«первенец у нас — «кенгуренок». И второго сынишку я с рождения постоянно носила на груди, а по ночам малыши безмятежно спали на папином животе»
«До трех месяцев мне приходилось поддерживать Федору головку»
Семилетнего Федора в семье иногда называют «кенгуренком». Дело в том, что родился мальчик раньше срока и для того, чтобы его выходить, врачи Института педиатрии, акушерства и гинекологии предложили метод «мама-кенгуру»: голенький ребенок постоянно должен находиться у мамы или у папы на груди. Благодаря такому тесному контакту малыш лучше развивается и приспосабливается к окружающей среде.
В этом году Федор закончил первый класс. Мальчик здоров. Пока беседую с его мамой Ольгой Львович, «кенгуренок» Федор с шестилетним братом Арсением ведут себя тихо, приветливо улыбаются. Но сообразив, что разговор идет о них, мальчики начинают резвиться, прыгать и бегать. Непоседам хочется показать свою спортивную сноровку. Ведь, со слов Ольги, кроме изучения иностранных языков, ребята уже несколько лет занимаются боевым искусством тхэквондо.
К рождению своего первенца Вячеслав и Ольга Львович готовились очень старательно: прочли много литературы, прошли курс обучения в Школе подготовки будущих родителей. Но малыш родился восьмимесячным.
- Сынок и здесь поспешил, — улыбается Ольга Львович. — Воды у меня отошли рано утром, когда мы были на даче. И пока муж вез меня в клинику Института педиатрии, акушерства и гинекологии, очень переживала. Успокоилась в родильном зале, услышав детский крик. Сын появился на свет с весом два килограмма 300 граммов и ростом 47 сантиметров. Его унесли в инкубатор, но врачи разрешали навещать малютку. Смотрела, как сыночек реагирует на прикосновения медсестры, как он двигается, дышит, шевелит пальчиками. Такая кроха, но у него уже были ноготки и волоски на ручках.
Когда Ольга смогла взять сына на руки, ей рассказали о методе «мама-кенгуру». Женщина решила попробовать выхаживать Федора таким образом.
- Ведь это лучше, чем смотреть, как мой малыш лежит за стеклом инкубатора, — говорит собеседница. — Сын почти все время был у меня на груди. Я прочла в журнале, что даже самые незрелые дети видят и слышат гораздо лучше, чем кажется. Поэтому постоянно разговаривала с карапузом, пела колыбельные песенки, поглаживала ему ручки и ножки. Вначале он был слабеньким. Но уже через две недели выхаживания мой «кенгуренок» стал сосать грудь, хорошо набирать вес, и нас выписали домой. Очень помог муж. Он брал сына на ночь, чтобы я могла отдохнуть, и кроха спал у папы на животе. До трех месяцев я Федору постоянно поддерживала головку, поэтому готовить еду или мыть посуду было сложно. А вот развешивать пеленки — легко.
- Мы не оставляли Федора на ночь в кроватке, — говорит Вячеслав Львович, муж Ольги. — Приходя с работы, я брал сынишку под свою опеку. Смотрел на крохотное чудо и понимал: это и есть счастье. Когда засыпал с Федором, то ощущал, что мы одно целое. Кстати, первое слово сына — «папа».
«Я придумал приспособление, чтобы, выходя на улицу, носить сына на спине»
Через месяц после рождения Вячеслав с Ольгой стали брать ребенка с собой в бассейн, где на специальных уроках их обучали, как заниматься с «кенгуренком» динамической гимнастикой.
- На занятиях нам объясняли, какие упражнения желательно делать с сыном, — вспоминает Вячеслав. — Поначалу мы их выполняли, держа малыша над водой, а дома — над кроватью. Первые дни Федор воспринимал все настороженно, но вскоре ему понравилось играть в акробата. Когда подбрасывал сынишку в воздух, крутил, взяв за руки или ноги, подвешивал вниз головой, он весело смеялся. Поэтому ни у кого не возникало опасения, что ребенку больно, он боится или ему это не нравится. К двум месяцам сынок уже привык «болтаться в воздухе» и с улыбкой протягивал ко мне ручки.
Малышу было полгода, когда жена забеременела вторым ребенком. Мы прикладывали Федора к ее округлившемуся животику и рассказывали, что вскоре у него появится братик. Он гладил живот ладошками и повторял: «Батик». Федор рос энергичным, подвижным, практически не болел. Я придумал специальное приспособление, чтобы, выходя на улицу, носить кроху на спине. До года сынишка не только сделал первые шаги, но и начал рисовать пальчиками картины на больших листах ватмана.
- Ольга Львович с первенцем проходила реабилитацию в нашем центре, — говорит доктор медицинских наук, заведующая отделением неонатологии Института педиатрии, акушерства и гинекологии Татьяна Знаменская. — Прогнозы были благоприятными. Малыш рано стал пробовать переворачиваться на живот, садиться, ползать и ходить. Он имел прекрасную координацию, быструю реакцию, хороший аппетит и крепкий сон. Отец ребенка тоже научился методу «кенгуру» и очень гордился тем, что помогал супруге выхаживать сына. Приходя к нам, мужчина светился от радости.
Когда в семье Львович родился еще один мальчик — Арсений, то Федор стал ревновать к братику. Ведь он привык, что мама, папа и бабушки находятся только возле него.
- Если старший сын всегда играл с нами и требовал внимания, то младшему гораздо интереснее было общаться с братом, — рассказывает Ольга Львович. — Большую часть времени дети проводили вместе. Пока кроха лежал в кроватке, Федор развлекал его погремушками, строил рожицы. А немного повзрослев, решил научить Арсения различать цвета, собирать пирамидку и конструктор.
В садик братьев определили в одну группу. Как-то на утреннике на вопрос, кем хочет быть, трехлетний Федор сказал: президентом. И сейчас его мечта не изменилась. Арсений на мой вопрос о профессии без раздумий ответил: «Буду, как папа, бизнесменом!» В школе мальчишки стоят друг за друга горой. Любимое летнее занятие у непосед — поливать друг друга из водных пистолетов и играть в догонялки.
«Прижатый к родительской груди малыш меньше плачет и лучше набирает вес»
- Выхаживание недоношенных детей — очень острая проблема для Украины, — подчеркивает Татьяна Знаменская. — Только в нашем институте в год из 1200 новорожденных около 100 появляются на свет недоношенными.
Метод «кенгуру» был впервые применен в Колумбии в 1978 году работавшими там европейскими медиками. Они обратили внимание на детенышей кенгуру, которые попадают в мамину сумку совсем маленькими и благополучно развиваются, и решили применить этот способ для недоношенных деток. Надежды оправдались: мамы и папы часами сидели, приложив малыша к своему телу, и крохи стали хорошо расти, прибавлять в весе. Главное, что в дальнейшем у них не возникало проблем из-за незрелых внутренних органов.
- Сегодня способ выхаживания «мама-кенгуру» используется в медицинских центрах в странах Южной Америки, Азии и Африки, а также Франции, Швеции, Великобритании, Германии и США, — говорит доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник отделения неонатологии Института педиатрии, акушерства и гинекологии Татьяна Курилина.
Татьяна Валерьевна вместе с заведующей отделением реанимации Ириной Журавель в 1999 году побывали в Колумбии, где перенимали опыт коллег.
- Мы видели, как работает бригада с 600-граммовыми детьми, родившимися на 22-й неделе беременности, — говорит Татьяна Курилина. — Крошечный человечек лежит на груди папы в специальном «домике» из тонкой непрозрачной ткани, через отверстие можно взглянуть на младенца. Когда родителей нужно сменить, то это делается очень медленно, в тихой обстановке, в затемненной комнате. Ребенка берут теплой пеленкой (малыша оберегают от малейшего негативного воздействия) и укладывают маме на грудь. При этом не меняется его положение, не дергаются трубки аппаратуры, к которой подключен ребенок.
Приехав в Украину, врачи решили создать на базе Института педиатрии, акушерства и гинекологии Национальную школу выхаживания недоношенных детей и тренинг-центр.
- Сейчас разрабатываем государственную программу, которая поможет осуществить все эти мероприятия, — продолжает Татьяна Курилина. — Мы успешно выхаживаем 700-граммовых крох. Недавно я вернулась из Швеции, где участвовала в международном семинаре и конгрессе по методу «мама-кенгуру». Дело в том, что дети, появившиеся на свет с весом менее полутора килограммов, нуждаются в очень серьезном наблюдении при помощи специальной аппаратуры, и ребенка вынуждены разлучить с матерью. Но когда малыш успешно проходит этап ранней адаптации, связанный с угрозой для жизни, его можно перевести на выхаживание к маме на грудь. Биение материнского сердца, ритм ее дыхания и запах хотя бы частично возвращают малыша в привычные условия внутриутробного существования. Тепло родительского тела согревает младенца. У него уменьшается риск инфицирования, улучшается общее развитие. При этом у мамы быстрее и активнее идет выработка молока. Так что будущее — именно за таким методом.
735Читайте нас в Facebook