"Газовую установку на авто можно окупить за год"
Цены на 95-й бензин в Украине уверенно преодолели отметку в 16 гривен за литр. Теперь водителям приходится выкладывать за топливо в среднем около 2—3 тысяч гривен в месяц. Эксперты рассказали о нескольких проверенных способах сэкономить.
«Разгрузочный» день
Проще всего — это, конечно, меньше ездить. По словам психологов, хотя бы на один день в неделю отказываться от поездки на автомобиле полезно не только для кошелька, но и для здоровья.
— У водителей, которые ежедневно в пробках добираются на работу и домой, накапливается усталость и раздражение, — говорит психолог Елена Филатова. — Они срываются, становятся агрессивными, выезжают на встречную полосу, совершают опасные маневры, «наказывают» других водителей, которые якобы не уступили им дорогу. Лучший способ разрядки — раз в неделю оставлять автомобиль у станции метро и ехать на работу подземкой.
Если же вы не в силах отказаться от машины, эксперты советуют подумать, насколько оптимальным является ваш привычный маршрут движения. Иногда удобная дорога не всегда самая короткая.
«Чудо-устройства»
В периоды повышения цен на топливо оживают всевозможные фирмы-шарлатаны. Вот и сегодня водителям вновь настойчиво предлагают «органические присадки» для топлива в виде таблеток, магниты на топливную систему и так далее. Аннотации к чудо-средствам (использование которых якобы одобрено какими-то известными американскими и европейскими институтами) обещают экономию бензина до 20—30 процентов. Однако единственное, что иногда дают таблетки или приборы, — некоторое снижение токсичности выхлопа. Авторитетные эксперты из немецкого ADAC заявили, что у них на стендовых испытаниях «ни один из образцов не выполнил громких обещаний производителей по экономии топлива». Чем тратить деньги на чудо-средства, улучшайте свой стиль вождения, резюмировали немцы, это гораздо полезнее для окружающей среды и вашего кошелька! В самом деле, контролируя давление в шинах, резко не разгоняясь и применяя торможение двигателем вместо того, чтобы давить на педаль газа, можно на 10—15 процентов снизить расход топлива. Увы, рассчитывать, что экономная манера езды радикально снизит затраты на топливо, не приходится.
Переход на 92-й или премиум-бензин
Традиционный способ экономить — заливать более дешевый 92-й бензин. Но сегодня разница в цене между «вторым» и «пятым» топливом всего копеек 40—50, то есть пара процентов. И эти проценты легко компенсируются незначительным увеличением расхода. Покупать дорогой премиум-бензин также нет смысла: евротопливо продлит жизнь мотору, но на расходе не скажется. Действительно можно сэкономить, покупая на АЗС вместо обычного бензина топливо со спиртом, которое дешевле на процентов десять. Однако долгое использование «самогона» чревато серьезными проблемами с мотором.
Установка газобаллонного оборудования
Если уж хочется экономить, но не ограничивать себя в поездках, лучше всего установить газобаллонное оборудование (ГБО). Цена сжиженного газа в Киеве сейчас примерно 8,5—8,7 гривни за литр, то есть примерно вполовину меньше 95-го бензина. Такое же соотношение (1:2) установилось во многих странах Европы, так что если газ и будет дорожать, то, скорее всего, пропорционально бензину. Точно рассчитать, сколько можно сэкономить на газе, довольно сложно: во-первых, прогрев двигателя автомобиля все равно происходит на бензине, во-вторых расход пропана (что бы ни рассказывали установщики) на 15—20 процентов выше, в-третьих, понадобится проводить регулярные ТО газовой установки (250—300 гривен) и ремонты. Но так или иначе экономия получается существенной. Потраченные на установку «газа» 500—800 долларов окупятся уже через 15—30 тысяч километров. Причем большая часть солидных фирм-установщиков сейчас предлагает ГБО в рассрочку или в кредит. Можно растянуть оплату на год — за это время (если вы, конечно, постоянно пользуетесь машиной, наезжая порядка 20 тысяч километров ежегодно) экономия на топливе полностью покроет кредит. Впрочем, у газа есть и свои минусы: его нормально «переносят» далеко не все автомобили. Неправильно отрегулированная система способна через какое-то время вывести из строя мотор. Между тем есть масса примеров, когда владельцы проезжали «на газу» не одну сотню тысяч километров без ущерба для «здоровья» автомобиля.
Покупка автомобиля с дизелем
Именно так давно поступило большинство практичных европейцев. 70—80 процентов новых автомобилей в Европе — с дизельными моторами. Экономия по сравнению с аналогичными бензиновыми моделями по меньшей мере в полтора раза («дизелек» легковушки съедает 4—5 литров солярки, обычный мотор — 8—9 литров бензина). В Украине к дизельным двигателям относились с недоверием, опасаясь повышенного шума, вибраций, трудностей запуска в холодное время года. Но у современных авто эти проблемы решены. Да и купить качественную солярку у нас уже давно не проблема — на каждом шагу сетевые АЗС, торгующие достаточно неплохим импортным топливом. Увы, как правило, дизельные авто дороже обычных. Скажем, дизельная Skoda Rapid стоит на 20 процентов больше аналогичной бензиновой. Хотя есть и исключения: например, Renault Logan, цены на дизельную и бензиновую версии которого сейчас почти сравнялись. Как ни прискорбно, среди бюджетных украинских и китайских легковушек дизелей не встретишь, машины на тяжелом топливе в основном предлагают более дорогие европейские марки.
К сожалению, покупка подержанного дизельного автомобиля более рискованная затея, чем приобретение обычной машины б/у. С одной стороны, дизельные моторы долговечнее — можно без опаски брать даже авто с большим пробегом. С другой — запчасти намного дороже, а ремонт сложнее, что может перечеркнуть всю экономию на топливе.
4525Читайте нас в Facebook