Михаил Аншаков: «Мы первые в России публично нарушили табу на обсуждение темы законности оккупации Крыма»
В России разразился скандал из-за публикации на сайте Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) «Общественный контроль» памятки для российских туристов. В инструкции, в частности, отмечается, что согласно нормам международного права Крым имеет статус «оккупированной территории». Поэтому россиянам, собирающимся посетить полуостров, следует получить на это разрешение Украины.
Роспотребнадзор мгновенно заблокировал сайт ОЗПП, а российская Генпрокуратура дала задание Следственному комитету РФ проверить «крамольный» документ на наличие в его тексте уголовного преступления — «призывов к нарушению территориальной целостности России». Апофеозом «политического возбуждения» стало заявление президента Путина, который назвал ОЗПП организацией, «работающей в интересах иностранных граждан», и потребовал проверить все некоммерческие структуры России на предмет такой же «подрывной деятельности».
Автор памятки, председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков вместе с коллегами обжаловал в Конституционном суде закон о присоединении Крыма к России. Подробностями последних событий Михаил Аншаков поделился с «ФАКТАМИ» в эксклюзивном интервью.
— С начала года было несколько десятков обращений граждан в Общество защиты прав потребителей с просьбой разъяснить правовые вопросы, которые возникают у россиян во время и после поездки в Крым, — рассказывает Михаил Аншаков. — Проанализировав ситуацию с юридической точки зрения, мы выпустили для российских потребителей памятку, где разъяснили правовой статус Крыма с точки зрения норм международного права, аспекты, связанные с его посещением, приобретением недвижимости и сложной бытовой техники, статус производителей, которые свернули свою деятельность на полуострове из-за введения санкций против РФ в ответ на оккупацию и последующую аннексию Крыма. Ведь госорганы бездействуют и не объясняют гражданам, какие сложности у них могут возникнуть вследствие тех или иных контактов с Крымом. Российские власти не оказывают поддержки даже тогда, когда проблемы уже возникли.
В Украине принят закон об оккупированных территориях, поправки к Уголовному кодексу и Кодексу об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность за несанкционированное Украиной посещение Крыма. Пока же гражданам России, побывавшим в Крыму, но не проходившим украинский пограничный контроль, отказывают во въезде в Украину. Мы также получили несколько жалоб на отказ в шенгенских визах по этой причине.
— Какие формулировки в памятке теоретически могли бы трактоваться как реальные призывы к нарушению территориальной целостности Российской Федерации?
— Таких формулировок памятка не содержит. Самый большой резонанс вызвал обнародованный в документе вывод, что присоединение Крыма к России — это юридическая фикция. Данное заключение базируется на принципах международного права, которые, согласно российской Конституции, пока еще имеют приоритет над внутрироссийским законодательством.
— А упоминание об оккупации Крыма не станет «зацепкой» для возбуждения Следственным комитетом Российской Федерации уголовного дела?
— Термин «оккупированные территории» в нашей памятке — это не политическая оценка ситуации, как многие неверно решили, а точная правовая формулировка. Юристы обязаны изъясняться четкими юридическими терминами, которые звучат именно так. И нет никаких оснований считать употребление данного термина одним из признаков состава преступления.
Просто мы первые в России публично нарушили табу на обсуждение темы законности оккупации и аннексии Крыма. Поскольку украинский вопрос сейчас занимает первое место в российских СМИ, внешней и внутренней политике российских властей, нарушение табу они восприняли как вызов. Однако российское общество начинает постепенно прозревать и отходить от воздействия антиукраинской пропаганды, которая заполонила эфир большинства радио и телеканалов, страницы практически всех СМИ. Многие россияне сейчас пристально присматриваются к Украине, следят за проводимыми там реформами. В случае успеха это может послужить российскому обществу наглядным примером для подражания.
— Как вы прокомментируете выступление президента Путина на заседании Общественной палаты РФ, в ходе которого он сказал, что вы «работаете в интересах иностранных граждан»?
— Позицию Общества защиты прав потребителей в ответ на эти обвинения я озвучил в тот же день. Она заключается в следующем: господин Путин некомпетентен давать оценку деятельности общественных объединений; господин Путин плохо информирован, так как ОЗПП не имеет официального статуса иностранного агента и не получает зарубежного финансирования; подобного рода заявления самого господина Путина и ряда его коллег в связи с публикацией памятки для потребителей при посещении оккупированных территорий временами похожи на симптомы паранойи.
— Повлияло ли закрытие сайта и критика главы государства в ваш адрес на количество россиян, обращающихся к вам за помощью?
— Практически нет. Негативный эффект вполне компенсировался той рекламой, которую нам создали многие российские государственные СМИ, сами того не желая, а преследуя цель поднять больше «белого шума» вокруг этой истории, чтобы заглушить суть вопросов, затронутых в памятке. Что же касается закрытия сайта, то для выяснения причин этого, о которых нам не сообщили, придется обращаться в суд и пытаться урегулировать вопрос там.
— Говорят, что Путин отдает распоряжения намеками. В том числе приказы репрессивного характера. Вы не исключаете, что после его критики следователи будут «просто обязаны» возбудить против вас уголовное дело?
— В России ничего исключать нельзя. Как будет развиваться ситуация дальше, покажет ближайшее время. У меня прогнозов нет, так как на связь с нами никто из правоохранителей пока не выходил. Но если такое дело возбудят, то буду отстаивать свои права в рамках правового поля и привлекать внимание общественности к этому процессу. Без острой необходимости уезжать из страны не планирую.
— Согласны ли вы с тем, что судебный процесс по памятке может стать (если до этого дойдет) не «спором хозяйствующих субъектов», а политическим делом о том, кому принадлежит Крым и на каком основании, а также, как он «оказался» в составе Российской Федерации?
— Безусловно. По этой причине действующей российской власти невыгодно инициировать такой процесс. Имиджевые потери для нее могут быть весьма существенными. Позиция мирового сообщества по вопросу Крыма не менялась и не может измениться, так как основополагающие нормы и принципы международного права отрицают возможность территориальных захватов. То, что Россия совершила в отношении Украины, определяется как агрессия. Именно поэтому присоединение Крыма к Российской Федерации мы обжаловали в Конституционном суде и просим его проверить, соответствует ли закон о принятии полуострова в состав России тем частям Основного закона, в которых говорится о приоритете международного права и о незыблемости основ конституционного строя.
3291Читайте нас в Facebook