Константин Евтушенко: "На фоне бензиновых авто электромобиль — это один сплошной плюс"
Константин Евтушенко, автор проекта популяризации электромобилей и развития экотранспорта в Украине (хорошо известный широкой публике как герой популярного телешоу «Холостяк»), рассказал «ФАКТАМ», почему электрокар — это автомобиль не просто будущего, а ближайшего будущего.
— Очень люблю рассказывать эту историю, потому что с нее началось не только мое увлечение электромобилями, но и весь наш проект, — говорит Константин Евтушенко. — Мы с женой (олимпийской чемпионкой по многоборью Натальей Добрынской. — Авт.) отдыхали в США. Уже перед отлетом домой оказалось, что у нас есть пять свободных часов до самолета. Стали решать: провести это время в Майами или отправиться на тест-драйв нашумевшего электрокара в компанию Tesla Motors. Мы выбрали Tesla, но в ее офисе нам сообщили, что ближайший тест-драйв возможен… через три дня. И только после того, как мы объяснили, что другого шанса протестировать авто нашей мечты у нас уже может и не быть, нам моментально был предоставлен в двухчасовое пользование новенький электрокар.
Когда моя жена вышла из Tesla, она сказала: «Знаешь, это, пожалуй, единственный автомобиль, на который я готова променять свой «Ягуар». Желание женщины — для мужчины руководство к действию. Поэтому всю дорогу домой я думал, как сделать так, чтобы в нашей семье появилась Tesla, причем осуществить это безболезненно для семейного бюджета. Так в самолете и родилась идея создания проекта SHOOTER.UA, главная цель которого — показать доступность электромобилей, приобщить украинцев к инновациям в мировой транспортной индустрии и инициировать изменения в нашем законодательстве, которые помогли бы сделать такие безопасные для окружающей среды машины максимально доступными для моих соотечественников.
*Tesla считается электромобилем премиум-класса, и его цена варьируется в зависимости от комплектации
— Почему в Украине возник такой резкий всплеск интереса к электрокарам? Многие бизнесмены приобретают себе Tesla…
— Поверьте, этот всплеск — только первая небольшая волна, после которой грянет цунами. Электромобили — мировой тренд. Темпы роста рынка за прошедший год — 117 процентов. Сегодня в мире насчитывается уже около 800 тысяч электрокаров. В Украине цифры пока скромные — порядка 400 машин. Точное количество назвать сложно, так как в нашей стране много умельцев, переоборудовавших свои бензиновые авто под электрику.
Многим кажется, что электромобиль — это игрушка для богатых, способ выделиться, попонтоваться. Но вы вспомните, как было с первыми айфонами. Их владельцев тоже считали мажорами. Прошло совсем немного времени, и стало понятно, что это не просто красивая игрушка, а удобный многофункциональный гаджет, способный решать множество задач. Так что электромобили — это будущее. И наступит оно не через сто лет, а максимум через десять.
Сейчас основная проблема, которая не дает рынку экологичных авто развиваться в нашей стране, — это высокое налогообложение. Электромобиль изначально дороже бензинового аналога на 35—40 процентов. Во всем цивилизованном мире государство компенсирует покупателю эту разницу, тем самым стимулируя развитие рынка. В США сумма компенсации за приобретение электромобиля составляет 7500 долларов, во Франции — семь тысяч евро, в Китае — до 18 000 долларов. В Украине же электромобили облагаются налогами наравне с бензиновыми авто. Мы подготовили и передали на рассмотрение парламента законопроекты, предусматривающие отмену НДС, акциза и пошлины на электромобили, что позволит уменьшить их стоимость до 40 процентов. По нашим прогнозам, отмена налогообложения уже к 2025 году увеличит долю электромобилей на украинском рынке до десяти процентов. Более того, использование электричества, которое является национальным продуктом, вместо бензина позволит ежегодно оставлять в украинской экономике около 1,8 миллиарда долларов.
— Какая минимальная цена Tesla в Украине? И где в нашей стране можно купить электрокар?
— Официально Tesla Motors в Украине не представлена. Но электромобили — это не только Tesla. Цены на электрокары начинаются от шести тысяч долларов. Средняя ценовая категория — это Nissan Leaf, Renault Zoe, Renault Fluence Z.E., Mitsubishi I-MiEV. Их стоимость 20—35 тысяч долларов. Tesla — это электромобиль премиального сегмента, и его цена варьируется в зависимости от комплектации. В любом случае — он стоит не больше, чем Mercedes или Porsche. За сколько можно купить бэушную Tesla, сказать сложно. Это зависит от состояния, срока эксплуатации, комплектации. Плюс, как я говорил ранее, после ввоза электромобиля в Украину прибавляйте к этой сумме еще сорок процентов.
— Где владельцы заряжают свои электрокары в Украине? Существуют ли для них заправки?
— Сегодня в Украине пункты подзарядки для электромобилей уже перестали быть диковинкой, и подобные станции существуют во всех крупных городах. В конце 2014 года одна из ведущих украинских сетей автозаправочных станций установила 34 комплекса для подзарядки электромобилей по всей территории нашей страны. Динамика развития этой отрасли не оставляет сомнений — всего через год-два проблема с инфраструктурой для электромобилей перестанет существовать. Установка подобного пункта подзарядки обойдется примерно в тысячу евро. Это стоимость хорошего WI-FI роутера. Любая крупная сеть заправок, торговый центр, кафе или ресторан легко могут себе позволить такую установку. Экономическая выгода очевидна: собственник электрокара проведет рядом с местом подзарядки не менее часа, а значит, вынужден будет что-то поесть или купить.
Но и сегодня у владельца электрокара нет проблем с зарядкой. Свою Tesla я заряжаю на паркинге раз в четыре дня. Ставлю ее на зарядку на ночь, как большинство людей делают со своим смартфоном.
— Назовите особенности и недостатки электрокара — с точки зрения прагматики и эмоций.
— Из личного опыта к минусам могу отнести небольшой запас хода у авто среднего класса. Так, «Ниссан Лиф» или «Рено Флюэнс» проезжают без подзарядки до 200 километров. Хотя для городского цикла этого вполне достаточно. Есть нюанс с использованием электромобиля в зимний период. В мороз заряд батареи снижается на 20—30 процентов. Хотя на обогрев салона бензинового авто ведь тоже расходуется топливо. Кстати, в электромобилях обогрев салона осуществляется автономной системой.
Динамика развития рынка инноваций такова, что недостатки устраняются намного быстрее, чем они успевают стать серьезной проблемой. На фоне бензиновых авто электромобиль — это один сплошной плюс. Только на топливе в год можно экономить 40—60 тысяч гривен. К тому же электрокары экологичны. Вдумайтесь: одно бензиновое авто выбрасывает три тонны CО2 в год. Это то, чем дышим мы и наши дети. Для больших загазованных городов электромобиль — настоящая панацея.
Первое техобслуживание на электромобиле делается после 40 тысяч километров. Потому что деталей, которые чаще всего ломаются в бензиновых авто, в электромобилях просто нет. Прибавьте ко всему этому высокую управляемость, беззвучность мотора, легкость ускорения…
— Что мешает распространению электрокаров в Украине?
— Их цена. Как только будет принят закон об отмене налогообложения на этот вид транспорта, в стране начнется электромобильная революция.
— Вы дали министру экологии Игорю Шевченко на несколько дней свою Tesla. Он поделился с вами впечатлениями? Не собирается купить себе такую же?
— К счастью, министр экологии — один из тех политиков, которые понимают, что будущее за электромобилями. Он принимает активное участие в развитии и популяризации электромобилей, поддерживает наши начинания. Его впечатления от езды на электрокаре были такими же, как и у каждого, кто хоть раз сидел за его рулем: «Хочу себе тоже». Отдавая машину покататься, я всегда предупреждаю: «После электромобиля вы не захотите возвращаться ни в какое другое авто».
— Какие выгоды получит Украина от распространения электрокаров?
— Сегодня наша страна импортирует около 70 процентов бензина и 80 процентов дизельного топлива. При этом более 60 процентов — из России. Так украинцы из собственного кармана спонсируют страну-агрессора. Одним из способов избавиться от энергетической зависимости являются электромобили.
— Даст ли нефтяное лобби расширить рынок электрокаров?
— Сегодня мир стал настолько прагматичным, что уже трудно «черное» называть «белым». Процесс запущен, и остановить его невозможно. Мир меняется, и нефтяным магнатам остается либо придумать, как ездить без выхлопов, либо адаптироваться. По крайней мере, украинские АЗС начали устанавливать бесплатные зарядки.
По инициативе Константина Евтушенко Киевсовет принял решение со следующего года пересадить свой секретариат на электромобили. Уже в этом году в распоряжении столичного горсовета появятся два таких авто.
6183Читайте нас в Facebook