"Каждый житель Лодзи может сделать вклад в городской бюджет, оплатив... тротуарную плитку со своей фамилией"
Что может ожидать Украину, окажись она в составе Евросоюза, — вопрос будущего. Но волнует он сегодня многих. Беспокоила эта проблема в начале 1990-х годов и жителей Польши. Страна переживала один из самых тяжелых экономических кризисов, и именно в слиянии с западным миром поляки видели свое спасение. Подписав в 1991-м договор об ассоциации с ЕС, Польша превратилась за эти годы в одно из самых стабильных европейских государств. Группа украинских журналистов по приглашению Польской туристической организации в Киеве побывала недавно в этой стране и на примере Лодзинского воеводства познакомилась с принципами самоуправления местных общин и создания привлекательного инвестиционного климата.
Поверить в то, что на фешенебельной улице Петрковской в центре Лодзи лет двадцать назад стояли облупленные особняки и китайские киоски, а в кучах мусора копошились стаи голубей, сегодня достаточно сложно. После открытия в городе специальной экономической зоны и благодаря хлынувшему потоку инвестиций из ЕС улица Петрковская протяженностью три с половиной километра стала одной из самых длинных пешеходных торговых зон Европы.
— В 90-е годы прошлого века Лодзинское воеводство было депрессивным регионом с устаревшей, нерентабельной текстильной промышленностью, — рассказывает директор Региональной туристической организации Томек Коралевский. — К моменту вступления в Евросоюз у нас было множество обанкротившихся банков, остановившихся предприятий, высочайший уровень безработицы. Молодежь уезжала из страны. После подписания Польшей договора об ассоциации с ЕС в 1991 году Евросоюз очень помог финансово, но такая поддержка идет лишь тем, кто сам пытается что-то изменить. Мы стали думать, как привлечь в Лодзь инвесторов, и решили создать здесь специальную экономическую зону, освободив на первое время предприятия от налогов, предоставив бизнесу кредиты на выгодных условиях, здания в недорогую аренду — в Лодзи была масса пустующих помещений бывших текстильных фабрик. Ученые разработали план развития города, тесно увязанный со стратегией развития всего региона и государства, одновременно было создано несколько серьезных бизнес-проектов. И вскоре на реализацию этих идей начали поступать средства от ЕС. В воеводство стали заходить солидные инвесторы. За короткое время здесь были созданы филиалы предприятий таких известных брендов, как «Филлипс», «Жилетт», «Делл», «Фуджи», «Индезит», «Сименс», «Вранглер», «Левайс» — всего более 20 компаний с главными офисами в Лодзи, что сразу дало жителям свыше 1,5 тысячи рабочих мест. Со временем начали поступать и налоги от совместного бизнеса, от малых и средних предприятий, которые росли при благоприятном инвестиционном климате как грибы после дождя. Сегодня их уже более 100 тысяч!
Электронные товары, одежда, лекарства, даже упаковка для популярных фармацевтических средств, произведенные в Польше, известны ныне во всем мире. В Лодзи создана крупнейшая в Европе группа компаний по производству бытовой техники. Жители Украины тоже предпочитают покупать телевизоры и кухонное оборудование именно польской сборки. Но становление этой сферы экономики шло в Польше вместе с развитием местного бизнеса, культуры, логистики. Страна не превратилась для ведущих мировых корпораций в придаток с дешевой рабочей силой, чего сегодня так опасаются в Украине, а сохранила и приумножила собственное достояние.
— Это было не так-то просто, — продолжает Томек Коралевский. — Руководство Лодзи привлекло к разработке стратегии развития региона общественность, ученых, экономистов, промышленников. Основное внимание уделили развитию культуры и туризма, ведь Лодзь со множеством памятников архитектуры, храмов, костелов, дворцов польской знати исторически очень привлекательна. К тому же расположена практически в центре Польши, где исконно пересекались все торговые пути. Отдельный проект был связан с культурным и бизнес-туризмом: экономические форумы, молодежные конференции, музыкальные фестивали, концерты звезд эстрады собирали в Лодзи сотни, тысячи участников. Для которых, естественно, понадобилось строить концертные площадки и развивать отельный бизнес. Кстати, сегодня в Лодзи самое большое в Польше количество отелей и молодежных хостелов, они даже начали снижать цены в борьбе за клиентов.
*После открытия в Лодзи специальной экономической зоны и благодаря хлынувшему потоку инвестиций из ЕС улица Петрковская протяженностью три с половиной километра стала одной из самых длинных пешеходных торговых зон Европы
— В развитии инфраструктуры может поучаствовать каждый житель Лодзи, — говорит Томек Коралевский. — К примеру, есть проект по созданию велодорожек. Любой горожанин может оплатить тротуарную плитку с вмурованной в нее металлической табличкой со своей фамилией. Так надолго сохранится память о скромном инвесторе.
До 1980-х годов промышленность воеводства, в основном текстильные фабрики, построенные в ХIХ веке, была полностью дотационной. С переходом на рыночные условия фабрики обанкротились, в 1997 году была закрыта последняя из них. После строительства современных энергоблоков ненужным стало и огромное здание самой старой польской электростанции, построенной еще в 1906 году. В 2005-м этот объект перешел на баланс городского совета, и депутаты решили включить его в инвестиционный проект «Ми-Сто» вместе с сотней других исторических зданий, которые нуждались в реконструкции: бывших фабрик, особняков, фабричной инфраструктуры. Этот проект, в свою очередь, стал частью стратегии развития города, разработанной группой ученых и предложенной для финансирования Евросоюзом.
Можно было пойти обычным путем — снести ветхие постройки и возвести на их месте современные торговые центры и отели. Но местные депутаты приняли другое решение: считать все здания старше пятидесяти лет историческими и запретить их снос. Действительно, не только особняки местных фабрикантов, но и мрачные фабричные корпуса из красного кирпича создавали неповторимый архитектурный ансамбль Лодзи. Воссоздать все это в новом облике взялись местные энтузиасты. Причем подавать свои идеи мог любой житель города, от студента до пенсионера.
— Одним из самых интересных инвестиционных вложений у нас считается проект реконструкции электростанции, концепцию которого разработали две местные фирмы, — рассказывает депутат Лодзинского горсовета Витольд Россет. — Стены электростанции, даже трубу решили оставить в прежнем виде, но соединить с современной архитектурой и наполнить новым содержанием. В одном из корпусов сегодня оборудуют Культурный молодежный центр с планетарием, музеем, 3D-кинотеатром, центром киноискусства. И театром звука — такую довольно необычную идею выдвинули специалисты, обратившие внимание, что продолжительность эха здесь семь секунд — это идеально для симфонических концертов, церковной музыки, студий звукозаписи.
Бывший машинный зал оставили практически нетронутым, даже плитка на стенах и на полу подлинная. Но теперь здесь находится выставочный и конференц-зал, ресторан с той же дубовой лестницей, по которой ходили столетие назад. В другом корпусе электростанции разместится молодежный Центр науки и техники, где дети смогут познакомиться с интерактивными технологиями, принципами производства электроэнергии, будет здесь даже маятник Фуко. Стоимость проекта — 75 миллионов евро, из которых 20 миллионов выделил Евросоюз в рамках инвестиций, остальное из местного бюджета добавили депутаты.
Пан Витольд привел журналистов на крышу здания. С 20-метровой высоты мы увидели строительную площадку крупнейшего в Польше инвестиционного проекта «ЕС — Эдем». На базе старой станции Лодзь-фабричная здесь возводится самая мощная в Польше транспортная развязка — железнодорожный и автобусный терминалы. Поезда будут подходить к платформам под землей — на глубине 16 метров, а на поверхности расположится современный вокзал и новый центр города. Стоимость проекта — 250 миллионов евро. Это инвестиции железной дороги в городское хозяйство. Революция в авиасообщении, которая началась в ноябре, завершит процесс открытия Лодзи для всей Европы и даже свяжет воеводство с Азией.
— Членство в Евросоюзе, — уверен Томек Коралевский, — это лишь возможность, которой нужно уметь воспользоваться. Греция, к примеру, так и не смогла направить инвестиции в полезное для страны русло и получить от них максимальную отдачу. Поляки же сумели самоорганизоваться, изменить свою психологию и законы. Поэтому положительные перемены не заставили себя ждать. Сегодня в Украине остро стоит вопрос с преодолением коррупции. Польша этот путь уже прошла. У нас в свое время было создано Центральное антикоррупционное бюро, куда может обратиться любой житель страны с жалобой на чиновников. Это бюро сопровождает и каждый тендер, который проводится бюджетными организациями. Все очень просто и до предела прозрачно.
Кстати, деньги Евросоюза тоже находятся под присмотром антикоррупционного бюро, их невозможно украсть. Если город не успевает в срок освоить средства, их нужно вернуть. Поэтому каждый проект обдумывается до мелочей и реализуется очень четко. В июле нынешнего года власти Лодзи закончили проект «Ми-Сто» по реставрации ста исторических зданий. Благодаря этому улица Петрковская и превратилась в фешенебельную торговую зону. В зданиях реконструированных дворцов и фабрик расположились более тысячи магазинов, ресторанов, пабов, кафе и кондитерских. Здесь реализованы и проекты солидных архитекторов, и идеи простых горожан, и студенческие «приколы». Такие, как девичьи ножки на месте номерного знака, фигурка мужчины, шагающего вверх по фасаду или глухая стена здания, расписанная окнами — в каждом портреты тех, кто прославил Лодзь в разные времена. Возле дома, где родился гениальный композитор Артур Рубинштейн, установлен памятник в виде рояля и сидящего за ним музыканта, чуть дальше по улице — памятник известному польскому поэту — бронзовый Юлиан Тувим сидит на скамейке.
Необычным обещает стать и здание бывшей мануфактуры Ремиш, отданное в недорогую аренду творческой молодежи. Здесь уже разместились гончарные и архитектурные мастерские, закусочные, салоны молодых дизайнеров, автомастерские и даже скейтодром. Кстати, креативность во всем — это одно из требований городской власти. В местном пабе, к примеру, улыбчивый бармен Петрик угощает авторским пивом со вкусом ананаса или шоколада. А отель «Старое кино», расположенный в другом фабричном здании, воспроизводит в настенных фресках историю знаменитой Лодзинской киностудии. Причем сама киностудия тоже подверглась реконструкции. К сохранившемуся зданию был пристроен отель системы «Хилтон»: концертный, бальный, выставочный залы стали любимым местом досуга горожан. Каждый день в 17.30 здесь для них проходит бесплатный киносеанс.
— Кроме средств Евросоюза и инвесторов, в развитие инфраструктуры вкладываются и бюджетные деньги, — продолжает Томек Коралевский. — Горожане лучше знают нужды громады: сами предлагают проекты, сами решают, какие из них финансировать. Побеждают те, которые набрали в интернет-голосовании больше баллов. В прошлом году городской совет потратил 20 миллионов злотых (почти 5 миллионов евро), в этом году было выделено вдвое больше, а подано 70 проектов.
В ХIХ веке Лодзь называли польским Манчестером — так стремительно развивалась здесь текстильная промышленность. Особенно характерными для города были фабричные комплексы, состоящие из особняков владельцев, промышленных корпусов и жилья для рабочих. Самый крупный из них, «Ксенжи Млын» («Мельница ксендза»), принадлежавший фабриканту Каролю Шайблеру, включал даже пожарное депо, больницу, парк и школу. После закрытия фабрики здания быстро пришли в упадок, но сегодня в них зарождается новая жизнь.
В корпусе бывшего прядильного цеха теперь жилой дом с недорогими, но очень комфортабельными меблированными квартирами, во дворце Шайблера — музей кинематографии.
В Польше умеют не только ценить и беречь свою историю, но и превращать ее в мощный рычаг экономического развития. Даже небольшие городки Лодзинского воеводства, такие, как Униев, Ленчица, Тум, могут предложить туристам уникальные исторические и природные объекты: замки, крепости, костелы, термальные источники. Хозяин хутора «Квяткувек» («Цветник») Анджей Войтысяк создал на месте бывшей сельской усадьбы настоящий музей под открытым небом — с мельницей, хозяйственными постройками и ресторанчиком, где кухня рассчитана на любителей острой еды.
Сегодня в Лодзи ожидают новый транш помощи от Евросоюза в размере 2 миллиардов злотых (почти 500 миллионов евро), который пойдет на дальнейшую реконструкцию фабрик, жилых домов и создание привлекательной для туристов инфраструктуры. Лодзинская специальная экономическая зона стала одним из самых стремительно развивающихся регионов Польши. Здесь уже готовятся к выставке ЭКСПО, которая пройдет в 2022 году и продемонстрирует Европе, что ее средства использованы конструктивно и, главное, прозрачно.
1625Читайте нас в Facebook