Станислав Баланович: "Образцы продукции мы возили в санстанцию каждую неделю, добиваясь экспертизы без взяток"
Уроженец Львова Станислав Баланович открыл свое дело по приготовлению популярного десерта американской и европейской кухни — чизкейка. Вместе с соосновательницей проекта Ксенией Станислав задался целью популяризировать их любимый чизкейк (сырный торт, сырник) в Украине и сделать его более доступным. Приготовить такой десерт непросто, а полакомиться им в нашей стране можно только в кафе и ресторанах, в то время как в Европе настоящий сырник продают на развес в любом супермаркете.
Время для запуска собственного бизнеса выдалось не самое легкое. События, происшедшие в стране в феврале прошлого года, притормозили открытие «Киевского сырника», а последующий кризис заставил ребят отказаться от единственной точки сбыта. Но, как и многих молодых предпринимателей, Ксению и Станислава выручила… страничка в «Фейсбуке».
— Идею заняться приготовлением чизкейков соосновательница «Киевского сырника» Ксения привезла из Кракова, — рассказывает Станислав Баланович. — Там в любом торговом центре можно купить такой десерт по приемлемой стоимости, в то время как в Киеве чизкейк продают в лишь ресторанах и кафе по цене около 50 гривен за небольшую порцию. Причем владельцы заведений стараются схалтурить, используя для приготовления обычный творог. Если уж и делать десерт из творога, то нужно ставить соответствующую цену, но никак не 300 гривен за килограмм! На самом деле классический чизкейк должен состоять на 75 процентов из сыра филадельфия и на 25 процентов из маскарпоне. Себестоимость блюда достаточно высока, и готовить его сложно.
В 2013 году я как раз уволился с работы и размышлял, чем бы заняться. Так как мы с Ксенией оба большие любители сырников, ее идею я принял сразу, и за два дня мы написали бизнес-план.
— Я трижды пробовала приготовить чизкейк, и у меня ничего не вышло. Кто-то из вас умел делать это блюдо?
— Никто. Я, как и многие мужчины, любил готовить мясо, но за десерты взялся впервые. Получилось не сразу. Но с каждой попыткой блюдо выходило все лучше. Теперь могу сделать чизкейк утром перед работой, просто потому что у меня хорошее настроение, и угостить всех сотрудников.
Сейчас у нас более 20 разновидностей десертов. Мы брали рецепты у наших мам, но большинство блюд придумали я и наши клиенты. Люди звонят, высказывают свои пожелания, просят приготовить торт, которого нет в ассортименте. Мы не отказываем, разрабатываем новый рецепт. Прошлым летом представляли «Киевский сырник» на Арт-пикнике Славы Фроловой (социальный культурно-образовательный фестиваль, который проходит в Киеве с июня по октябрь). Американцы, попробовав продукцию, воскликнули: «Да это же настоящий чизкейк»! Было очень приятно.
— Вы готовите дома?
— На домашней кухне мы поначалу готовили для себя и друзей. Потом сняли помещение, купили качественное оборудование, хотя и бэушное. Мы с Ксенией очень принципиальные, считаем, что если уж что-то делать, то делать правильно. Самая большая проблема, с которой столкнулись, — получение сертификата качества… без взятки. Образцы продукции возили в санэпидемстанцию на протяжении трех месяцев, добиваясь экспертизы. Каждый раз нам тонко намекали, мол, вы же понимаете, у нас так не работают. Я забирал продукцию и приходил через неделю. В конце концов, победил (смеется).
Думаю, если бы каждый отказывался давать взятку государственному служащему, система в стране начала бы меняться. Хочется верить, что Революция достоинства даст свои плоды, ведь она уже оказала влияние на многих людей.
Кстати, за год нашей работы сертификат потребовали показать лишь один раз — в пиццерии. В остальных случаях рестораторам было все равно, из чего состоят блюда и в каких условиях приготовлены. Тем не менее мы всегда предоставляем документацию, поскольку в ней указаны срок хранения и состав. Ведь есть аллергики, которым приходится тщательно следить за своим меню. А продавец обязан знать, что продает.
— Открытие «Киевского сырника» совпало с событиями февраля 2014 года. Это помешало бизнесу?
— Да, мы планировали открытие еще перед новым годом, но решили подождать. Думали, что такая ситуация долго не продлится. Какое-то время разрывались между Майданом и проектом. Потом решились и 4 февраля открыли небольшую точку в торговом центре. Однако уже в начале августа ее пришлось закрыть. Привязка стоимости аренды к курсу доллара сильно ударила по нашему бюджету. Мы платили 250 долларов за квадратный метр, а занимали три метра. Например, во Львове или Ивано-Франковске владельцы арендной площади готовы идти на уступки, в то время как в Киеве ни о каких компромиссных условиях и слышать не хотят. Арендодатели привыкли зарабатывать независимо от того, что происходит в стране.
— При нынешнем курсе получается около 20 тысяч гривен за три квадратных метра! Как же выйти из ситуации? Не бросать же дело, в которое уже успел вложить душу.
— Мы полностью перевели реализацию продукции на страницу в «Фейсбуке». Только сейчас начали работать над созданием сайта для расширения аудитории. Преимущества торговли в социальной сети в том, что, если кто-то оставляет плохой отзыв, его невозможно удалить. Это постоянно мотивирует держать репутацию на высшем уровне. Сейчас на нашей странице около 1200 человек. Считаем это хорошим результатом. Вообще, количество продаж зависит от сезона. Например, в предновогодние дни мы были завалены заказами. 31 декабря доставили последний торт в 11 вечера. Было очень приятно, как будто собственноручно привозишь праздник в дом.
— Какова прибыльность «Киевского сырника»?
— Мы не ставили себе главной целью зарабатывание денег. У меня есть основное место работы, у Ксении тоже, а «Сырник» — для души. Пока что выходим в небольшой плюс. Для того чтобы получать прибыль, любому бизнесу требуется больше времени. Мы вложили в дело сравнительно маленькую сумму — около 30 тысяч гривен на начальном этапе. Эти средства были потрачены на оборудование. Деньги занимали у знакомых и вернули через полгода. Наши ближайшие цели — это точки розничной торговли в Киеве и поставка чизкейков в другие города.
— Несмотря на то что «Киевский сырник» почти не приносит прибыль, вы занимаетесь благотворительностью?
— Да, мы помогаем пограничникам. Мне кажется, что в это нелегкое время о них все забыли. Заглянув в «Фейсбуке» на страницу, созданную для оказания помощи пограничникам, я увидел там всего 200 подписчиков, в то время как их количество на страницах разных добровольческих батальонов достигало 20—30 тысяч. Мы проводим что-то вроде дней помощи, «бросаем клич» в соцсети, и люди, покупающие десерт, знают: их деньги уйдут на благотворительность. Считаю, что необходимо создавать такие условия, при которых каждый будет понимать, что он лично помогает тому, кто в этом нуждается.
2369Другие материалы рубрики «Анатомия успеха» читайте здесь
Читайте нас в Facebook