«в полночь в хату зашли пять милиционеров, двое из них — с автоматами. Они взяли папу под руки, сказав: «наденьте ему наручники так, чтобы кровь из рук брызнула»
О конфликте между правоохранителями и жителями села Драгово Хустского района Закарпатья «ФАКТЫ» недавно рассказывали (в номере от 20 июня). Напомним, что около шести часов вечера 11 июня в село заехали три экипажа райотдела ГАИ. Инспекторы остановили на центральной улице автомобиль «БМВ-525» со львовскими номерами, в котором сидели два местных жителя. Между водителем и пассажиром с одной стороны и сотрудниками ГАИ с другой возникла словесная перепалка. К месту шумного спора сразу подбежали местные жители, находившиеся рядом в кафе. После этого ссора переросла в серьезный конфликт. Драговчане перевернули на крышу гаишные «Жигули» вместе с двумя инспекторами. Оба получили телесные повреждения и впоследствии вынуждены были обратиться за медицинской помощью. Милиция вызвала подмогу, и вскоре в село прибыли сотрудники Хустского горрайотдела внутренних дел, а немного позже — вызванные из Ужгорода бойцы спецподразделения «Беркут». В результате были задержаны и доставлены в райотдел милиции около сорока жителей села. Большинство из них вскоре освободили, но 17 человек за неповиновение сотрудникам милиции по решению суда привлекли к административному аресту на срок до 10 суток
«Задержав два автомобиля, гаишники потребовали ни много ни мало 600 долларов»
Так вкратце выглядят события в Драгове, которые вызвали резонанс по всей Украине и преподносились СМИ под заголовками «Месть селян», «Самосуд над милицией», «Коррупция в ГАИ » Причины произошедшего в оценках сторон, которые принимали участие в конфликте, диаметрально противоположные. Селяне утверждают, что самосуд спровоцировали сотрудники ГАИ, которые якобы регулярно, на протяжении не одного года, вымогали взятки. Экипажи ГАИ без каких-либо указаний сверху приезжали в село лишь для того, чтобы собрать дань. В Драгово немало заробитчан, которые приезжают в отпуск домой на автомобилях с чешскими номерами. По законодательству такие машины на протяжении десяти дней необходимо поставить на временный учет в ГАИ или вывезти за пределы таможенной территории Украины. Поскольку отпуск заробитчан длится неделями, а морочиться с оформлением документов особого желания нет, селяне предпочитали платить взятку и кататься на полулегальных машинах.
Однако 11 июня гаишники, как утверждают драговчане, резко подняли тариф. Задержав два автомобиля, они потребовали ни много ни мало 600 долларов. Позже сумму снизили до 500 долларов. При этом милиционеры пригрозили, мол, иначе вызовут эвакуатор и доставят машины на штрафплощадку. Этот факт и стал точкой кипения, после которой терпение селян лопнуло и они пошли на крайние меры.
Местные жители возмущены действиями милиции во время спецоперации в селе, которая длилась с ночи четверга до субботы. Водитель и пассажир «БМВ», из-за которых все и началось, исчезли, их автомобиль тоже где-то спрятан. В райотдел доставили других людей, многие из которых говорят, что вообще не были причастны к конфликту. Милиционеры хватали людей на улице, бесцеремонно врывались среди ночи с автоматами в хаты, пугая детей и забирая отцов. В селе утверждают, что некоторые особо ретивые правоохранители в поисках «преступников» даже прокалывали вилами стога с сеном.
- Я не был участником конфликта на улице, — рассказывает житель Драгово Николай Францух. — На следующий день, в пятницу, около десяти утра ехал в соседнее село, где вместе с бригадой строю забор. В багажнике машины лежали дрель, молоток, топор и другие инструменты. На улице меня остановили гаишники с «Беркутом» и проверили документы на машину. Они были в порядке. Тогда милиционеры осмотрели багажник и, увидев топор, сказали: «Это холодное оружие». Меня сразу доставили в сельское отделение милиции, заставляли подписывать какие-то бумаги, хотя наш участковый и говорил: «Этого парня на улице вчера не было».
Я отказался подписывать, тогда начали бить — по туловищу, в голову. Милиционеров было шестеро, они избивали меня, словно боксерскую грушу. Я пытался закрываться, чтобы не получить удар в лицо, тогда они оформили это как неповиновение милиции и отвезли в Хустский райотдел в изолятор.
Здесь я провел полтора суток. Затем состоялся суд — мне выписали 139 гривен штрафа за неповиновение работникам милиции. Предупредили: если буду что-то отрицать, дадут семь суток ареста, поэтому я молчал. Заплатил штраф, и тогда меня выпустили. В изоляторе видел задержанных односельчан. У одного разбита бровь (скорее всего, от удара дубинкой или прикладом), другого отправили в наркодиспансер и написали диагноз хронический алкоголик, хотя он нормальный человек и каждую неделю ездит на микроавтобусе за границу. Передачи от родных нам не давали, полегче стало лишь после того, как вмешались СМИ
«Это не милиция, а хуже рэкета. И деньги отберут, и искалечат»
- О том, что с моим сыном стряслась беда, я узнала в Чехии, — говорит жительница Драгово Анна Йовжий. — Работаю там уже многие годы. Дочь боялась прямо сказать мне по телефону, что произошло. Ведь я болею, перенесла три операции. Но я сразу почувствовала, что стряслась беда, и тут же поехала домой. По дороге из Праги несколько раз становилось плохо, меня растирали холодной водой и давали таблетки. Приезжаю — а сын уже в больнице. Посмотрите на его фотографии — вся грудь, спина, ноги в синяках. Как такое может происходить в мирное время?!
Вася никого не трогал, но его забрали из дома, избили и бросили за решетку. Сын у меня слабенький — кожа да кости. Не выдержал издевательств, в камере у него произошел эпилептический припадок. Тогда его отвезли в психбольницу, а там врачи написали — «хронический алкоголик». Хотя Вася никогда не злоупотребляет, может выпить лишь на праздники, у него нормальная работа. Теперь лечится в Ужгороде. Я, когда приехала и увидела, что с ним сделали, едва не получила разрыв сердца. Это не милиция, а хуже рэкета. И деньги отберут, и искалечат. За что его избили? Он ведь не был там, все это знают.
- Папу забрали в четверг поздно ночью, — продолжает дочь Василия Йовжия 14-летняя Яна. — В хату зашли пять человек, двое из них — с автоматами. Я уже спала, но проснулась от шума и испугалась. Они заглядывали под диван, полезли на чердак. А затем взяли папу под руки и повели из хаты. Один еще сказал: «Наденьте ему наручники так, чтобы кровь из рук брызнула». Потом участковый говорил, что папа был на улице, когда переворачивали машину, что это видно на видео. Но мы посмотрели все записи, папы нигде нет, это неправда. Они не имели права забирать и бить его
- А моего мужа задержали на улице, — рассказывает родственница моей предыдущей собеседницы Ольга Йовжий. — В четверг с самого утра он помогал своему брату — рубил дрова. Вернулся после четырех вечера, и мы вместе пошли отдохнуть на речку. А где-то в семь позвонили знакомые: «Посмотрите, что в центре делается. Перевернули милицейскую машину!» Мы пошли посмотреть, все люди сбежались. Машина уже лежала на крыше, и через несколько минут я с детьми пошла домой, а муж зашел в кафе выпить со знакомыми пива. Когда он возвращался домой, рядом остановилась «Шкода-Октавия», из нее вышли четверо милиционеров. Повалили моего Василия на землю, избили дубинками и отвезли в отделение. Было уже около 11 часов вечера. Знакомые сказали мне, что мужа забрали, и я побежала к свекрови посоветоваться, что делать. Дети — 10-летний сын и 16-летняя дочь — уже спали. Возвращаюсь домой, а в хате два бойца «Беркута» — один милиционер и один в штатском. Сорвали сетку на ограде и зашли. Дети проснулись, плачут. Я спрашиваю: «Что вы здесь делаете?» «Где Вася?» — спрашивают в ответ. — «Вы же его сами забрали». — «Нет, он где-то здесь». Смотрят, ищут. «Как вы сюда зашли? Вы не имеете права!» — возмущаюсь. Они молча вышли. Я забрала дочь и побежала в отделение.
Думала, мужа отпустят, ведь он все время был с нами. Вася уже сидел в клетке: голова разбита, колено тоже в крови. Как преступник. Там и начальник райотдела был. Я плачу, дочь тоже, просим: «Отпустите, он не виновен». Нас вытолкали, словно скотину. Утром я отнесла мужу в райотдел еду и одежду. Спрашиваю офицера: «Что мне делать? Забрали мужа, он ведь работает, содержит семью». «Обращайтесь в прокуратуру», — отвечает. Я отнесла в прокуратуру заявление, попросила зарегистрировать, а мне там говорят: «С вами еще не так надо поступать — вы на нелегальных машинах ездите »
Через несколько дней возле райотдела милиции собрался стихийный митинг жителей Драгово, которые требовали отпустить задержанных и искоренить коррупцию в милиции. С митингующими встретились представители районной власти, пообещавшие содействие в объективном рассмотрении их требований. Родственники задержанных также обратились за помощью в Генпрокуратуру и к некоторым народным депутатам.
«Ни одной жалобы о вымогательстве взяток ни теперь, ни в прошлом от жителей Драгово не поступало»
Совсем под другим углом зрения на инцидент в Драгово смотрит милиция.
- Одиннадцатого июня по распоряжению департамента ГАИ Украины и Управления ГАИ в Закарпатской области о целевой профилактической отработке улично-дорожной сети в селе Драгово прибыл наряд дорожно-патрульной службы Хустского горрайотдела милиции, — сообщила «ФАКТАМ» пресс-секретарь Управления Госавтоинспекции в Закарпатской области Анна Трофимчук. — Один из экипажей остановил для проверки «БМВ». Проверив по базе данных номерные знаки, инспектор выяснил, что они еще в 1995 году были выданы во Львове на автомобиль «Рено», но в 2004 году машина была снята с учета и номера уничтожены. Однако водитель отказался предъявить документы на машину и начал пререкаться с инспекторами. После чего к месту события подбежала группа селян, которые стали угрожать милиционерам, а затем перевернули одну из их машин.
Кстати, пострадавший в инциденте взвод дорожно-патрульной службы с начала года задержал пять автомобилей, которые незаконно находились на таможенной территории Украины. Все они были доставлены на штрафплощадку. Несколько из этих машин принадлежат жителям Драгово, в том числе одному из зачинщиков конфликта, который по решению суда привлечен к админаресту (раньше он был судим за незаконное обращение с оружием). Еще один житель села, который на телеэкране одного из центральных каналов заявил, будто неоднократно давал взятки работникам ГАИ, привлекался к уголовной ответственности за мошенничество. Это, возможно, объясняет агрессивное отношение участников конфликта к работникам правоохранительных органов.
Относительно обвинений в вымогательстве взяток следует отметить, что на каждой служебной машине ГАИ (в том числе и на той, которую перевернули в селе Драгово) большими цифрами выведен номер горячей телефонной линии, куда любой водитель в анонимном режиме может пожаловаться на неправомерные действия сотрудников ГАИ. Ни одной жалобы ни теперь, ни в прошлом от жителей Драгово не поступало.
А начальник Главного управления МВД в Закарпатской области Павел Кононенко инцидент в Драгово прокомментировал следующим образом:
- В некоторых СМИ звучат обвинения в адрес сотрудников ГАИ в вымогательстве взяток. Теоретически это можно допустить, но тогда возникает вопрос: где заявления к руководству ГАИ, МВД, в прокуратуру? Ничего подобного не было. Поэтому считаю, что это своеобразная форма защиты тех людей, которые перевернули автомобиль с сотрудниками ГАИ. Я призываю по всем фактам нарушения законодательства работниками милиции обращаться лично ко мне в приемные дни или звонить по телефону доверия. По каждому заявлению будет проводиться служебное расследование. Вместе с тем заявляю, что милиция не допустит самосуда над работниками правоохранительных органов. Мы будем действовать адекватно и при необходимости жестко — с применением всех предусмотренных законом мер
Посторонний человек, ознакомившись с двумя точками зрения на конфликт в селе Драгово, вряд ли будет симпатизировать сотрудникам ГАИ — слишком часто на слуху коррупционные обвинения в адрес этой структуры. Вместе с тем не совсем понятно и поведение селян: обвинять в вымогательстве и в то же время не написать ни одного официального заявления Когда я спросил, как случилось, что инцидент в центре села сняли на мобильники даже дети (а после того как записи попали в милицию, установить личности дебоширов не составило труда) и в то же время за годы вымогательств взяток не сделано ни одной записи хотя бы на диктофон, внятного ответа не получил. Самые первые участники конфликта — водитель и пассажир «БМВ» — вместо того чтобы писать заявления о вымогательстве, скрываются, их машина тоже не известно где.
Невольно приходишь к выводу, что такое положение — платить взятки и кататься на нелегальных машинах — выгодно самим селянам. А бунт в Драгово возник или из-за того, что гаишники уж слишком подняли тариф (версия селян), или же из-за их принципиальности (версия милиции).
Сейчас обвинения в вымогательстве проверяет отдел внутренней безопасности Главного управления МВД. Кроме того, на Закарпатье прибыла проверка из МВД, однако документально доказать факт получения взяток шансов практически нет. Относительно действий милиции во время задержания селян — картина другая. Есть конкретные заявления, которые сейчас рассматривает прокуратура. Но пока виновниками конфликта с юридической точки зрения больше выглядят сами селяне — их действия сняты на видео. Прокуратура возбудила уголовное дело по факту вмешательства в деятельность сотрудников правоохранительных органов, а также угрозы или насилия в отношении милиции. Тем, кто непосредственно принимал участие в инциденте, переворачивал машину с милиционерами, светит вполне реальный срок.
Впрочем, кое-чего селяне с помощью «стихийного бунта» добились: если случаи вымогательства действительно имели место, то в свете последних событий ГАИ вряд ли осмелится действовать так, как и прежде. С другой стороны, драговчанам тоже не стоит больше рассчитывать на поблажки со стороны ГАИ. Им придется или привести документы на свои машины в порядок, или ходить пешком
412Читайте нас в Facebook