Иван Попович: "Все знали, что к Шпортько можно обратиться с любой просьбой — он не откажет"
Народный артист Украины Виктор Шпортько обнаружил у себя певческий талант в шестом классе. Его первой сценой стал школьный актовый зал. Кстати, тогда, в далеком 1956 году, на олимпиаде искусств в своем родном селе Знаменевка Днепропетровской области, он завоевал первую премию. Потом победил и на районной олимпиаде. Вспоминая эти события гораздо позже, Виктор Михайлович говорил, что с тех пор без песни он уже себя не представлял.
Популярность пришла к Виктору Шпортько во время работы в Киевском мюзик-холле. Его заметило руководство Центрального телевидения в Москве и предложило принять участие в популярном советском конкурсе «С песней по жизни». Он и тогда вышел победителем, а его песня «Икар», написанная Юрием Саульским на стихи Роберта Рождественского, стала всенародно любимым шлягером. У Виктора Михайловича был удивительный тембр голоса. Его называли хрустальным голосом Украины. Специально для Шпортько писали Евгений Мартынов, Игорь Поклад, Геннадий Татарченко, Александр Злотник, Александра Пахмутова. Последние годы, продолжая выступать, Виктор Михайлович возглавлял кафедру эстрадного пения Киевского национального университета культуры и искусств. За несколько месяцев до смерти Виктор Шпортько выступил в Украинском доме на благотворительном концерте в поддержку воинов АТО. В свои 70 он выглядел подтянутым, стройным мужчиной, ни на что особо не жалуясь. Смерть известного артиста стала для многих шоком. Говорят, ее причиной была врачебная ошибка…
Виталий Билоножко: «Мне казалось, Виктору Михайловичу часто не хватало храбрости для того, чтобы постоять за себя»
— Первые мои воспоминания о Викторе Шпортько как о замечательном певце, — рассказывает коллега Виктора Михайловича, народный артист Украины Виталий Билоножко. — Я был еще очень молод, лишь мечтал о сцене, когда на весь Советский Союз гремела песня в исполнении Шпортько «Икар»: «Нельзя в этой жизни гореть в полнакала…» Тогда для меня было счастьем стоять за кулисами рядом с Виктором Михайловичем.
*Виталий Билоножко: «Виктор Шпортько служил творчеству и своей семье»
— Он был недоступен?
— Что вы! Это совершенно не в характере Шпортько. Конечно, после успеха «Икара» на него свалилась огромная популярность, но он никогда не зазнавался и не ставил себя выше других. Мне кажется, Витя был кристально чистой души человеком. Не участвовал ни в каких скандалах, разборках, ни о чем не просил начальство. Мне казалось, ему часто не хватало храбрости для того, чтобы постоять за себя. Виктор Михайлович всю жизнь руководствовался очень высокими моральными принципами. Знаете, вот какой у него был нежный голос, таким же нежным был и он сам.
— И никаких историй у вас с Виктором Михайловичем не случалось?
— Да какие тут истории?! Витя водку не пил, не курил, по девкам не ходил. Был совершенно безукоризненным и служил своей семье. Мы с Виктором практически одновременно пришли работать в Национальный университет культуры и искусств. Знаете ли, общение со студентами очень освежает мужчин среднего элегантного возраста. Среди преподавателей были Паша Зибров, Алла Кудлай. В то время Оксана Билозир ушла в народные депутаты, и мы уговорили ректора университета Михаила Поплавского сделать Виктора Шпортько заведующим кафедрой эстрадного пения вместо Билозир. Знали, что Витя, как человек очень ответственный, сознательный, нас не подведет.
И надо отдать должное Шпортько, он очень добросовестно тянул эту лямку, хотя работать под присмотром начальства было достаточно тяжело. Витя жаловался, что у него полно бумажной работы, надо было разбираться в документах, методичках. Он страдал, иногда возмущался со словами: «Да зачем мне все это надо?» Правда, быстро отходил и опять брался за дело. Виктор был будто сделан из другого теста, чем все мы, его коллеги.
— Более принципиальным?
— Может, и так. У него ведь, несмотря на все почести и удачную карьеру, так и не было машины. Говорил, что любит ходить пешком. Я частенько поднимался по улице Щорса к университету и видел, как неспешно идет на работу Виктор Михайлович. Несмотря на то что ноги у него часто болели и спина давала о себе знать после операции. Вещи материальные были для него не очень важны. Главным в жизни Шпортько были семья и творчество. Говорил, что все его песни для него как дети. Я все думаю, если бы не врачебная ошибка, был бы сейчас Витя вместе с нами. Ведь, по сути, ему еще жить и жить. Он был полон планов, готовился к большому сольному концерту. Но так случилось, что простая операция стала для него смертельной. Первый раз ее сделали неудачно, занесли инфекцию. Когда оперировали второй раз, уже не выдержало сердце. Невыносимо жаль…
Иван Попович: «На похоронах я никогда не видел, чтобы сын так плакал за отцом»
— С Витей я познакомился в то время, когда еще руководил львовским ансамблем «Ватра», — вспоминает народный артист Украины Иван Попович. — Он тогда пел в днепропетровском ансамбле «Водограй». Помню, мы были на гастролях в Днепре, и ребята-музыканты предложили пойти послушать молодой коллектив. Это была концертная площадка городского дворца, на сцене выступал «Водограй», а солировал Виктор. Он пел: «Как молоды мы были…» Я слушал его, открыв рот. Просто обалдел! Мы с ребятами из моего коллектива сидели на балконе, и я все время подпевал Шпортько. А мои музыканты подтрунивали: «Спорим, ты не возьмешь такие же верха, как Шпортько!» Ведь мы оба были тенорами. После выступления познакомились и с тех пор не выпускали друг друга из виду.
*Иван Попович: «Всесоюзная популярность не отразилась на характере Виктора Михайловича — он оставался добрым и скромным человеком»
— Следующий раз вы встретились уже в Киевском мюзик-холле?
— Только я пришел в коллектив, как встретил Витю. Пошутил: «Видишь, гора с горой не сходится…» Коллектив был очень популярным не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Мы давали представления исключительно во дворцах спорта. Помню, одними из первых у нас с Витей были гастроли в Польшу. Длились больше месяца. В Варшаве за месяц дали десять концертов, и практически на каждом — аншлаг. Правда, что касается заработка, то особых денег не получили, всех тогда держали на ставках. Я был уже заслуженным артистом, и моя ставка составляла 250 рублей, у Вити еще не было звания, поэтому он получал чуть меньше. Суточные каждому платили мизерные — 2 рубля 60 копеек. Помню, как практически все артисты везли с собой электрические печки, чтобы экономить на питании. Ведь всем хотелось купить побольше импортных вещей. В коллективе было около 120 человек. Так вот, когда мы вечером приходили в гостиницу и включали эти печки, сразу же вырубало свет.
— Виктор Михайлович был компанейским человеком?
— Он любил юмор и прекрасно понимал шутки. Все знали, что к Вите можно обратиться с любой просьбой — никогда не откажет. Он был очень культурным человеком. Если я, бывает, и мат могу употребить, то Виктор Михайлович никогда не позволял себе резких высказываний. На похоронах Вити очень трогательно говорил о нем сын Алексей — никогда не видел, чтобы сын так плакал за отцом. Он называл его богом. Еще на гастролях я наблюдал, какой Шпортько замечательный семьянин. Витя всегда ездил с женой Наташей, которая работала помощником режиссера в мюзик-холле, и дочерью Еленой. Утром вставал первым, поднимал дочку, причесывал ее, одевал, кормил. В общем, был образцовым отцом.
— Рассказывают, что настоящий успех к Шпортько пришел, когда он принял участие в конкурсе «С песней по жизни».
— Это было во время наших гастролей в Москве. Попасть на Центральное телевидение — мечта любого артиста. Уже не говоря о том, чтобы победить в песенном конкурсе. Витя тогда занял первое место с замечательной композицией «Икар» и в одно мгновение стал безумно популярен. Но вы знаете, даже успех никоим образом не отразился на характере Виктора Михайловича — он продолжал оставаться все тем же добрым, милым человеком, на которого всегда можно было рассчитывать. Витя работал в мюзик-холле до его закрытия, я же чуть раньше ушел в Театр эстрады. На какое-то время мы упустили друг друга из виду.
Во времена уже независимой Украины я создал свою фирму, неплохо зарабатывал. Как-то встретил Шпортько, мне показалось, он совершенно не изменился — все тот же добрый взгляд и мягкая улыбка. Витя рассказывал, что работает в университете и очень доволен своими студентами. Я видел, что говорит он от чистого сердца. Рассказал Вите, что видел по телевизору выступление его сына Алексея. Сказал, что у него удивительный голос, и пожурил Шпортько, что, мол, зажимает ребенка. На что Витя стал говорить, как тяжело сейчас пробиться на сцену. Признался, что фамилия Шпортько «мусолит многим глаза». Я видел, что Вите это доставляет боль, но прекрасно понимал: он не будет использовать свое положение и влияние.
Вся жизнь Шпортько была очень скромной. Я думаю, при его таланте возможности у него были огромные. Но из всей плеяды артистов, которые начинали свою карьеру еще в Советском Союзе, он был самым скромным. Помню, как-то встретились мы возле университета, я только подъехал на машине. Витя с улыбкой сказал: «Попович, я чего-то не пойму. Ты всю жизнь бухал, а у тебя и дача, и машина!» Но мне всегда казалось, что его не особо интересовал быт. Главным для Вити оставалось творчество. Очень жаль, что судьба его оборвалась на полуслове. Ведь он еще имел прекрасный голос, у него было огромное количество планов. Последние дни у меня в голове часто слышится его уникальный тембр, восхитительный голос, Витя поет свою знаменитую: «Доленько моя, чом це ти в журбi?..» Эта песня Игоря Поклада и Михаила Ткача звучала и на Витиных похоронах.
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
6072Читайте нас в Facebook