ПОИСК
Происшествия

«первым загорелся ковролин на полу, по нему словно огненная комета пронеслась. И сразу между залом и входной дверью встала стена огня»

0:00 16 мая 2009
Наталья ГАРМАШ «ФАКТЫ» (Днепропетровск)
После того как пострадавшие на пожаре в зале игровых автоматов в Днепропетровске дали первые показания, милиция среди прочих начала рассматривать и версию о поджоге

Трагедия, разыгравшаяся 7 мая в Днепропетровске в зале игровых автоматов «Метро-Джекпот», унесла жизни девяти человек. Десять посетителей чудом выжили, но им предстоит длительное лечение.

Этот зал игровых автоматов, расположенный на первом этаже жилого дома по проспекту Гагарина, 127, давно уже досаждал обитателям пятиэтажной «хрущевки». В погоне за клиентами здесь сделали ставку на футбольных болельщиков. В спортбаре, где были установлены два больших телевизора, можно было за бутылочкой пива посмотреть игру любимой команды. И покричать от души…

Хозяева ликвидировали в заведении две запасные двери и все окна

В тот день пятеро закадычных друзей встретились, чтобы вместе посмотреть по телевизору футбольный матч между командами «Челси» и «Барселона». Погуляв в центре города, отправились в спортбар зала игровых автоматов «Метро-Джекпот». Парни и предположить не могли, что скоро все пятеро окажутся на больничных койках.

- Хотели просто пообщаться, посмотреть футбол, — рассказывает пострадавший во время пожара 23-летний Леонид Фарафонов, которого вместе с двумя друзьями уже перевели из реанимации областной больницы имени Мечникова в обычную палату.  — Дома же такой компанией не соберешься и выражать эмоции громко нельзя, поэтому мы и ходим в спортбар. В тот вечер народа набилось столько, что многим пришлось стоять, — человек сорок. Пива выпили, покричали — было весело. Матч закончился около половины двенадцатого ночи, люди стали расходиться, а я пошел в игровой зал.

РЕКЛАМА

Заведение, занимающее около 200 квадратных метров на первом этаже «хрущевки», состоит из трех помещений. Сразу за узкой входной дверью самый настоящий лабиринт из игровых автоматов. Они плотно стоят вдоль стен, да еще и занимают центральную часть зала. Поэтому в спортбар, расположенный справа, и в следующий зал, находящийся слева, дорогу нужно знать. Есть еще лестница, ведущая из бара в подвальное помещение и к запасному выходу, но клиенты ею не пользуются. Тем более что выход давно закрыт на массивный замок. Стоит добавить, что еще от одного запасного выхода в торце здания и от окон хозяева тоже избавились — боковую дверь забили фанерой и поставили здесь очередной автомат, а большие витрины расположенного здесь некогда магазина превратили в глухой фасад, выкрашенный веселеньким голубым орнаментом. Естественную вентиляцию заменили мощными кондиционерами, которые более-менее справлялись с прокуренной атмосферой этого злачного места.

- Мы остались в баре вчетвером, — вздыхает друг Леонида Роман Касин, пристраивая поверх одеяла забинтованные руки.  — Допивали пиво и уже собирались домой, когда в первом зале возле двери что-то вспыхнуло и потянуло дымом. Я видел, как охранник пытался воспользоваться огнетушителем, но у него ничего не получилось. Потом раздался сильный треск и погас свет. Помещение стало быстро наполняться дымом. В кромешной темноте было видно, что огонь — у входной двери. Все кинулись к лестнице, где был запасной выход, но сбивать замок ни сил, ни времени уже не оставалось. «Бежим через огонь!» — крикнул я, но барменша Вика только покачала головой и стала спускаться вниз. А мы с друзьями в темноте и дыму просто по памяти двинулись в сторону входной двери.

РЕКЛАМА

Дышать было совершенно нечем, у нас для спасения оставались буквально секунды. Я накинул на голову капюшон от куртки, закрыл лицо руками и бросился сквозь пламя. Друзья за мной. Повезло, что попали четко в дверной проем, а могли ведь и не угадать — на улице темно, никаких ориентиров нет, а у двери была открыта только одна узкая половинка. Уже потом мы огляделись — нет Лени Фарафонова! А у Ромы Михайличенко, который выскочил последним, были очень сильные ожоги лица, рук и ног. Он споткнулся о горящий ковролин и упал, поэтому вся одежда на нем обгорела. От моей куртки тоже остались одни лохмотья. Мы стали вызывать по мобильному пожарных, они приехали минут через пять и сразу бросились в огонь…

«Доктор подошел к Лене, а через несколько минут вернулся: «Не плачь, жив твой друг… »

Никто не знал, сколько человек осталось в зале игровых автоматов. Поэтому пожарные, развернув шланги, за пару минут погасили огонь возле двери и двинулись вглубь помещения.

РЕКЛАМА

- Стоявшие у входа парни объяснили нам расположение комнат, — рассказывает начальник караула пожарной части Владимир Билыкивский.  — Но там находилось столько игровых автоматов, что легко можно было заблудиться. Что, скорее всего, и произошло с людьми. Поэтому мы тащили за собой пожарные рукава — чтобы по ним потом выйти. Да и опасались, не распространился ли огонь вглубь помещения. Продвигались на корточках, освещая пол мощными фонарями, но даже они лишь на расстояние вытянутой руки пробивали густой дым. Метрах в двух от двери я наткнулся на лежащую девушку и крикнул Саше Захарию: «Выносите ее!», а сам пошел дальше. Только нашел следующего пострадавшего, справа раздался характерный хрип. Проверив пульс у первого — он не дышал, мы с Михаилом Синевидом вынесли на улицу второго мужчину. Потом я нашел еще двух хлопцев, лежащих в закутке между автоматами. Когда выносили одного из них, уже прибыла «скорая» и подкрепление из другой пожарной части. Работа пошла быстрее.

В это время пожарным сообщили, что в службу спасения звонит по мобильному какая-то девушка, спрятавшаяся от дыма на лестнице. Послав двух спасателей в сторону бара искать ее, Володя продолжал обследовать залы игровых автоматов. И сразу наткнулся еще на трех парней, лежащих вповалку за одним из поворотов. Тем временем пожарные Сергей Компанеец и Александр Федоряк нашли двух пострадавших возле выхода из спортбара. Оператора зала игровых автоматов 20-летнюю Анну Луцьку обнаружили без признаков жизни. Когда спасатели выводили с лестничной площадки барменшу Викторию, из залов вынесли последнего пострадавшего, пульс у которого уже не прощупывался. Это и был один из пятерых друзей — Леня Фарафонов.

- Мы с Леней с детства неразлучны, — не скрывает волнения друг Леонида Роман Тимарев.  — Когда я увидел, как на улицу выносят уже бездыханные тела — двух девушек-сотрудниц, сильно обгоревшего Андрея Сокола, потом погибшего охранника — у меня уже не осталось надежды, что Ленька жив. Когда его положили на мокрый асфальт, меня так затрясло, что врачи «скорой» накапали в стакан успокоительное. Но и оно не помогло. Какой-то доктор пошел к Лене, а через несколько минут вернулся: «Не плачь, жив твой друг… »

«Люди, которые догадались лечь на пол, выжили, ведь внизу концентрация дыма намного ниже»

- Я сам щупал у Леонида пульс — его не было, — говорит пожарный Владимир Билыкивский.  — Врач стал делать парню искусственное дыхание рот в рот и нажимать на грудную клетку. Секунд через десять он закашлял, и его тут же увезла «скорая». А вот девушку-кассира, которую вынесли первой, 21-летнюю Александру Зарудную, несмотря на все усилия медиков, так и не удалось вернуть к жизни… Каждый человек очень индивидуально переносит отравление продуктами горения. У женщин объем легких меньше, поэтому они и не выжили. Всего же погибло девять посетителей. А вот те, кто догадался лечь на пол в дальнем зале, выжили, ведь внизу концентрация дыма намного ниже.

Леонид Фарафонов считает, что спастись ему помогли и детские увлечения: он играл на трубе и занимался в секции футбола — легкие тренированные. Правда, в реанимации, где он несколько дней находился под капельницей, врачи опасались за его жизнь, но, к счастью, все обошлось. Из отделения интенсивной терапии в обычные палаты переведены уже все участники этой трагедии, в том числе и получившие самое тяжелое отравление угарным газом — Олег Малютин и Владимир Адаев. Для Лени Фарафонова, Ивана Матвиенко и Сергея Третьяка самое страшное уже позади. Как и для шестерых пациентов ожогового центра — Кирилла Тимарева, Романа Касина, Дениса Юртаева, Романа Михайличенко, Джамала Мамулашвили и Сергея Гаганова. Но лечение им предстоит еще долгое. Парням, получившим ожоги, необходимы операции по пересадке кожи.

Один из собственников системы «Метро-Джекпот» — киевское ООО «Порыв», зарегистрированное на Кипре, — выплатило пострадавшим по 50 тысяч гривен, а семьям погибших — по 100 тысяч. Однако вопросы все равно остаются. Самый главный из них: что же произошло в ту ночь в зале игровых автоматов?

Первоначальная версия экспертов — короткое замыкание в одном из автоматов, стоящем прямо возле входа. Министр МЧС Украины Владимир Шандра, прибывший в Днепропетровск сразу после трагедии, эту версию и озвучил: мол, автомат загорелся, а средств пожаротушения не оказалось, да и сотрудники не были проинструктированы, как действовать в подобной ситуации. К тому же следственная группа обнаружила просто вопиющие факты нарушения пожарной безопасности: наглухо задраенные запасные выходы и окна, недопустимую концентрацию игровых автоматов на небольшой площади, отсутствие необходимого количества огнетушителей. Словом, трагедия только ждала своего часа. Но так ли все просто в этом происшествии, унесшем девять человеческих жизней?!

Как мы уже сообщали, губернатор Днепропетровской области Виктор Бондарь подписал распоряжение о закрытии на месяц всех игорных заведений области (а их, по самым скромным подсчетам, более 900!). Но, по словам начальника областной милиции Анатолия Науменко, многие из них подпольно работают, впуская постоянных клиентов по телефонному звонку.

Правоохранители опросили пострадавших, и показания молодых людей заставили следствие к прежним семи версиям добавить еще одну: поджог.

- Наша экспертиза показала, что следов взрывчатых веществ и легковоспламеняющихся материалов на месте происшествия нет, — говорит начальник милиции Днепропетровской области генерал-майор Анатолий Науменко.  — Но не исключено, что экспертизы в Киеве и Харькове, куда мы направили вещественные доказательства, их обнаружат. На это предположение наводит и интенсивность горения — при коротком замыкании пожар развивается иначе. Поэтому мы будем разрабатывать такую версию. Пока же уголовное дело возбуждено по статье «Нарушение правил противопожарной безопасности».

К сожалению, почти все, кто оказался в эпицентре пожара, погибли. Леонид Фарафонов, отделившийся от своей компании, чтобы немного поиграть, сидел почти возле двери и видел, как вначале вспыхнул ковролин на полу, а уже потом огонь перебросился на автоматы.

- В первом зале было человек пятнадцать, — констатирует он, — но все произошло так мгновенно, что никто ничего не понял. Я увидел, как по ковролину словно пронеслась огненная комета и вспыхнул участок длиной около трех метров и шириной сантиметров шестьдесят. Охранник сначала пытался затоптать его ногами, потом побежал за огнетушителем. Но пока он с ним возился, между автоматами и входной дверью поднялась полутораметровая огненная стена, стал плавиться пластик. Потому и образовалось столько удушливого дыма. Потом кто-то принес ведро воды и плеснул на огонь — вот тогда-то и произошло короткое замыкание, из-за которого погас свет и вырубились кондиционеры. Именно в эту минуту, когда огонь немного сбили, ребята из бара успели выскочить на улицу. А я стоял с другой стороны, где пламя не давало и на три метра подойти к двери, поэтому бросился в дальний зал… Мне кажется, в дверь что-то плеснули с улицы и, возможно, бросили зажигалку. Именно поэтому у погибшего Андрея Сокола, сидевшего спиной ко входу, так обгорело тело, — на него тоже попала горючая смесь…

Выглядит эта версия довольно правдоподобно — игорные заведения не только горожанам мешают, но и друг другу. На центральном проспекте Карла Маркса и прилегающих улицах этих злачных мест не менее пятидесяти! Заполонили они уже и спальные районы города. Не исключено, что борьба между конкурентами (один игровой автомат окупается за год, а прибыль дает баснословную — от 200 до 1000 гривен в день) приобрела столь жестокие формы. Поэтому губернатор Днепропетровской области Виктор Бондарь считает, что экономическими средствами с этой заразой справиться невозможно, — за игорным бизнесом стоят такие деньги, что ни удорожание лицензий, ни штрафы ему не страшны. Нужно принимать политическое решение, как сделали это во многих странах, и вынести азартные заведения за пределы населенных пунктов.

452

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров