«после сканирования я выглядел так, что словацкие таможенники сами вызвали мне «скорую»
Раньше на украинско-словацком железнодорожном пункте пропуска «Павлово-Матевцы» не было спецоборудования, и таможенники искали контрабанду (в основном это сигареты) с помощью длинных металлических щупов. Эти дедовские методы решили заменить на более современные. И в конце 2007 года словаки установили на своей стороне сканер. Мощное рентгеновское облучение с легкостью просвечивает толстые стальные борта железнодорожных вагонов, обнаруживая среди сыпучих грузов — руд, угля, щебня — инородные предметы. Когда машинист выходит, проверяют локомотив, поскольку излучение вредно для здоровья. Однако недавно несколько украинских машинистов с легкой руки словацких таможенников превратились в подопытных кроликов.
«Сканер включили прямо перед локомотивом, и избежать облучения я просто не мог»
- Я перевожу грузы на словацкую сторону несколько раз в неделю, — рассказывает машинист электровоза локомотивного депо Чопа Василий Гавий. — Локомотив всегда ведет один машинист, а контроль осуществляется таким образом: сначала эшелон проверяют наши пограничники и таможенники, затем на словацкой стороне сканер, пропустив локомотив с машинистом, просвечивает грузовые вагоны. При этом включается предупреждающий об опасности красный свет и подается звуковая сирена. После этого локомотив проверяют словацкие таможенники и пограничники. Такая схема работала всегда, но в тот день словаки почему-то решили облучить и локомотив вместе со мной. Поезд, как обычно, медленно двигался к сканеру, который должен был включиться перед грузовыми вагонами. Однако в этот раз красная лампочка и сирена включились непосредственно перед локомотивом. Затормозить было невозможно, и я медленно проехал через издающий облучение сканер. Сразу почувствовал себя плохо — разболелась голова, подступила тошнота, даже ноги подкашивались Я выглядел так, что словацкие таможенники сами вызвали мне скорую помощь. Ждали ее долго, поскольку ближайший город Капушаны находится далеко от границы.
За это время я пытался выяснить у таможенников, почему они пропустили меня через сканер, но те лишь пожимали плечами, а обслуживающие аппаратуру специалисты ко мне просто не вышли. Наконец «скорая» отвезла меня в больницу. Давление у меня было 160 на 100. Врач написал в справке, что пациент был облучен сканером, нуждается в обследовании и посоветовал хотя бы четыре часа спокойно полежать. После чего меня привезли назад на станцию Матевцы. Прилечь было негде, поэтому я просто сидел в кресле, пытаясь восстановить силы
Приблизительно через час после Василия Гавия словаки просканировали еще одного украинского машиниста — Василия Мисяйло.
- Все произошло точно так же, — говорит Василий Мисяйло. — Сканер включили непосредственно перед локомотивом, и избежать облучения я просто не мог. Причем один из словацких таможенников переспросил: «Что, тебя тоже облучили?» Мне вызвали «скорую», а после медицинского обследования нас с Василием доставили в полицейский участок, где мы письменно описали, что произошло.
Машинисты вернулись домой лишь в девять вечера и сразу обратились в железнодорожную больницу.
- Я чувствовал себя все еще плохо, — продолжает Василий Гавий. — Казалось, будто кто-то поставил ладонь на мозг и с силой сжимает его. В больнице выяснилось, что накануне словаки «просканировали» еще двоих наших коллег — Михаила Гавдана и Дердя Есана, которые тоже обратились за медицинской помощью. Особенно плохо было с Михаилом, 43-летний мужчина выглядел желтым, как мертвец
Курс лечения потерпевшим назначили чисто символический: активированный уголь, витамин С, глюкоза. Профессор из другой больницы, осмотрев пациентов, объяснил, что последствия облучения могут проявить себя как через несколько месяцев, так и через несколько лет, поэтому машинистам следует обязательно пройти тщательное медицинское обследование. Но уже через пять дней всех пациентов выписали из железнодорожной больницы и отправили на работу.
Некоторое время они снова перевозили грузы на словацкую сторону. А потом забили тревогу: с просьбой провести расследование обратились к министру транспорта, в правоохранительные органы, к народным депутатам. По их заявлениям была создана специальная комиссия, выезжавшая в Словакию. Но таможенники из соседней страны предоставить информацию о своем сканере отказались, сославшись на служебную тайну. А нашего специалиста-радиолога, который собирался осмотреть аппаратуру, вообще не пустили к себе.
«Наверное, они решили, что машинисты возят контрабанду»
Проверкой обстоятельств облучения наших сограждан занимается в том числе и транспортная прокуратура.
- По просьбе «Укрзалiзницi» на Закарпатье приезжали представители словацкой таможни, — говорит ужгородский транспортный прокурор Александр Кудильчак. — Однако они не предоставили о сканере никакой информации. На сегодняшний день мы не знаем ничего ни о сканере, ни о том, провели ли словаки расследование этого случая. Трудно получить информацию и от представителей «Укрзалiзницi». Машинистов оставили один на один с бедой. Из ведомственной больницы пациентов выписали через пять дней, хотя они жалуются на здоровье, а один из руководителей «Укрзалiзницi», с которым я общался, назвал своих подчиненных симулянтами.
Сразу после жалобы машинистов на облучение сканером их начальство обязано было сообщить об этом вышестоящему руководству и в правоохранительные органы. Однако этого никто не сделал. Сейчас мы ожидаем официальных результатов медицинского обследования машинистов. Если врачи установят, что их здоровью нанесен вред, будет возбуждено уголовное дело, по результатам которого через Генпрокуратуру словацкой стороне выдвинут конкретные претензии.
Представители «Укрзалiзницi» комментировать случай с облучением машинистов отказываются. Начальник Ужгородской дирекции железнодорожных сообщений Александр Ефименко направил журналиста «ФАКТОВ» к начальнику Чопского депо Василию Турянице, а тот сообщил, что до получения результатов обследования давать комментарии не будет.
Машинисты добились лишь того, что их все-таки направили на медицинское обследование в клинику Научного центра радиационной медицины в Киеве. Где они и находятся до сих пор.
- Как думаете, для чего словакам нужно было облучать вас сканером? — спрашиваю Василия Гавия.
- После установления сканера возить в вагонах контрабанду потеряло смысл, — отвечает мой собеседник. — Наверное, словацкие таможенники подумали, что теперь ее возят машинисты. Локомотив всегда проверяют отдельно — заходят таможенники, иногда берут с собой даже собаку, которая найдет что угодно. Мы относимся к этому с пониманием — все показываем, открываем. Хотите проверить — пожалуйста, это ведь ваша работа, но как можно применять такие нечеловеческие методы?!
425Читайте нас в Facebook