"Прохождение машины с грузом через блокпост стоит до 150 тысяч гривен. Вот вам и цена вопроса"
Прошло уже пять месяцев, как в Украине действует пропускная система в зоне проведения антитеррористической операции. Сделано это было, чтобы дать возможность СБУ отслеживать перемещение жителей с оккупированных территорий в зону, подконтрольную украинской армии, и обратно. На практике все вылилось в многочасовые очереди на пропускных пунктах, месячные ожидания заветного пропуска и повальное взяточничество на блокпостах и в кабинетах чиновников. Ничего не изменилось и после введения анонсированной электронной системы пропусков — она так и не заработала. «Система пропусков породила большую коррупцию. На Донбассе нет человека, который не знал бы, сколько это стоит. Сейчас взятка за покупку пропуска составляет от 200 до 1000 гривен, — заявил народный депутат Егор Соболев. — Наихудшая ситуация в пунктах пропуска, которые ведут в Донецк. Там наибольшее скопление людей». По мнению нардепа, необходимость в действующей системе пропусков отпадает, если объединить базы МВД и СБУ с пограничной системой «Гард», работающей на пунктах пропуска. Однако воз и ныне там.
Показательной является история жительницы Горловки Ирины, несколько месяцев безуспешно пытавшейся оформить документы на вывоз своей семьи из зоны АТО. Все попытки женщины отправить необходимые для получения пропуска документы по электронной почте на адреса, размещенные на сайте СБУ, оказались безрезультатными — письма возвращались обратно. Не удалось ей и дозвониться по указанным телефонам.
— Чтобы оформить пропуск на подконтрольную Украине территорию, мне нужно через три блокпоста ехать в Артемовск, расположенный в 15 километрах от Горловки, где находится координационный центр, — жаловалась Ирина «ФАКТАМ». — Но даже если удастся доехать туда, имея на руках лишь украинский паспорт, обратно без пропуска вернуться уже не смогу. И остается выбор: снимать номер в отеле на неопределенное время или ночевать на улице.
Тогда женщина решила пойти другим путем, отправив документы со знакомой, уже имеющей пропуск:
— Их доставили в Артемовск, оплатили 150 гривен за оформление. Взамен получили номера телефонов, по которым можно узнать о результатах. Однако по ним невозможно дозвониться. А в то же время тем, кто платит 600—800 гривен взятки с человека, пропуск оформляют в течение пяти дней. Для моей семьи из четырех человек это очень большие деньги.
В итоге, промучившись два месяца, горловчанка все-таки заплатила взятку и спустя семь дней имела на руках долгожданные документы.
Система взяточничества процветает и на блокпостах.
На круглом столе по вопросам пропускной системы в зоне АТО, организованном СБУ, волонтер Ольга Коссе рассказала:
— Например, в секторе «Б» — пункт Георгиевка — каждый человек знает, что при удачно сложившихся обстоятельствах он может проехать без пропуска. Речь идет о денежном вознаграждении. Если говорить с правовой точки зрения, то это плохо. Однако с точки зрения людей, которые хотят выехать на подконтрольную Украине территорию, это единственный вариант на данный момент. Лично я, когда ехала в Киев, столкнулась с тем же на этом блокпосту. В автобусе водитель собрал по 10 гривен с пассажиров и отдал их на блокпосту.
— Прохождение машины через блокпост стоит от 50 гривен до 150 тысяч гривен (от обычного автомобиля до фуры с грузом). Вот вам и цена вопроса, — сообщил заместитель начальника главного управления МВД в Донецкой области Илья Кива. — Когда идет 20-тонная фура, на которой предприниматель или контрабандист зарабатывает в пять раз больше, чем вкладывает, то он может отдать часть заработка. И это колоссальные деньги.
Такие цифры Кива озвучил в интервью Радио Свобода. На днях сотрудники СБУ задержали военнослужащего, неоднократно бравшего взятки за пропуск автомобилей через линию пересечения в районе Дзержинска Донецкой области. Часть «выручки» он передавал другим должностным лицам. Теперь задержанному светит до восьми лет лишения свободы.
Многочисленные нарекания на коррупцию и бюрократию в сфере пропускной системы в зоне АТО вызвали реакцию даже у крупных чиновников. Так, заместитель руководителя Донецкой областной военно-гражданской администрации Михаил Нечепорук заявил о намерении ходатайствовать перед главой области Александром Кихтенко об изменении пропускного порядка. Чиновник предлагает использовать в качестве пропуска паспорт гражданина Украины, так как «в этом случае потребность в получении пропусков отпадет, а вместе с ней — огромные очереди и коррупционная составляющая, которой успела обрасти эта система за короткое время существования». Не остались в стороне и силовики. «СБУ не исключает вообще отмены этих пропусков», — заявил на брифинге начальник Главного следственного управления СБУ Василий Вовк, сообщивший о том, что уже проводится служебное расследование возможной причастности сотрудников СБУ к незаконной выдаче пропусков в зону АТО.
По сути, существующая система не только создала огромные проблемы для законопослушных граждан, но и не выполнила своего предназначения — не пропускать на контролируемую Украиной территорию террористов и диверсантов. Чтобы хоть как-то облегчить гражданам процесс оформления пропуска, координационная группа «сектора С» открыла сайт artemivsksectjrc.jimdo.com, на котором можно отследить, готов ли пропуск. Там же размещены основные контакты и информация, необходимая желающим пересечь линию соприкосновения. Правда, по словам горловчанки Ирины, информация на ресурсе сильно запаздывает. Кстати, официально человеку, подавшему все необходимые документы, обязаны выдать пропуск в течение 10 дней.
А пока штаб Антитеррористического центра при СБУ вместе с волонтерами и представителями общественных организаций подготовили проект обновленного порядка пересечения линии соприкосновения в Донецкой и Луганской областях. Как рассказали «ФАКТАМ» в пресс-центре СБУ, в течение месяца совместная рабочая группа изучала все проблемные вопросы, связанные с пересечением линии соприкосновения. При подготовке проекта учитывались жалобы граждан, приходившие, в частности, на горячие линии СБУ «Донбасс-SOS» и «Восток-SOS». Активисты обсудили механизмы привлечения волонтеров для приема и обработки документов на получение разрешений, обустройство контрольных пунктов въезда/выезда (КПВВ) информационными стендами, обеспечения служащих пропускных пунктов бейджами, а сами пункты — книгами жалоб и предложений. Опять вместо существенных изменений предлагается лакировка. В ближайшее время проект будет представлен на согласование заинтересованным министерствам и ведомствам.
Какие основные нововведения предусматривает данный проект? Среди прочего волонтеры предложили отменить бумажные пропуски при пересечении разграничительной линии АТО. Вместо этого все разрешения на проезд будут сразу вноситься в базу, что значительно сократит время оформления документов.
— Мы предложили силовикам ряд изменений, которые должны упростить передвижение из зоны АТО, — рассказал «ФАКТАМ» юрист благотворительного фонда «Восток-SOS» Левон Азизян. — Среди них упрощение правил пересечения контрольных пунктов въезда-выезда на автомобильном транспорте. Сейчас водитель вынужден предоставить в координационную группу копию техпаспорта и доверенность на автомобиль (если он не принадлежит указанному лицу), а потом повторять эту же процедуру уже на КПВВ. Мы же предлагаем, чтобы автомобилист предоставлял лишь личный пропуск, техпаспорт и генеральную доверенность.
По словам Азизяна, среди причин, по которым человек пытается покинуть оккупированные территории, можно указать, что ему угрожает опасность. После прибытия на контрольный пункт он будет доставлен в координационную группу либо в ближайший райотдел для проверки указанных человеком обстоятельств.
— В СБУ заявили, что особое внимание было уделено вопросам перемещения детей через линию соприкосновения. А как сейчас это происходит? — спрашиваю Левона Азизяна.
— Несовершеннолетние не имеют права самостоятельно пересекать линию разграничения, а лишь с сопровождением. При этом данные ребенка могут от руки вписать в документы сопровождающего.
— А как действовать лицам, достигшим совершеннолетия во время оккупации и не имеющим украинского паспорта?
— Они могут оформить пропуск, имея на руках свидетельство о рождении. После этого перейдут с этими документами на территорию, подконтрольную Украине. И уже тут оформят украинский паспорт.
Фото в заголовке Радио Свобода
5121Читайте нас в Facebook