«на полную легализацию незаконно ввезенного в украину «порша кайенн» на нашей территории понадобилось без малого два года»
Один мой приятель любил говаривать: «Еще на знаю, как, но знаю, что облапошат». Ситуация, о которой идет речь, дает основания для самого «черного» оптимизма: в нашей стране, будь ты даже семи пядей во лбу, дуй ты хоть на воду, а все равно вся система заточена под обман, в котором, к сожалению, все чаще принимают участие правоохранительные органы.
«Чтобы мы не сомневались в «чистоте» покупаемого автомобиля, его владелица предоставила нам целый пакет документов»
- Когда подполковник Черновицкого управления СБУ Игорь Олейник позвонил мне на мобильный и пригласил подъехать к нему, я лишь пожал плечами, — начал рассказ Вячеслав Лысенко, один из руководителей популярного еженедельника «Бульвар Гордона». — Что меня могло связывать с Черновцами? Разве что студенческие годы — мои, а теперь и моего сына. Мы оба — я был, а он и сейчас является — студентами Черновицкого университета. Больше я никаких связей с этим городом не припоминаю. Но подполковник настаивал на нашей встрече, и в конце концов жена Лена, подняв как-то трубку, заявила: шлите повестку — тогда и придем. Это было, как сейчас помню, в воскресенье, в июле прошлого года. Но повестка в тот же день была выписана и доставлена нам домой! Пришлось идти в СБУ, на улицу Владимирскую. Подполковник Олейник, конечно, огорошил. Он заявил, что «Порш Кайенн», который мы купили Лене за семь месяцев до этого, в ноябре 2007 года, контрабандный, является вещественным доказательством по уголовному делу, и его нужно арестовать. Слава Богу, авто он отправил не на штрафплощадку, а оформил на нас «ответственное хранение». Это значит, что продать или подарить машину нам запрещалось.
- Где же вы покупали этот джип?
- Лена так мечтала о такой машине, что, получив деньги за продажу земельного участка под Киевом, начала регулярно покупать свежие номера каталога «Автопродажа». Из него и узнала, что в Самборе Львовской области продается синий «Порш». Цена нас устроила.
- К тому же хозяйка автомобиля, чтобы мы не сомневались в его «чистоте», предоставила нам целый пакет документов, — дополняет рассказ мужа известная украинская журналистка Елена Крутогрудова. — Свидетельство о регистрации «Порша» в Украине, талон техосмотра, оригинал вывода научно-исследовательского бюро судебных экспертиз «Сантодор» о том, что номера кузова не перебиты, и выписка из центрального сервера ГАИ по базе «Грузовая таможенная декларация» о законном перемещении автомобиля через границу. Казалось бы, что еще нужно, чтобы перестать сомневаться?
- И что, все эти документы оказались фальшивыми?
- Нет, конечно. Позже мы выяснили, по какой схеме легализовали машину, прежде чем продать ее нам. Мы ведь ее приобрели за немалые деньги — в полную рыночную цену за 72 тысячи долларов, да еще налогов и пошлин заплатили на 20 тысяч гривен. Это серьезно. Но мы стали уже третьими ее владельцами в нашей стране. Как выяснилось, 3 декабря 2005 года новехонький «Порш» был контрабандно завезен в Украину из Италии гражданкой Украины Ириной Майковской и гражданином Италии Куилли Аугусто. На его полную легализацию в нашей стране ушло без малого два года.
- А когда и как стало известно, что автомобиль ввезен контрабандно?
- Как выяснилось из постановления о возбуждении против Майковской и Куилли уголовного дела, следователю Олейнику на момент оформления нами договора купли-продажи уже было известно, что «Порш» завезен незаконно! Майковская признала этот факт еще 1 апреля 2007 года, за полгода(!) до того как автомобиль был продан мне. Что должен был сделать следователь, получивший подобную информацию?
- По-видимому, сделать невозможным продажу контрабандной машины. Как минимум до тех пор, пока сомнения не рассеются
- К сожалению, ничего подобного не произошло. Мы попали в расставленную ловушку, и нам дали почти год понаслаждаться приобретением. Честное слово, так и вижу, как «добряки»-правоохранители посмеиваются: покатайтесь, дескать, лопухи, недолго вам наслаждаться покупкой
- А как же удалось поставить угнанную машину на учет в МРЭО и не обнаружить ее при этом в базе угнанных автомобилей?
- Синий «Порш Кайенн» с номером кузова WP1ZZZ9PZ5LA49294, до того как я приобрела его в Самборе у Татьяны Савченко, прошел в Украине нелегкий путь. По словам Ирины Майковской, привезти из Италии автомобиль ее попросил некто неизвестный. Вместе с Куилли она пересекла на «Порше» таможенный пункт «Шегини», пообещав выехать тем же путем. Однако обратно в Италию они вернулись самолетом. Хотя «факт» выезда и «Порше», и Куилли из Украины на этом автомобиле был зафиксирован(!) инспектором пункта пропуска «Кельменцы» Черновицкого погранотряда. Это первое нарушение закона чиновниками, виновников которого никто даже не пытался установить!
В нашей стране «Порш» за 32 500 евро первым приобрел не установленный следствием и судом господин (правда, фамилия и адрес покупателя Виктора Полищука из Обухова и его паспортные данные мне, например, известны, как, впрочем, и следователю Олейнику). При постановке автомобиля на учет в Обуховском МРЭО сотрудники ГАИ проверили на угон «Порш» с номером кузова WP12229PZ5LA49294 — то есть вместо трех «Z» почему-то забили в компьютер три «двойки». Такой автомобиль в угоне не числился (спокойно бороздя где-то просторы Дании). Техпаспорт был выписан для «Порша» с четырьмя двойками в номере. Интересно, что когда новый хозяин ремонтировал машину в сервисном центре «Виннер Автомотов», сотрудники сервиса, в отличие от гаишников, на номере кузова увидели, естественно, три «Z», что и зафиксировали в соответствующем документе. А 15 декабря 2006 года автомобиль был снят с учета Обуховского МРЭО Киевской области, и ему был присвоен новый транзитный номер. И снова сотрудники МРЭО «не обратили внимания», что в номере на кузове значатся не «двойки», а «зэтки». После этого, в июне 2007 года (согласно биржевому договору СА7062006Б) «Порш Кайенн» 2005 года выпуска с кузовными номерами, включающими три «Z», купила Татьяна Савченко, которая поставила его на учет в РЭВ 5-го МРВ ГАИ Управления внутренних дел Львовской области. Гаишники опять не обратили внимания на то, что номера на кузове «Порша» не соответствуют тем, что значатся в регистрационных документах, и выдали гражданке Савченко техпаспорт на машину — уже с «зэтками». Теперь номера кузова наконец совпали с зарегистрированными. Таким образом, легализация контрабандного «Порша» на территории Украины была завершена.
«По приговору суда мой автомобиль подлежит конфискации»
- И к этому времени, как я поняла, следователь СБУ уже знал, что машина контрабандная?
- Знал. И даже мог дважды предотвратить смену владельцев автомобиля — когда его покупала Савченко, и позже, когда «Порш Кайенн» у нее покупали мы. Для этого было достаточно официально сообщить органам ГАИ о том, что автомобиль был перемещен в Украину контрабандным путем. Однако этого сделано не было, что дает основания подозревать: сотрудник СБУ (в лучшем случае) проявил служебную халатность. В итоге уголовное дело было завершено и попало в Кельменецкий райсуд Черновицкой области. 29 апреля нынешнего года этот суд вынес приговор: Ирина Майковская была оштрафована на 10 тысяч гривен (при том, что санкции статьи «Контрабанда» предусматривают только лишение свободы сроком от 5 до 10 лет), а меня (заплатившую при покупке автомобиля вдвое больше одних только пошлин!) обязали отдать машину как подлежащую конфискации. О приговоре, кстати, я узнала от все того же следователя Олейника, правда, с опозданием. Причем именно тогда, когда сроки обжалования уже вышли.
О судебном решении меня никто письменно не уведомлял, но зато по ночам моим родственникам стал звонить некто Олег Васильевич. Он представился сотрудником СБУ, но фамилию не называл и настойчиво предлагал срочно пригнать «Порш» к управлению. Из чего я сделала вывод: желающих на мою машину более чем достаточно. Ведь по закону, после того как вынесен приговор, конфискатом занимается только исполнительная служба, но уж никак не следствие.
Адвокат Татьяна Шевченко, представляющая интересы Елены и Вячеслава, суд не винит.
- Согласно Постановлению Пленума Верховного суда, предмет контрабанды конфискуется независимо от того, кому он принадлежит. Однако закон об исполнительном производстве допускает замену способа и порядка исполнения решения суда. Там записано, что если приговор в части конфискации по какой-нибудь причине исполнить нельзя, по решению суда конфискацию имущества можно заменить взысканием с осужденного соответствующей суммы. Об этом мы и просим суд теперь. Ведь Елена и Вячеслав добросовестные покупатели и налогоплательщики, а они не привлечены к участию в деле даже в качестве потерпевших, так как статья «Контрабанда» входит в раздел преступлений против государства. В данном случае государство понесло ущерб от неуплаты пошлины, акцизного сбора и НДС в размере 284591 гривня. Однако, согласно Гражданскому кодексу Украины, имущество у добросовестных покупателей нельзя конфисковывать — это уже будет нарушением их гражданских и конституционных прав.
Но, проанализировав путь «Порша Кайенн» с момента его незаконного ввоза в Украину до его легализации на нашей территории, могу сказать, что представители государства совершили преступление по отношению к Елене — руками пограничников, сотрудников МРЭО, следователей, занявших по отношению к ним попустительскую позицию. Ведь мы даже не знаем фамилий тех людей, которые ставили штамп о якобы имевшем место выезде из Украины итальянца с автомобилем, а затем ставили на учет машину, пребывающую в базе Интерпола. Они не наказаны, а значит, речь вполне может идти о преступной схеме, которая будет работать и впредь. Почему, например, следователь, полномочия которого заканчиваются с передачей дела в суд, после приговора вдруг лично звонит и спрашивает, где автомобиль. У него что, есть какой-то свой интерес?
Вячеслав Лысенко также не исключает, что «Порш» может и впредь не раз быть перепродан по такой же схеме. Или по какой-либо другой — толкование закона нашими правоохранителями это вполне допускает.
Опровергнуть или подтвердить наше предположение мог бы, конечно, подполковник Олейник. Почему-то ведь не был установлен человек, заказавший себе в Италии дорогую игрушку по бросовой цене, как не были установлены и наказаны должностные лица — пограничники и сотрудники МРЭО, причастные к легализации контрабанды.
Игорь Олейник сказал «ФАКТАМ», что в действиях пограничников, проштамповавших документы никуда не выезжавшего итальянца, он не обнаружил «предварительного сговора». Как и во внезапной слепоте гаишников. Поэтому он выделил материалы об этих служебных нарушениях в отдельное производство. Но теперь это уже компетенция прокуратуры.
- А как вы объясните, что в вашем постановлении о возбуждении против Майковской и Куилли уголовного дела есть ссылка на показания Майковской от 1 апреля 2007 года, то есть данные до(!) покупки злополучного «Порша» двумя последними владельцами? Если бы вы сразу же поставили в известность ГАИ, они бы владельцами злополучной машины не стали. И, значит, не имели бы нынешних проблем.
- Дело в том, что Майковская давала эти объяснения на таможне, а ко мне они попали, когда я уже вынес постановление о возбуждении против нее уголовного дела.
Если следователь СБУ не лукавит, то получается, что в таком случае попустительством контрабанде и ее легализацией занимались, кроме прочих, еще и таможенники? Братцы дорогие, осталось ли в нашей стране хоть одно силовое ведомство, не причастное к этому преступлению?!
И кто же в конце концов оказался пресловутым стрелочником, наказанным за совершение тяжкого преступления? Майковская и Куилли, бесспорно, получили крупную сумму за контрабандный автомобиль, значительно превышающую размеры штрафа, назначенного судом. Силовики тоже, надо думать, внакладе не остались. Первые покупатели — Полищук и Савченко, успев сбыть с рук злополучную машину, свои деньги вернули. А «стрелочник» Елена Крутогрудова, будучи добросовестным покупателем, сейчас ответит за чужие безобразия, отдав любимой стране дорогую машину и испытав унижение от своей беспомощности и незащищенности. Ведь даже предъявить иск к осужденной Майковской Елена не может, так как контрабандистка преступления против нее не совершала.
1122Читайте нас в Facebook