Леонид Каневский: «Штепсель» Ефим Березин говорил моей жене: «Аня! Леня не должен играть в карты. У него все на лице написано. Поэтому он всегда проигрывает»
Со знаменитым актером Леонидом Каневским, исполнителем роли майора Томина в фильме «Следствие ведут знатоки», выросло не одно поколение зрителей. Его неповторимый голос и запоминающаяся внешность врезаются в память надолго. Несмотря на почтенный возраст, Леонид Семенович находится в отличной физической форме, его мысли свежи, а сам он невероятно трудоспособен. Практически ежедневно легендарный майор Томин участвует в съемках на телевидении, играет в спектаклях, проводит творческие вечера в разных городах России и Европы. Что уж тут говорить, если даже сам актер (кстати, уроженец Киева) не может точно сказать, где он живет. «На работе!» — отшучивается Каневский.
Для того чтобы пообщаться с Леонидом Семеновичем, корреспонденту «ФАКТОВ» пришлось искать его в лесу на окраине Москвы, где снимается очередной эпизод документального сериала «Следствие вели… «. Оказавшись в компании творческой группы Леонида Каневского, разговор с юбиляром (2 мая актеру исполнилось семьдесят) начали именно с того, о чем будет следующая серия.
«Образ майора Томина где-то во мне осел. Случалось, люди общались со мной не как с актером, а как с оперативником»
- Мы расскажем о субботниках, — говорит Леонид Каневский. — Почему и как они возникли. А также об известном эпизоде с бревном, которое носил Ленин (смеется). Программа обещает быть живой и интересной. Мы не только расскажем в деталях о событиях минувшего времени, но и покажем их.
- Уже около сорока лет вы неразлучны с образом майора Томина. Не поднадоело?
- Нет. Наоборот, я благодарен за все, что эта роль дала мне. Однако программа «Следствие вели… «и фильм — разные вещи. С образом майора Томина я покончил еще в 1989 году, после 18 сезонов. Время тогда было тяжелое. Союз еще не распался, но все, что называется, к этому шло. Кинематограф конца восьмидесятых влачил жалкое существование. Поэтому спустя некоторое время я уехал в Израиль, где вместе с другом открыл собственный театр «Гешер». Он успешно существует до сих пор. Мы много гастролируем по странам — бывшим республикам Советского Союза, не так давно были и в Украине со спектаклем «Поздняя любовь». В нем играют замечательные артисты Клара Новикова и Эммануил Виторган.
- Известно, что на роль майора Томина пробовалось больше 130 актеров. Чем вам удалось поразить главного режиссера картины?
- Среди тех, кто пробовался, были и мои друзья — замечательные актеры. Но почему-то выбрали меня. Мне кажется, что определяющим в этом отборе стало то, что с режиссером ленты Вячеславом Бровкиным мы вместе работали в Театре на Малой Бронной и хорошо знали друг друга.
Работая над этой лентой, я стал по-другому смотреть на вещи, понял, что они не всегда бывают такими, какими кажутся на первый взгляд, и опираться нужно только на факты. Естественно, образ Томина где-то во мне осел. Случалось, люди общались со мной не как с актером, а как с оперативником, просили совет. Я пытался вникать в суть дела, но вовремя давал задний ход и рекомендовал им хороших адвокатов. Все-таки каждый должен заниматься своим делом.
- Наверняка и милиция к вам относилась по-особенному…
- Конечно. Однажды во время гастролей мы выступали перед оперативниками. После спектакля немного выпили. Потом они пригласили нас поприсутствовать при допросах, мы вместе изучали дела. Подобная практика существует до сих пор. Вместе со съемочной группой мы ездим в участки, изучаем доступные материалы.
«В детстве единственным моим недостатком был избыточный вес»
— А к юбилеям вы как относитесь?
- Намекаете на мой день рождения? Нормально отношусь. Сразу скажу: никакой особой программы по празднованию этого события у меня нет. Я не планирую освещать его в своей программе «Следствие вели… «или отмечать какими-нибудь бурными пиршествами. Гораздо интересней провести этот день в семейном кругу, немного разбавив его близкими друзьями. Хотя, не скрою, приятно, что к моей персоне приковано такое внимание со стороны прессы. Недавно Первый канал и телеканал «Культура» показали документальный фильм обо мне. Снимали в Москве и на моей родине, в Киеве, где я родился и где прошла моя юность. В общем, наснимали очень много. Я гулял по районам и улицам, где хаживал в молодые годы: по Шелковичной, Подолу, Андреевскому спуску, Майдану. Ностальгировал ужасно.
- У вас наверняка есть самый памятный день рождения…
- Конечно! 2 мая 1939 года. Когда я появился на свет. (Смеется.)
- Да? И что вы о нем помните?
- После того как родился Саша (старший брат Леонида Каневского — известный писатель, автор многих интермедий для легендарного дуэта Штепселя и Тарапуньки Александр Каневский. — Авт.), родители хотели девочку. Но у них ничего не вышло, и снова родился мальчик. Я доволен (смеется). Думаю, родители также.
В детстве был как все — в меру активным и любопытным. Единственный недостаток — избыточный вес. Мой папа работал инженером-«фруктовщиком», поэтому на конфетных фабриках я был частым гостем. Как следствие, так располнел, что стал предметом насмешек многих мальчишек в своем дворе. Однажды мне это надоело, и я, втайне от мамы, начал посещать секцию по вольной борьбе. Потому что знал — она это не одобрит. В результате я сбросил лишний вес и научился давать отпор любому. Тем более что моим любимым местом для прогулок был киевский Подол — центр столичного хулиганья. Слава Богу, вскоре меня перестали трогать. Главное, правильно себя поставить.
Однако одного спорта мне было мало — тянуло к высокому. Параллельно с секцией вольной борьбы занимался в драмкружке. Выступать на сцене мне сразу очень понравилось, так что думать, куда я пойду после школы, не приходилось. Я горел желанием играть.
- В одном из интервью ваш брат рассказывал, что не успели еще ваши родители отойти от новости, что старший сын собирается в писатели, как младший изъявил желание стать актером.
- (Смеется.) Да, было такое. Но не то чтобы родители не хотели видеть нас в искусстве, просто время было такое. Тогда как считалось? Простой рабочий — это да, профессия. А кто такой актер или писатель? Мама и папа просто волновались, как мы будем пробиваться дальше. Ведь брат сначала окончил автодорожный институт с красным дипломом. Пришел к отцу, положил «корочку» на стол и сказал: «Это вам. А я хочу быть писателем». На тот момент я с отличием закончил школу. Но не стал учиться профессии, в которой себя не видел, а сразу пошел поступать в театральный. В Киеве мне вход был заказан. В Театральном институте имени Карпенко-Карого была введена квота по национальной принадлежности. И я как еврей, естественно, под нее попадал. Все взвесив, я решил ехать покорять Москву — театральную столицу Советского Союза. И не прогадал.
В 1956 году на гастроли в Киев приехал Театр имени Вахтангова. Мне удалось проникнуть за кулисы и добраться до ведущих актеров театра Владимира Шлезингера и Владимира Этуша с просьбой о прослушивании. Получив от них положительный ответ и направление сразу на третий тур, я, порхая, словно бабочка, удалился восвояси — готовиться к поездке в Москву.
- Некоторые актеры, сдававшие вступительные экзамены Владимиру Абрамовичу Этушу, обижались на него. Мол, не жалует молодежь.
- Я этого не заметил. Хоть я, конечно, волновался, но Владимир Абрамович к этому не имел никакого отношения. Было полное ощущение, что пройду. Тем более что в подготовке мне помогал мой дядя Анатолий Каневский. Он так четко показал, как играть гоголевского Городничего, что мою игру отметила экзаменационная комиссия.
«Я однолюб. Были небольшие влюбленности до женитьбы, но не более. У меня с женой отношения такие же теплые, как и прежде»
— Жить одному в Москве было нелегко, — продолжает Каневский. — Ведь мне и двадцати не исполнилось. Шиковать не приходилось. Студенты — народ бедный, зато веселый. (Смеется.)
- И любвеобильный…
- Я однолюб. Были небольшие влюбленности до женитьбы, но не более (жена Леонида Каневского — дочь знаменитого Штепселя, Ефима Березина. — Авт.). У меня с женой отношения такие же теплые, как и прежде. Я очень благодарен своему брату Саше за то, что он нас познакомил. Анна совершенно потрясающая женщина: заботливая, красивая, мудрая. Такая же, как и ее мать. К тому же с хорошим чувством юмора. Когда у жены как-то спросили, чья она дочь, Аня ответила: «Штепселя и Тарапуньки».
В очень хороших отношениях я был и с Ефимом Березиным, и с Юрой Тимошенко. Мне кажется, сам по себе факт того, что этот дуэт просуществовал 50 лет, заслуживает огромного уважения. Вы только подумайте: они начинали работать вместе еще со студенческой скамьи, прошли войну, словом, видели все. И остались вместе. Они были гармоничны, как пёсий нос. Есть такое выражение, означающее, что люди друг друга «носом чуют». Они прекрасно импровизировали. Я пытался у них этому учиться. Юра был очень взрывным, иногда даже буйным, и, если видел где-то несправедливость, шел до конца. Причем ему неважно было, кто оппонент. От жесткого слова Тимошенко не раз доставалось высоким начальникам, а однажды он едва не поколотил чиновника, с которым ехал в одном купе, за то, что тот выгнал из поезда пацана-безбилетника.
Фима был более рациональным. Чаще он сглаживал конфликты.
И Тимошенко, и Березин дали мне очень многое и даже отучили от некоторых вредных привычек.
- Вы перестали пить?
- Нет (смеется). Я этим никогда и не злоупотреблял. Ефим Березин говорил моей жене: «Аня! Леня не должен играть в карты. У него на лице все написано. Поэтому он всегда проигрывает». Я же был заядлым картежником. Играл только в преферанс и только на деньги. Отчего очень заводился. К примеру, у меня в руках оказывалась семерная карта — почти беспроигрышный вариант. Конечно, я удваивал ставки и… проигрывал. Березин был хладнокровней, потому и выигрывал, просто глядя на мое лицо. Но именно благодаря ему я отучился играть. Взял себя в руки.
Единственная привычка, от которой не могу отказаться до сих пор, — это занятия спортом. При малейшей возможности стараюсь пойти в тренажерный зал. На какой-то определенный снаряд или тренажер упор не делаю. Хотя нет, делаю упор на тело (смеется). Мне нравится работать и со штангой, и с перекладиной, и на тренажерах. От всего этого я получаю массу удовольствия. Режим питания тоже соблюдаю. Записывайте: ем почти все! Но не злоупотребляю. Правда, выпиваю только вечером после спектаклей и съемок. Снимаю стресс. Ведь в актерской профессии без нервов никак. Но я пью не потому, что мне грустно, как говорят некоторые. Просто хочется увеличить веселость, которая прибывает во время встречи с друзьями. Я вообще веселый человек. Хотя раньше нередко влезал в споры и драки. Но теперь все это закончилось… Жена у меня хорошая, спасибо ей. (Улыбается.)
- У вас немало друзей в Украине. Не собираетесь отметить день рождения еще и на родине?
- Ой, было бы время. А так, судя по графику, раньше лета не получится приехать. На это время у меня назначена встреча с моим давним другом Михаилом Жванецким. Посидим где-нибудь в Одессе, поговорим по душам. Мы и в прошлом году в Одессе вместе отдыхали. Решили продолжать традицию.
4439Читайте нас в Facebook