Нежинская милиция завела дело на учительницу, вовлекшую учеников в избиение одноклассника
О том, что произошло с ее сыном на уроке всемирной литературы, мама десятилетнего Никиты Эминалиева узнала едва ли не самой последней. Увидев после уроков расстроенного сына в измятой и испачканной одежде, она напустилась на него с упреками: «Почему твои брюки похожи на тряпку? Тобой что, пол вытирали!» Мальчик понурился и ничего не ответил, а матери и в голову не могло прийти, что ее дикое предположение оказалось правдой — Никиту действительно повалили на пол, избивали ногами и руками. Сделали это его же одноклассники по… указке учительницы всемирной литературы. Таким образом преподавательница решила наказать Никиту за разговоры на уроке. Результат «наказания» оказался для мальчика плачевным — у него начались серьезные проблемы со здоровьем, не говоря уже о том, что ребенок пережил сильнейший стресс и теперь не может не только ходить на уроки всемирной литературы, но даже слышать имени учительницы. Сама же педагог не признает за собой никакой вины и, по словам детей и их родителей, продолжает заниматься рукоприкладством и моральной травлей учеников.
— Об этом жутком инциденте мне сообщила мама одного из учеников, — рассказывает «ФАКТАМ» классный руководитель пятого класса Нежинской общеобразовательной школы № 2 Виктория Кожуховская. — Ребенок, присутствовавший на уроке во время избиения, вернулся домой, рассказал о случившемся матери, а та позвонила мне. Конечно, я подняла на ноги всех: сообщила директору, связалась с другими учениками и их родителями. Причем обзвонила всех моментально, чтобы дети (на случай, если эта история окажется неправдой) не успели договориться между собой и придумать единую версию события. Сознаюсь: поначалу у меня действительно проскользнула мысль, что мальчишки по собственной инициативе избили Никиту, а теперь пытаются выкрутиться — поверить, что 55-летняя учительница (с 32-летним педагогическим стажем!) способна натравить друг на друга учеников, было невозможно. Но все дети описывали подробности происшествия одинаково, и я поняла, что они говорят правду. Позвонила маме Никиты, чтобы справиться о его самочувствии. Оказалось, ребенку очень плохо…
— Сын пришел домой расстроенный и в грязной одежде, — вспоминает мама Никиты Юлия Михайленко. — Я пыталась выяснить, что случилось, но он молчал. Не сознался даже, что плохо себя чувствует — оказалось, боялся меня огорчить. Только ночью, когда его стало рвать и у него не получилось самостоятельно сходить в туалет, я смогла добиться от него правды, да и то не всей. Сын объяснил, что они с мальчишками дурачились, толкались, и одноклассники «не нарочно» ударили его в пах. О групповом избиении, спровоцированном учительницей, Никита даже не заикнулся. Я узнала об этом только от классного руководителя. Но не могла поверить — весь ужас случившегося просто не укладывался в голове.
— Всемирная литература была последним, шестым уроком, — говоря о событиях того дня, десятилетний Никита Эминалиев не может сдержать слез. Стесняясь, мальчик вытирает их рукавом свитера. — Мы с ребятами галдели, баловались. И Людмила Павловна, учительница всемирной литературы, на нас накричала. Ну, а потом началась контрольная работа. Мой друг Костя сидел впереди меня. Мы с ним подсказывали друг дружке, что писать. Наверно, очень громко. Учительница подняла сначала меня, потом Костю и начала нас… щипать. Сильно.
*"Мальчишки свалили меня со стула и начали бить руками и ногами", — рассказывает Никита Эминалиев (фото автора)
— Никита и правда на том уроке шумел, — признается его одноклассник Костя Виротченко. — Людмила Павловна тогда крикнула: «Дети! Успокойте кто-нибудь этого дурачка! Ну! Кто хочет? Поднимите руку!» — и смотрит на всех. Мальчики послушались ее, из-за парт поднялось полкласса. Сдернули Никиту со стула, стали бить. Он сопротивлялся, но на него навалились всей кучей. Один мальчик бил его кулаками, еще один ударил между ног… Я просил ребят: «Остановитесь! Перестаньте!», но они как будто не слышали. Пытался растянуть одноклассников в разные стороны — не хватило сил. Тогда я крикнул Людмиле Павловне: «Сделайте же скорее что-нибудь! Помогите! Никите плохо». Но она стояла возле доски, молча наблюдала за дракой и… улыбалась. Потом, когда Никита уже не мог сопротивляться, спокойно отозвала мальчиков, сказала им садиться и дописывать контрольную работу. Никита остался лежать на полу. Он тяжело дышал и сплевывал слюну. Говорить не мог — только хрипел.
Я поднял руку и попросил разрешения помочь другу. Людмила Павловна не позволила. Но я не послушался, поднял Никиту, усадил его на стул. А потом побежал в столовую и принес стакан воды. По дороге позвал старшую сестру Никиты (она учится в 10-м классе). Рассказал, что произошло, и Аня побежала к нам, чтобы помочь брату. Людмила Павловна даже не пустила ее на порог. Сказала: «Иди отсюда, не мешай проводить урок». Ане пришлось уйти. А учительница подошла к парте Никиты, нагнулась над ним и с улыбкой спросила: «Доигрался? Так тебе и надо». Никита не мог ничего ответить. Он пил воду и пытался дописать контрольную. После уроков я проводил его домой — сам он, наверное, не дошел бы.
*Лучший друг Никиты Костя (справа) во время инцидента пытался защитить товарища (на фото ребята со своими мамами)
Около трех часов ночи Никите стало совсем плохо — его рвало, очень болели голова и промежность. Наутро мама отвезла его в поликлинику. У мальчика констатировали сотрясение мозга, черепно-мозговую травму, ушибы тела и серьезную травму половых органов, полученную вследствие удара ногой в пах.
— Мне очень стыдно, что так получилось, и жалко Никиту, — сказал «ФАКТАМ» ученик пятого класса, родители которого попросили не указывать его имени в газете. — Я тоже, как и другие, побежал его «успокаивать», когда учительница приказала. А потом началась драка, и остановить уже было ничего нельзя… Я видел, как Никите было плохо. И нам всем от этого тоже было плохо. После урока мы с ребятами разговаривали: пытались понять, зачем учительница сказала нам такое сделать, но так и не поняли. А перед Никитой мы извинились.
— Дети не ожидали, что нанесут своему однокласснику такой вред, — вздыхая, говорит глава родительского комитета 5-го класса Елена Кушниренко. — Они повскакивали с мест и побежали усмирять одноклассника, потому что получили такое указание от преподавательницы. Это же мальчишки, воспитанные на агрессивных мультиках и компьютерных играх! В тот момент все казалось им веселой игрой. Тем более что Никита поначалу оказывал сопротивление. Но в десятилетнем возрасте тормоза не работают — дети просто не смогли вовремя остановиться. А когда увидели, что натворили, ужаснулись и испугались.
Учительница, которая спровоцировала эту драку, сознательно ее не прекратила, хотя ей, взрослому, опытному педагогу, достаточно, наверное, было бы прикрикнуть на детей — они мигом остановились бы. Однако Людмила Павловна только наблюдала за происходящим. Более того, оставила пострадавшего ребенка, который не мог самостоятельно подняться, на полу, а остальным спокойно сказала дописывать контрольную. Это, на мой взгляд, проявление крайней жестокости и цинизма. Если бы не Костик, Никита так бы и лежал на полу до самой перемены. Когда мы узнали о произошедшем на уроке избиении и забили тревогу, выяснилось, что учительница и с другими детьми часто ведет себя неадекватно: одного ущипнет, второму даст подзатыльник, в третьего кинет портфелем, четвертого сильно толкнет… А теперь вот надумала натравливать учеников друг на друга!
— Поведение Людмилы Яцины меня шокировало, — признается директор Нежинской школы № 2 Людмила Матях. — Особенно учитывая, что, как оказалось, это — не первый случай ее физического и морального давления на учеников. В школьном архиве мне удалось найти жалобы родителей школьников на Людмилу Яцину, датированные прошлыми годами (я свою должность занимаю всего год). Пыталась поговорить с Яциной, воззвать к ее совести и профессиональной этике — бесполезно. Учительница не считает себя виноватой. Тогда я попросила, чтобы она уволилась «по выработке» либо ушла на пенсию. Но Людмила Павловна отказалась в категорической форме, хотя ее просили об этом и другие педагоги — для того, чтобы не ставить пятно на репутации школы. Выгнать Людмилу Павловну я не могу — нет полномочий. Принимало Яцину на работу городское управление народного образования, только оно и может освободить от должности. Я обратилась туда — ходатайствовала, чтобы педагога уволили или хотя бы отстранили от работы с детьми. Одновременно родители подали заявление в милицию и прокуратуру.
Управление образования прислало в школу комиссию с проверкой. Члены комиссии (в которую почему-то не попали ни представители родительского комитета, ни директор) опросили детей и посмотрели инструктивно-методические документы. Ни у родителей, ни у самой учительницы показания не брали. В итоге сделали вывод: заявленные факты преувеличены. Аморального поведения, за которое можно было бы уволить, за учительницей всемирной литературы замечено не было. Поэтому ограничились выговором, и Людмила Яцина продолжала приходить на уроки и третировать детей.
— Мы боимся Людмилу Павловну, — вздыхает Костя. — Позавчера, когда мы обедали в столовой, она стояла за углом и пристально смотрела на нас. А потом подкараулила Никиту в коридоре и (мы все видели) сильно стукнула его по спине и оттолкнула к стенке. Он очень плакал.
— Я просила сына не ходить на ее уроки, — говорит Юлия Михайленко. — Но он ответил, что раз весь класс ходит на всемирную литературу, то и он тоже не будет пропускать занятия. Хотя я как мама просто боюсь пускать ребенка к такой неадекватной учительнице.
— Во избежание дальнейших конфликтов мы решили, что-либо я, либо кто-то из родительского комитета будет все время присутствовать на уроках Яцины, — продолжает директор школы Людмила Матях. — И эта мера предосторожности оказалась нелишней. Свой урок Людмила Павловна начала словами: «Дети, меня пытаются выжить из школы. Поднимите руку те, кто хочет дальше со мной общаться». Дети притихли и сидели, не шевелясь. Тогда учительница стала подходить к каждому ребенку и морально давить: «Что, и ты, Машенька, не хочешь меня видеть? И ты, Васенька?» Конечно, дети с перепугу стали поднимать руки. Я трижды за урок пыталась остановить учительницу и напомнить, чтобы она занималась с детьми не разборками конфликта, а учебой. Не помогло. Почему такого педагога не увольняет руководство, ума не приложу.
— У меня нет на это полномочий, — разводит руками начальник Нежинского городского управления образования Станислав Крапивянский. — Уволить преподавателя можно только вследствие грубого аморального поведения. Комиссия не усмотрела такового в поступке учительницы всемирной литературы. Да, педагог допустила некоторые ошибки и за это получила выговор. Но увольнять — это слишком. А если суд потом признает наше увольнение неправильным? Мне что, из своего кармана платить ей неустойку по зарплате?
Узнать мнение самой Людмилы Яцины нам не удалось: преподавательница всемирной литературы заявила, что все в школе настроены против нее, а журналисты искажают информацию. Однако за неделю до этого педагог согласилась на короткое интервью корреспонденту СТБ, которое мы приводим дословно.
«Кто-то кричал на уроке: „Да сделайте же что-нибудь!“ — объясняла Людмила Яцина. — И у учителя, у меня, вырвалось: „Успокойте его!“ Но учитель не имел в виду, чтобы ребенка били. А может, он и специально упал. Может, сработало что-то у него, чтобы защитить себя. Но никакого жестокого избиения не было».
Отчаявшись добиться от управления образования адекватного понимания ситуации, родители учеников пятого класса и директор школы пошли на прием к мэру Нежина Анатолию Линнику. Оказалось, он был не в курсе, что учительница, поступок которой обсуждает весь город, до сих пор ведет уроки. На личном приеме (где присутствовали и «ФАКТЫ») председатель горсовета, пообещав родителям в кратчайшие сроки решить эту проблему, обязал начальника городского управления образования Станислава Крапивянского создать новую комиссию и объективно расследовать обстоятельства прецедента, случившегося в школе № 2.
Спустя несколько дней начальник управления образования по настоянию мэра все-таки отстранил Людмилу Яцину от работы на время досудебного следствия.
— Мы открыли уголовное производство по статьям Уголовного кодекса «Умышленное нанесение легких телесных повреждений» и «Вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность лицом, на которое возложены обязанности по их воспитанию», — сообщил «ФАКТАМ» начальник сектора по связям с общественностью черниговской областной милиции Сергей Брыль. — Если суд признает Людмилу Яцину виновной, ей грозит от четырех до десяти лет лишения свободы. Но даже если учительница будет оправдана, такого педагога однозначно нельзя подпускать к детям.
3783Читайте нас в Facebook