ПОИСК
Общество и люди

«Фарфоровые фигурки малышей-„укутышей“ — одно из свидетельств того, как изменился климат», — коллекционер Людмила Карпинская-Романюк

20:45 1 января 2025
В. Нестеренко. "100 одежек". Полонский ЗХК. 1963

Климат на нашей планете постоянно меняется. Уже много лет ученые говорят о глобальном потеплении. Да мы и сами наблюдаем это явление. Зимы стали значительно теплее, чем несколько десятилетий назад.

А задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что произведения искусства в этом смысле могут быть прекрасной доказательной базой изменения климата? Это и картины, где изображена зима, и, между прочим, фарфоровые статуэтки. Стоит обратить внимание на одежду людей — особенно малышей. Сегодня зимой дети одеты довольно легко, если сравнивать с прошлым веком, когда под теплую шапку ребенку надевали еще и платочек, а шарф порой едва не закрывал глаза…

Итак, речь сегодня пойдет о популярных в двадцатом веке фарфоровых фигурках малышей-«укутышей», созданных украинскими фарфористами.

В интервью «ФАКТАМ» коллекционер и исследовательница истории отечественного фарфора, автор книг Людмила Карпинская-Романюк рассказала именно о таких фарфоровых работах.

«Малыши в шубках из цигейки напоминали маленьких милых медвежат»

— Фигурки деток-«укутышей» — настоящее отражение времени суровых зим, которые были в Украине в прошлом веке, — говорит Людмила Карпинская-Романюк. - Иногда из-за погодных условий, когда температура опускалась ниже минус 25 градусов, даже отменялись занятия в школах. Я с душевным трепетом вспоминаю свою зимнюю детскую одежду, когда мне было 5−6 лет. Шубка или пальто на ватине, меховая шапка, под которую непременно мама повязывала платок (чтобы в уши не дуло), штаны с начесом, которые надевали поверх валенок (чтобы снег в валенки не попадал), шарф, завязанный концами назад (чтобы горло было в тепле)… Все было функционально и просто! Когда я приходила с улицы домой, то штаны с налипшим на них снегом с меня снимали вместе с валенками. Зимняя одежда была объемной, тяжелой и довольно неудобной, но это не мешало детям играть в снежки, лепить снеговиков и кататься на санках с горки. Это мы видим в композиции Валентины Покосовской «Снежная горка», созданной на Барановском фарфоровом заводе в 1952 году.

В. Покосовская. «Снежная горка». Барановский ФЗ. 1952

— Очень колоритная работа!

РЕКЛАМА

— Дворы в городах тогда были уникальным феноменом времени, центром общественной жизни жителей многоэтажек. В скульптурной группе «Зимний дворик» Валерия и Натальи Албул увековечено особое очарование таких двориков. Созданная в 1987 году на Полонском фарфоровом заводе работа сейчас очень популярна среди коллекционеров. Многие дети выросли именно в таких дворах, о них остались самые приятные воспоминания. В составе группы четыре разных статуэтки. «Подруги» (две девочки в зимней одежде), «Снеговик» (заботливая мама с сыном лепят снежную скульптуру), «Шкодник» (сев на большой снежный шар, смелая и наглая сорока напугала милого детеныша), «Кумушки» (две молодые женщины о чем-то шепчутся между собой).

В. Албул, Н. Албул. Скульптурная группа «Зимний дворик» («Подруги». «Снеговик». «Шкодник». «Кумушки») Полонский завод художественной керамики. 1987.

РЕКЛАМА

— Интересно рассматривать каждую фигурку, любоваться каждым сюжетом… Известна ли история создания скульптурной группы?

- Идея ее создания принадлежит Наталье. Она неоднократно предлагала Валерию слепить детей за зимними забавами. И только когда лично взялась за первую фигурку, где ребенок лепит снеговика, Валерий включился в процесс создания. Работа шла легко, на одном дыхании. Сыновья супругов стали прообразами изображенных детей. Наталья мастерски расписала фигурки. В зимней одежде горожан чувствуется стиль моды 1970 годов. Интересно рассматривать тогдашнюю одежду детей. Малыши были одеты в шубки из цигейки и напоминали маленьких милых медвежат.

РЕКЛАМА
В. Албул, Н. Албул. «Подруги» — из скульптурной группы «Зимний дворик». Полонский завод художественной керамики. 1987

«Популярной обувью для малышей в 1950−70 годы были валенки»

- Одежда от старшего ребенка в семье обычно переходила к младшему, — продолжает Людмила Карпинская-Романюк. -Часто родители покупали ребенку шубу на вырост. Сначала она была длинная, а со временем, когда ребенок вырастал, становилась коротенькая. Найти наряд по размеру было непросто… Популярной обувью для малышей в 1950−70 годы были валенки.

— Альтернатива современным уггам…

- Валенки были теплые — и поэтому ценились. Также дети носили шерстяные варежки на резинке, чтобы не потерялись. Шапки были и меховые, и вязаные… Обязательным атрибутом был теплый шарф. Малышей одевали в «сто одежек». Именно так называется замечательная фигурка Владимира Нестеренко, созданная на Полонском заводе художественной керамики в 1963 году (фото в заголовке — Авт.). Малыш одет так, что едва видны глаза и нос. Такая одежда не давала свободно двигаться, и воображаемое перемещение такого малыша напоминает походку пингвинчика. Сегодня эта статуэтка является настоящим раритетом. Укутанных детей везли в детский сад обычно не на авто, а на санках. Но малыши не мерзли. Самое большое наказание для ребенка было, когда мама запрещала гулять на улице.

— Какая работа на эту тему ваша любимая?

- Одна из них — раритетная скульптурная группа Тамары Крыжановской «На катке», созданная в 1960 году.

Т. Крыжановская. «На катке». Городницкий ФЗ. 1960. Музей изделий Городницкого фарфорового завода

Хоккей был любимой игрой детей и взрослых того времени. Небольшие фигурки высотой до десяти сантиметров очень колоритны. Здесь и игроки, и зрители… С интересом закутанные в сто одежек малыши — девочка и мальчик — в сопровождении матери наблюдают как на катке игроки с клюшками вдохновенно гоняют шайбу. Кстати, таких хоккеистов можно было увидеть во многих дворах. В выражении лиц детей — доброта, радость, непосредственность… Все это виртуозно передано художницей в фарфоре. Тогда мастера и подумать не могли, что вскоре на планете начнется глобальное потепление. Фарфоровые фигурки малышей-«укутышей» — одно из свидетельств того, как изменился климат… Сегодня такие работы — настоящие раритеты. Для коллекционеров иметь их в своем собрании — настоящая удача.

Т. Крыжановская. «На катке». Городницкий ФЗ. 1960. Музей изделий Городницкого фарфорового завода

Ранее «ФАКТЫ» публиковали интервью с художницей-керамисткой Ларой Антоновой о том, что ее работы часто напоминают людям их счастливое детство.

Кстати, приглашаем читателей «ФАКТОВ», которые являются ценителями красоты фарфора, в первый в Украине Музей фарфоровых фигур ShvetsMuseum. В коллекции музея вы сможете увидеть лучшие образцы мировых фарфоровых мануфактур. Невероятное фарфоровое путешествие подарит вам немало положительных эмоций и запомнится на всю жизнь!

В. Нестеренко. «100 одежек». Полонский ЗХК. 1963

Фото из альбома Людмилы Карпинской-Романюк

1847

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров