Леонид Кравчук: "Если бы сегодня США и Европа так активно не поддерживали Украину, российские войска были бы уже в Киеве"
10 января Леонид Кравчук отпраздновал свой 81-й день рождения. Накануне первый президент нашей страны (1991—1994 гг.) рассказал «ФАКТАМ», какие льготы остались у него как у бывшего лидера государства, почему он перестал играть в шахматы и зачем Украине нужен референдум по вступлению в НАТО.
— Леонид Макарович, день рождения традиционно в семейном кругу на даче в Конче-Заспе отмечаете?
— Как обычно, праздную вместе с родными. Это же не юбилей, чтобы какие-то «народные гулянья» устраивать, тем более в такое сложное для страны время. В Украине война, экономический кризис и каждый день люди митингуют не от хорошей жизни: цены растут, а пенсии и зарплаты остаются на прежнем уровне.
— Президент Петр Порошенко своим указом отменил льготы для высокопоставленных чиновников, в том числе для бывших глав государства. За вами, если не ошибаюсь, раньше кроме охраны был закреплен еще и повар? Теперь ваша супруга Антонина Михайловна праздничный ужин сама готовить будет?
— Отдельного повара у нас никогда не было. Согласно принятому Верховной Радой закону за мной как бывшим главой государства пожизненно закреплены охранники. В их команду входит и Валентина, которая один-два раза в неделю приходит что-то приготовить. Нам с Антониной Михайловной кастрюли борща надолго хватает. Но жена тоже за плитой стоит. Не то чтобы она любит это занятие, но — готовит (смеется). Кстати, от государственной дачи я давно отказался и сам построил себе двухэтажный дом. Казенный автомобиль также отдал. Не знаю, остались ли сегодня льготы на лечение, поскольку к врачам я, слава Богу, редко обращаюсь, но лекарства всегда за свой счет покупал.
Льготой на санаторно-курортное лечение пользовался только один раз. Лет пять назад поехал по путевке в Трускавец. Мне понравилось. Коллектив там очень симпатичный, врачи хорошо ко мне относились…
— Но в баньку-то вы ходить не перестали?
— До сих пор с веничком хожу в сауну, которая находится на территории учебно-тренировочной базы киевского «Динамо». Правда, уже не каждый четверг, как раньше, а реже, но температурный режим в парилке соблюдаю прежний — до ста градусов. Единственное, что перестал делать: играть в шахматы. Зрение у меня хорошее, газеты без очков читаю, а вот эмоции, бывает, зашкаливают. Я любил играть в шахматы с компьютером, но он не позволял в случае ошибки вернуть ход назад, как можно было бы договориться с человеком. И когда я проигрывал, потом несколько дней ходил и думал, что было бы, если бы в середине игры сделал ход не на е6, а на е3… Нервничаю при этом очень сильно, становлюсь красным, в висках кровь начинает стучать, давление повышается. И вместо того чтобы думать над какими-то жизненными проблемами, почему-то размышляю о шахматных партиях. В результате перестал играть с компьютером.
— Леонид Макарович, а 100 граммов себе по праздникам позволяете?
— Конечно, и не только по праздникам. Вот иногда сидим дома с Антониной Михайловной, спрашиваю: «Может, выпьем по рюмочке?» Она говорит: «Давай». — «Может, еще по одной?» — «Давай еще по одной» (смеется). Рюмки у нас небольшие, 25-граммовые, и разных настоек дома хватает. Когда-то мне китайцы много корней женьшеня подарили. Мы корешок водкой заливаем и в темном месте настаиваем — очень вкусный и полезный напиток получается. Но если сесть за стол, например, с вами пообедать, то могу себе позволить и граммов 200. Это та норма, при которой я все помню, контролирую, слежу за разговором и могу после этого выйти на трибуну и произнести речь. Что касается закуски, то никогда не отказываюсь от сала, а вот в остальном себя давно уже ограничиваю. Больше не ем жареного, картофеля. Если мясо, то только отварное или тушеное. Из каш — рис, гречка или овсянка. Стараюсь больше употреблять овощей. Яблоки очень люблю и разные сухофрукты. Недавно открыл для себя микрогрин — это проростки бобовых и злаковых растений.
В целом большой разницы между 70-летием и 81 годом не чувствую. Как всегда, просыпаюсь в семь утра. Полтора-два часа гуляю на улице со своими собачками — немецкой овчаркой Жаком и приблудной дворняжкой Мартой. Главное — во время прогулки на лавочку не приседать. Это мой принцип: не можешь на прогулке бегать — ходи, тяжело ходить — просто стой, но только не сиди…
— В 2008 году на вопрос «ФАКТОВ» о возможном повторении грузинского сценария в Украине и потере Крыма вы ответили, что это маловероятно, поскольку «вся правда и юридическая, и фактическая, и международная — на стороне Украины». Как видим, Россия не стала считаться с такими «мелочами» и до сих пор демонстрирует миру свои мускулы. Как далеко может зайти Путин и что делать Украине?
— Мы сами с Путиным не справимся. Но нам нужно занять твердую и последовательную позицию. Я недавно разговаривал с одним бывшим президентом Латвии. Он мне говорит: «Вот вы обращаетесь к Западу за помощью, требуете ужесточить санкции в отношении России, а сами продолжаете с ней сотрудничать…» Иначе говоря, Украине следуют четко определиться и с внутренней, и с внешней политикой.
Верховная Рада уже отказалась от внеблокового статуса и возобновила курс нашей страны на вступление в Североатлантический альянс. Теперь свое отношение к НАТО должен высказать народ на референдуме. И проводить его надо сейчас, чтобы продемонстрировать миру: Украина свой выбор сделала.
Помню свой разговор с президентом СССР Михаилом Горбачевым. Говорю ему: «Михаил Сергеевич, мы собираемся провести референдум в подтверждение Акта провозглашения независимости Украины, принятого Верховной Радой 24 августа». Он спрашивает: «Зачем, ведь
17 марта 1991 года был всесоюзный референдум и украинцы проголосовали за сохранение СССР?" Я поясняю, что тогда люди голосовали в составе Советского Союза, но парламент принял Акт о государственной независимости, и это решение может подтвердить или нет только народ на референдуме. Горбачев тогда сказал: «Проводите, но вы же понимаете, что не получите положительных результатов». В итоге за нашу суверенность проголосовали более 90 процентов украинцев. А потому, чтобы не было никаких спекуляций со стороны России и некоторых наших политиков — о том, что, мол, украинский народ не хочет в НАТО, но власть навязывает этот союз, давайте спросим у самих людей и закроем тему.
Раньше я поддерживал нейтральный статус нашей страны, но Россия, аннексировав Крым и совершив военную агрессию на Донбассе, сама толкает нас на вступление в НАТО. К сожалению, защититься самим от такого мощного врага нам не удастся. И если бы сегодня США и Европа так активно не поддерживали Украину, думаю, что российские войска были бы уже в Киеве. Нужна нашей стране определенность и во внутренней политике. Сколько мы говорим о новой Конституции, о децентрализации власти? А ведь дальше тянуть резину уже опасно: людей не удовлетворяют обещания — требуются конкретные действия.
— Леонид Макарович, на ваш взгляд, Путин готов развязать третью мировую войну?
— Есть такая опасность. С человеком, внедряющим в России националистическо-шовинистические идеалы, воспитанным пресловутой школой КГБ, сложно договориться. Мне мои московские товарищи, с которыми я учился в свое время в Академии общественных наук при ЦК КПСС, говорят: «Путин уже царь, а цари назад не отступают. Поэтому не надейтесь, что он остановит агрессию на Донбассе». А мы все тешим себя иллюзиями: еще одна встреча в Минске — и все станет на свои места… Ничего подобного, развязка неминуема. Какой она будет, сегодня точно сказать не могу…
— Как именно и какой ценой, по-вашему, можно достичь мира?
— Для меня полный мир наступит, когда Россия выведет свои войска с нашей территории, в том числе из Крыма. После чего мы устанавливаем с РФ нормальные, партнерские отношения. Второй вариант — мир наполовину. Россия выводит своих боевиков и технику из Донбасса и полностью закрывает границы, чтобы с ее территории к нам и мышь не проскочила. С собственными сепаратистами — договариваемся, наемников — выгоняем, кто не захочет уходить — уничтожаем. Решение крымского вопроса пытаемся найти в дискуссиях при участии международных специалистов. Российская экономика Крым просто не потянет.
Мы видим богатые Москву и Санкт-Петербург, но дальше — дремучая, голодная и голая Россия. Крым был в составе РСФСР до 1954 года, и я прекрасно помню, в каком состоянии его передавали советской Украине. За год до этого я поступил в Киевский государственный университет имени Тараса Шевченко и тогда же впервые в жизни поехал с друзьями в Крым, чтобы увидеть Черное море. Я ведь простой сельский парень. В моем селе Великий Житин на Ровенщине не было ни света, ни радио, все удобства — на улице. В Крыму же помимо всего этого не было еще и мяса, и хлеба, а люди ходили буквально опухшие от укусов москитов и клопов. Зять Никиты Хрущева (впоследствии главный редактор «Комсомолки» и «Известий» Алексей Аджубей) в 1953 году сопровождавший Никиту Сергеевича в инспекционной поездке по Крыму, вспоминал, что толпы русских переселенцев обступали машину первого секретаря ЦК КПСС и жаловались на невыносимые условия жизни, нехватку продовольствия. Требовали даже забрать их с полуострова.
После того крымского визита Хрущев поехал в Киев. Пришел в кабинет к первому секретарю ЦК КПУ Алексею Кириченко и с ходу сказал: «Я принял решение, что Крым вы должны взять себе. Иначе он пропадет». Кириченко руки поднял: «Как это? Мы не можем: у самих проблем предостаточно». А Хрущев: «Ах, не можем? Поехали тогда в Москву!» И забрал Кириченко в Москву на заседание Политбюро ЦК КПСС. Именно там и было принято решение о передаче Крыма Украине. Затем согласно действовавшему тогда законодательству Президиум Верховного совета РСФСР постановил передать Крымскую область Украинской ССР, а наш парламент согласился его принять. И после тщательного обсуждения Президиум Верховного Совета СССР 19 февраля 1954-го единогласно принял указ о передаче полуострова Украине. Так что с юридической точки зрения все было оформлено идеально.
— Спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко считает иначе. По ее словам, в Госдуме готовят законопроект об отмене постановления о передаче Крыма УССР. Как вообще можно аннулировать юридические акты, принятые 60 лет назад в другом государстве? Неужели российские политики думают таким образом замести следы преступления?
— Они то ли окончательно распрощались со здравым смыслом, то ли до такой степени примитивные, что просто не обращают внимания на право, факты и историю. Впрочем, в стране, где правит царь, а все остальные ему служат, могут отменить все что угодно и растоптать любой международный договор. Они ни перед чем не остановятся, пока их не остановит сама жизнь. Международные санкции, низкие цены на нефть, полная изоляция Крыма уже очень сильно бьют по России… Хотя опасность, что загнанный в угол медведь может стать еще агрессивнее, все же существует. Думаю, что россияне сами не выдержат столь долгого испытания Путиным и перспективы оказаться в полной мировой изоляции. Кстати, почти все диктаторы в истории имели прозвища, и только Путин умудрился заслужить отнюдь не литературную кличку, которую теперь поют по всему миру. Но я верю, что в конце концов мы оторвемся от этого несчастья и, став нормальной европейской страной, заживем спокойной жизнью.
— Что пожелаете нашим читателям в преддверии Старого Нового года и Крещения?
— Я повторяю, как молитву, одно и то же слово — мир! Говорил об этом и в прошлом году, но тогда я не вкладывал в это слово столько душевной боли. Сегодня, когда вижу похороны погибших молодых украинских солдат, слезы из глаз катятся… Поэтому еще раз хочу всем пожелать мира и согласия. Призываю также понять власть, которая в сложнейших условиях, когда враг буквально на пороге, вынуждена принимать непростые, а иногда эмоциональные и ошибочные решения.
Фото УНИАН
6241Читайте нас в Facebook