Страшное ДТП на Полтавщине: друзья водителя микроавтобуса не согласны с официальной версией трагедии
45-летний полтавчанин Валерий Репало лишь за пару недель до той трагической поездки 16 марта в Харьков капитально отремонтировал свой «Фольксваген». Неновый микроавтобус, привезенный из Германии, верой и правдой служил мужчине, помогая ему зарабатывать на обучение сына-студента и на пропитание семьи. Последние лет семь Валерий занимался нерегулярными перевозками пассажиров. Возил людей и на моря, но главным образом — на оптовые рынки в Харьков, Одессу, Хмельницкий. Из заработанных денег погашал еще и банковский кредит, взятый в долларах по курсу 4,95 на покупку этого же «Фольксвагена». В последнее время, в связи с кризисом, поездки, а следовательно, и заработки, значительно сократились. Но в тот день все четырнадцать мест в микроавтобусе оказались заняты. И в шесть утра, как обычно, Валерий Репало отправился в путь.
*Валерий Репало был любимцем рыночных торговцев. Многие из них предпочитали ездить за товаром только с ним (фото с сайта УМВД Украины в Полтавской области)
Валерий был человеком безотказным. Возможно, именно это и решило его судьбу. Если бы не возвращался за деньгами, которые кто-то из его постоянных клиентов должен был передать в Харьков, наверняка проскочил бы тот злосчастный участок автотрассы Киев — Харьков чуть раньше, избежал бы столкновения с многотонным грузовиком.
Ему многие доверяли. Случалось, полтавские торговцы набирали на рынке «Барабашово» в Харькове товара столько, что не могли за него полностью рассчитаться. Недостающие суммы передавали потом оптовикам через водителя буса. В этот раз Валерий тоже вез крупные суммы денег — чтобы отдать долги других людей. Пока не известно, все ли банкноты, которые он положил в бардачок, нашли эксперты, работавшие на месте аварии. Торговцы, использовавшие погибшего водителя в качестве курьера, естественно, волнуются, что деньги могли «прилипнуть» к рукам тех, кто имел доступ к искореженному автомобилю в первые минуты после аварии.
С Валерой любили ездить. Потому что он всегда вел машину аккуратно, не спеша.
— Бывало, с места не двинется, пока не проверит, все ли пассажиры удобно разместились в креслах, никому ли не мешают сумки, — со слезами на глазах рассказывает одна из постоянных клиенток погибшего Ольга Федоровна. — Если надо — поможет. А если кто-то что-то забудет в салоне — обязательно вернет. Таких людей мало. Чистый, искренний, веселый человек был, царствие ему небесное. Просто не верится, что его больше нет.
О том, что случилось 16 марта в 6.55 на 375-м километре одной из автомагистралей, возле села Зеленковка Чутовского района Полтавской области, доподлинно не известно. Следователи сделают свои выводы только после проведения целого ряда экспертиз, а это займет определенное время. Пока же основной версией трагической аварии является лопнувшее колесо у грузового автомобиля ДАФ с прицепом, ехавшего навстречу маршрутке, вследствие чего многотонная машина стала неуправляемой и вылетела на противоположную полосу движения. Это первоначальное объяснение 48-летнего водителя, жителя Харькова, который находился за рулем фуры, груженной продуктами питания.
— Если лопается колесо, в котором девять атмосфер, раздается очень мощный взрыв, — анализирует ситуацию друг Валерия Репало, директор туристической фирмы Николай Триль. — Но выжившие в аварии этого не слышали. Во всяком случае, одна из пассажирок, с которой я общался, рассказывает, что наезд был моментальный, Валера ничего не успел предпринять. Предполагаю, что водитель грузовика попросту уснул за рулем.
Удар ДАФа пришелся в левую сторону микроавтобуса, от чего тот слетел в кювет и опрокинулся на крышу. Все, кто сидел за водителем «Фольксвагена», погибли на месте. Еще двое пассажиров через несколько часов скончались в больнице.
Пассажирами Валерия Репало в то трагическое утро были в основном женщины в возрасте от 32 до 60 лет. Самая младшая (у которой трое маленьких детей) и самая старшая (у которой взрослый сын), к счастью, выжили. Единственный 45-летний мужчина-пассажир, сидевший на заднем сиденье, стал девятой жертвой жуткого ДТП — врачи не смогли его спасти.
Среди погибших — 53-летняя Тамара Кошель и 52-летняя Лариса Жовтяк, имевшие свой бизнес на центральном вещевом рынке Полтавы «Полимпекс».
Анна Шебитченко, торговое место которой находится рядом с закрытым теперь контейнером Тамары Кошель, рассказывает, что последний раз она видела соседку в субботу. Та была в хорошем настроении, наводила порядок в контейнере и возле него. Хвалилась, что в понедельник собирается ехать в Харьков на закупки весеннего ассортимента.
— Когда я узнала, что микроавтобус, в котором Тамара отправилась на «Барабашово», разбился, до последнего надеялась, что с ней будет все в порядке, — вздыхает Анна. — Мы ведь рядом стоим на этом рынке еще с 1998 года. Она раньше швеей работала в Доме быта, но никак у нее не получалось сводить концы с концами. Так оказалась на рынке. Сюда же и ее сын пришел, он имеет свое место через два ряда. Хотя этот бизнес уже давно не приносит таких доходов, как раньше. Работаем себе в убыток. Месяцами за новым товаром не ездим, потому что старого распродать не можем. Тамара в кои-то веки собралась в Харьков…
Бывший сотрудник налоговой инспекции Лариса Жовтяк вынуждена была бросить работу, чтобы присматривать за парализованным дядей. Она перевезла его из Харькова в Полтаву и семь лет, до самой смерти больного, ухаживала за ним. А чтобы иметь свежую копейку, стала торговать женской обувью на рынке, где у нее был свободный график. Ей хотелось завезти на свою точку новые туфли…
— Видите, сколько торговых мест сейчас пустует, — проводит меня рядами центрального вещевого рынка 65-летняя Любовь Ивановна Колесник. — Как доллар скакнул, так наш бизнес и пришел в убыток. Бывает, неделями стоим здесь и ничего не можем продать. А аренду-то платить нужно, коммунальные услуги вон как поднялись, на еду вдвое больше денег требуется… Рады хотя бы по себестоимости товар реализовать. Если сравнивать курсы валют, получается, что закупку проводили по пятьдесят долларов, а продаем по двадцать три. Многие из-за этого перешли на двухдневный график работы, некоторые вообще закрыли свои точки, выставили контейнеры на продажу, но даже их не могут продать. Условия здесь, сами понимаете, какие. Зимой холодно, летом жарко. А хозяин ничего не делает, чтобы навести хотя бы элементарный порядок. Асфальтовое покрытие неровное. Покупатели из-за этого едва ноги не ломают. К тому же некому убрать мусор, некому охранять рынок — на этом дирекция тоже экономит… В общем, не живем, а выживаем. Если раньше за товаром по два-три раза в месяц выезжали, то сейчас от случая к случаю. А теперь, после этой трагедии, у многих появился страх перед поездками.
Причины аварии с многочисленными жертвами близ села Зеленковка стали предметом жесткого разговора на заседании Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям, которое состоялось в понедельник, 16 марта, с участием премьер-министра Арсения Яценюка. На нем было заявлено о том, что оба транспортных средства были переоборудованы без разрешительных документов. А срок эксплуатации ДАФа закончился еще 5 февраля.
По словам пресс-офицера Полтавской областной госавтоинспекции Натальи Варченко, пока не удалось достоверно установить, действительно ли у грузовика лопнуло левое переднее колесо или оно деформировалось в момент удара. Когда разрывается корд, то его кусочки разлетаются на десятки метров в стороны. Но на месте происшествия их не выявлено. Хотя остался значительный тормозной путь, свидетельствующий о том, что водитель пытался предотвратить столкновение, а значит, он не спал за рулем. Со сломанной ногой и черепно-мозговой травмой виновник трагедии находится в Чутовской центральной районной больнице под охраной милиции. Он взят под арест и, когда поправится, предстанет перед судом. Ему «светит» до десяти лет лишения свободы.
Между тем друзья погибшего Валерия Репало не склонны винить в трагедии водителя грузовика.
— И на него, и на Валеру можно сейчас навешать всех собак, — горячится предприниматель Александр Остапенко. — На самом деле в смерти этих девяти человек виновато государство. В котором нет нормальных дорог, запчасти стоят втридорога, в котором не существует надлежащего контроля за техническим состоянием транспорта, а гаишники за взятку отпустят водителя, даже если он будет ехать без руля… Откуда мы знаем, по каким колдобинам ездил тот старый ДАФ? Может, от этого у него срезались шпильки, на которых крепятся колеса, пошли трещины на барабане, деформировалась ходовая часть?
— У меня довольно солидный водительский стаж, и я никогда раньше не позволял себе купить резину, бывшую в употреблении, — продолжает тему перевозчик Сергей Лукашов. — А нынче пришлось покупать, потому что выхода нет, ведь новая шина на грузовик стоит девять тысяч семьсот гривен. У фуры двенадцать колес! Получается, надо сто десять тысяч! Какой трудяга может себе позволить такую роскошь?
Сергей Иванович считает: неправомерно обвинять погибшего коллегу в том, что его микроавтобус был переделан из грузового в пассажирский. Отнюдь не это стало причиной гибели водителя и восьми пассажиров.
— Я осматривал искореженный «Фольксваген». В нем от удара не сорвало ни одно кресло! — заявляет мужчина. — Валера поставил в салоне очень мягкие удобные кресла из импортного легкового автомобиля. Сделал хорошую обшивку внутри. Получил лицензию на пассажирские перевозки. А сейчас пойдут проверки перевозчиков, их обложат штрафами, которые в большей части своей осядут в карманах гаишников, и на этом все успокоятся. У нас всегда так — «принимаются срочные меры» только, когда случится крупная авария. Но это ничего не меняет! Правительство должно, наконец, определиться со статусом скоростных микроавтобусов, ввозимых в Украину из-за границы, где они отработали свой километраж. Ну не можем мы пригонять оттуда новые машины! Они слишком дороги для нас, бедных украинцев. Так нужно не лицензии на их использование отменять, а делать нормальные дороги и давать людям зарабатывать деньги. Эти микроавтобусы, безусловно, должны быть в Украине, а гаишники не должны штрафовать их водителей за переоборудование.
Если кто-то не знает, я скажу: все эти «Мерседесы», «Фольксвагены», «Вольво», «Рено» сходят с конвейера как грузовые, а потом их переделывают под пассажирские. Только, например, в Германии либо во Франции этим занимаются специализированные заводы, а у нас — небольшие частные предприятия, имеющие на это соответствующие сертификаты. На таких старых, зато очень комфортабельных бусах держатся 90 процентов пассажирских перевозок в Украине. Разве с ними могут сравниться отечественные, очень жесткие «Эталоны», «Руты», «Богданы?». Они же не пригодны для езды на дальние расстояния. Эти автобусы легко опрокидываются на поворотах и становятся неуправляемыми при поломках ходовой системы.
Мы затронули в беседе с близкими Валерию Репало людьми очень болезненные темы и для рыночных торговцев, и для пассажирских перевозчиков. Сам он, между прочим, не любил жаловаться на обстоятельства. Все проблемы переводил в шутки. На каждый случай у него имелся анекдот. Весельчаком слыл и заядлым рыбаком. Абсолютным трезвенником. У него так много было планов на эту жизнь! Но судьба распорядилась иначе…
5780Читайте нас в Facebook