время их существования вносились десятки поправок и дополнений. Случается, гаишник пытается сослаться на правила, а водитель парирует его обвинения, приводя выдержки из закона. В будущем такого быть не должно, все начнут жить по единой «автомобильной библии», право менять которую останется только у парламента.
Предварительный текст нового закона на днях опубликован и уже активно обсуждается автолюбителями. По словам Владимира Караваева, одно из главных изменений — новый принцип взаимоотношений между участниками дорожного движения: «Не каждый водитель может рассчитывать на то, что другие выполняют требования правил. А только те автомобилисты, кто сам их выполняет».
Впрочем, как и обещали инициаторы принятия закона, радикального обновления правил не произошло — изучать их заново водителям не придется. Однако на некоторые важные новшества стоит обратить внимание. Скажем, если сейчас проезд по перекресткам с круговым движением регулируется знаками («Главная дорога» или «Уступи дорогу), то в будущем исключительный приоритет получат автомобили, едущие по кругу.
Ограничение скорости в населенных пунктах оставлено на уровне 60 километров в час (в ГАИ предлагали снизить до 50 километров в час, как в Европе). Но добавлено уточнение: «В случае отсутствия тротуаров или обочин, что делает невозможным движение пешеходов вне проезжей части, скорость не должна превышать 40 километров в час».
Впрочем, по мнению экспертов, гаишники с «Визирем» вряд ли возьмут новое правило на вооружение: согласитесь, кто и как будет доказывать, что пешеходам действительно негде идти, кроме как по дороге?
А вот к курильщикам и в самом деле могут возникнут претензии. По новому закону во время поездки сидящему за рулем запрещено не только разговаривать по мобильному телефону держа его в руках, но и курить, а также… есть. Расширился и список того, что непременно должно находиться в каждой машине. Кроме аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки, водитель обязан обзавестись специальным светоотражающим жилетом (его предписано надеть, если ДТП произошло в темное время суток). Новое требование взято из европейского опыта. Скажем, дорожная полиция Румынии может проверить, обеспечены ли жилетами водитель и все пассажиры.
Вместо анонсированного Департаментом ГАИ возврата техосмотра частных автомобилей появился… обязательный медосмотр водителей. Автовладельцы в возрасте до 55 лет должны будут проходить его раз в десять лет, а те, кому от 56-ти до 75-ти, — не реже одного раза в три года. С 76 лет (а также водителям, занятым в сфере перевозок) получать заключение врачей придется ежегодно. Указывается, что медосмотр необходим для подтверждения права на управление автомобилем. Тем не менее возить с собой медсправку водителей не обяжут: по требованию инспектора нужно будет предъявить только три документа: права, техпаспорт на машину и полис обязательного страхования.
В законе остается требование в период с 1 октября по 1 мая за пределами населенных пунктов даже в светлое время суток ездить с включенным ближним светом или дневными ходовыми огнями. Впрочем, если водитель по тем или иным причинам не хочет включать фары (слабый аккумулятор, жаль лампочек и так далее), а светодиодные «дневные фары» в данной модели автомобиля не предусмотрены, разрешается ездить и с обычными «противотуманками», только не с желтыми, а белыми.
Требования к парковке автомобилей несколько смягчат. Так, в нынешней редакции ПДД не разрешается ставить машины ближе, чем в десяти метрах от пешеходного перехода или выезда из двора. Об этом мало кто помнит, автомобили часто бросают почти на «зебре». А что делать, если нет места? Авторы закона, видимо, учли новые «реалии», сократив интервал до пяти метров. Точно так же от припаркованного автомобиля до остановки общественного транспорта должно быть хотя бы 15 метров, а не 30, как в нынешних правилах. А вот минимальное расстояние от припаркованного авто до железнодорожного переезда, наоборот, увеличили с 50 до 100 метров.
Откровенно по-хамски паркуясь (например, во втором ряду), водители нередко включают «аварийку»: дескать, друзья, ну очень надо, прямо аварийная ситуация! Однако «прикрываться» подобным образом в будущем станет сложнее. В законе отмечается, что «включение аварийной сигнализации не освобождает водителя от необходимости соблюдать правила движения». Если автомобиль нельзя убрать с дороги, владелец обязан вызвать эвакуатор и находиться в машине или возле нее.
Автомобили должников гаишники уже не смогут сразу забирать на штрафплощадку. В законодательстве появится понятие «временный контроль эксплуатации транспортного средства». Схема будет работать примерно так. Инспектор останавливает водителя: «Ваша машина числится в базе исполнительной службы, вы об этом знаете? Нет?» Тогда на автомобиль устанавливается специальный прибор — маячок, а водителя отпускают с условием, что машина будет храниться в четко оговоренном месте (на стоянке или возле дома владельца). Предполагается, что автомобилист, узнав от гаишников об аресте, поедет в Государственную исполнительную службу, выяснит причину происшедшего, затем уплатит задолженность, отменит арест, после чего маячок снимут с автомобиля. Если же водитель не сделает этого в определенный срок или без разрешения заберет авто с места хранения, милиция по маячку сможет его найти и теперь уж с чистой совестью забрать машину на штрафплощадку.
Аналогичным образом будут поступать в случае незаконного переоборудования автомобиля. Скажем, некий умник установил на свой «Ланос» китайский «ксенон» и безжалостно слепит водителей встречных машин. Ему вешается маячок и дается время, чтобы поставить в фары обычные лампы.
К сожалению, по словам экспертов, идея с маячками еще сыровата. Не ясно, кто будет отвечать за сохранность устройства и какую ответственность понесут водители, решившие от него избавиться.
Отдельный пункт в законе посвящен кортежам: право перекрывать улицы власти получат только для проезда президента, премьера, спикера Верховной Рады, а также иностранных делегаций, прибывших в Украину с официальных визитом. Причем гаишники обязаны останавливать поток машин не раньше, чем за десять минут до появления кортежа, и не смогут удерживать водителей дольше трех минут после его проезда. Увы, в законе осталось абсурдное требование снижать скорость до 40 километров в час при приближении к стоящему на обочине автомобилю с включенными синими проблесковыми маячками (часто они включены на патрульных автомобилях ГАИ).
7976Читайте нас в Facebook