"По версии российских следователей, Савченко наблюдала за блокпостом боевиков с мачты сотовой связи, которая находилась... в их тылу"
Следственный комитет России (СКР) в лице его официального представителя Владимира Маркина отрапортовал, что расследование уголовного дела в отношении народного депутата Украины Надежды Савченко близится к завершению. «В связи с тем, что Савченко и три ее адвоката завершили ознакомление с материалами уголовного дела, в ближайшее время оно будет направлено прокурору для утверждения обвинительного заключения и последующей передачи в суд», — сказал он.
Напомним, что российские власти приписывают Надежде Савченко причастность к убийству двух журналистов федерального канала, а также якобы незаконное пересечение границы Российской Федерации вскоре после этого. По сценарию, написанному следователями, во время военных действий в районе Луганска 17 июня 2014 года Савченко, узнав координаты расположения так называемых ополченцев и журналистов, находившихся рядом, передала данные украинским военным. И именно по этим координатам был произведен артиллерийский обстрел, в результате которого погибли корреспондент Игорь Корнелюк и телеоператор Антон Волошин. Затем, как считают следователи, Надежда добровольно перешла российско-украинскую границу и была задержана на территории России без документов.
Защита украинки ходатайствовала о том, чтобы суд проходил с участием присяжных. Однако, по словам руководителя группы защитников Марка Фейгина, одна из статей, по которой обвиняется Савченко, была выведена из-под юрисдикции суда присяжных. Потому в ходатайстве адвокату отказали.
«Мы с Надеждой Савченко подписали протокол об окончании ознакомления с материалами дела. Оно идет в прокуратуру, а в конце июля — начале августа уже может состояться предварительное слушание», — написал на своей страничке в социальных сетях адвокат Надежды Савченко Илья Новиков.
По его словам, во время ознакомления с материалами дела защита обнаружила массу интересных моментов. Один из них — новая версия обвинения, утверждающего, что до того, как попасть в плен, Надежда наблюдала за блокпостом в поселке Металлист (в нескольких километрах от Луганска. — Ред.) с мачты сотовой связи. «Экспертизе был поставлен вопрос: с каких точек в такой-то окрестности можно наблюдать перекресток, где погибли Корнелюк и Волошин?» — делится своими впечатлениями от прочитанного в материалах дела Новиков. Он попытался вступить в заочную дискуссию со следователями, написавшими сценарий преступления: «Оптимально — с мачты сотовой связи с координатами Х и Y», — ответил эксперт. — «Ага, — обрадовалось следствие, — мы же точно знаем, что Савченко — наводчик. Значит, вот оттуда и наводила». — «Но позвольте, с чего вы вообще решили, что она этим занималась?» — «Мы это установили в самом начале!» — «Но тогда у вас была совсем другая версия событий и она полностью не подтвердилась, доказательства оказались липовыми». — «Это не важно!» — «А ничего, что эта вышка (сотовой связи. — Ред.) находилась в тылу сепаратистов?» — «Ничего!» — «А ничего, что в это самое время шел бой на трассе Луганск — Счастье и у украинской артиллерии были задачи поважнее расстрела мирных граждан в трех километрах?» — «Так они ж каратели!» — И далее в таком духе", — пишет защитник.
Илья Новиков также сообщил, что руководитель так называемой «ЛНР» Игорь Плотницкий дважды приезжал в Россию, чтобы лично давать показания по делу Савченко. Судя по материалам дела, он точно помнит, что у Надежды были с собой бинокль в черном чехле и рация, но найти их сейчас не представляется возможным. «Зато он выдал следствию личные вещи Савченко: ее глазные капли, второй телефон и якобы бывшие при ней карты местности», — рассказал в своем блоге Новиков. По его словам, следователи также нашли «совершенно феерического лжесвидетеля, который говорит, что подвозил Надежду от украинской границы до Воронежской области». «Но граница не та, про которую все думали, не со стороны Воронежа. А в… Ростовской области. Дальше приложена справка от ФСБ, в которой радостно сообщается, что как раз в том месте у них на границе есть неохраняемый участок, через который может пройти кто угодно… Я читал и плакал, — пишет Илья Новиков. — Еще был следственный эксперимент. На подмосковном военном полигоне следователи залезли на вышку, поставили на должном расстоянии людей в камуфляже и в гражданском, посмотрели в бинокль, ни черта не увидели. Подшили в дело несколько пасторальных фотографий пейзажа и пачку селфи на фоне вывески военной части, и поехали работать дальше».
Стоит также отметить, что Марк Фейгин, вопреки недовольству Следственного комитета, начал выкладывать в сети материалы дела Савченко. К началу суда адвокат намерен обнародовать все 40 томов, составленных прокремлевскими прокурорами. «У нас есть информация, что в суде по Савченко в качестве свидетеля обвинения выступит Плотницкий. А мне вновь угрожают уголовным делом. Теперь за разглашение протокола допроса Плотницкого… Ещё раз. Ничто меня не остановит. Ни угроза уголовного преследования, ни четыре пули на мосту», — написал в соцсети руководитель группы защитников.
Тем временем в сети появилась еще одна любопытная информация, касающаяся дела украинки. Основатель и волонтер ресурса «Inform Napalm» Роман Бурко написал на своей страничке следующее: «Ребята из Луганска передали, что только что по луганскому ТВ муж так называемого «министра здравоохранения ЛНР» Ларисы Айрапетян — Гегам Айрапетян, возглавляющий вторую бригаду «народной милиции ЛНР» — хвастался, что его люди прошлым летом взяли в плен Надежду Савченко. Примечательно, что Гегам Айрапетян в своем интервью говорит, что когда он в прошлом году пришел на должность начальника ПВО в батальон «Заря», у них не было средств противовоздушной обороны. Где же они потом их взяли? — вопрос риторический. Два прокола в одном коротком интервью, это уже слишком даже для «ополченца».
331Читайте нас в Facebook