Цена "мукачевского вопроса": фура сигарет из Украины, доехавшая до Италии, приносит 470 тысяч евро
Бойцы «Правого сектора» расстреляли и дотла сожгли три милицейских автомобиля
Напомним хронологию событий.
11 июля около полудня по улице Лермонтова в Мукачево к комплексу «Антарес» и бывшему ночному клубу «Красный дракон» подъехали четыре джипа, в которых находились около двадцати вооруженных мужчин, представившихся представителями «Правого сектора». Они подошли к воротам, потребовали у охранника вызвать находившегося на территории народного депутата Михаила Ланьо (которому, по некоторым сведениям, принадлежит спорткомплекс). После словесной перепалки охраннику выстрелили в голову (кто — неизвестно, но в МВД утверждают, что это был кто-то из бойцов «Правого сектора»). Примерно в 13.20 на дежурный номер «102» поступило сообщение, что люди в камуфляже перекрыли улицу Лермонтова. На место прибыл начальник мукачевской милиции Виталий Шиманяк. В ходе переговоров бойцы «Правого сектора» поставили ему ультиматум: сдать оружие. Когда начальник отказался, началась стрельба. По другой версии, наоборот, милиция потребовала у добровольцев сложить оружие и после отказа сразу открыла огонь на поражение, а бойцы «Правого сектора» вначале стреляли в воздух, а потом взорвали дымовую шашку и под прикрытием дыма бросились на прорыв.
Правоохранители попытались отрезать им пути к отступлению. Джипы, протаранив милицейский УАЗ, помчались на выезд из города по направлению к трассе Киев — Чоп, в сторону Свалявы. Началась погоня со стрельбой. На первой машине джип-колонны «Правого сектора» был установлен ленточный пулемет. Стрельба велась также из гранатометов. Самая интенсивная перестрелка произошла у автозаправки «Народная», возле подъема в сторону православного монастыря на Красной горе. Там бойцам удалось расстрелять и сжечь дотла три милицейских автомобиля. После этого нападающие отступили в сторону села Лавки и горы Ловачка, в лесистую местность. В перестрелке были ранены четверо гражданских (возможно, «титушек»), один из них находится в тяжелом состоянии, среди милиционеров семь раненых. В «Правом секторе» сообщили о двух убитых и четверых раненых побратимах.
Видео описанных событий смотрите здесь
Благодаря совместным усилиям Нацгвардии и Вооруженных Сил Украины бойцы «Правого сектора» были окружены в горах. Сколько их там находится, точно не известно. Известно лишь, что в ночь на воскресенье двух раненых вывели из окружения и сейчас они находятся в больнице. Вооруженное формирование в селе не осталось, а выдвинулось в труднодоступные горные районы.
До сих пор, на наш взгляд, остается неустановленным, кто первым открыл стрельбу. На следующий день после кровавого побоища народный депутат Мустафа Найем, прибывший в Мукачево для расследования и урегулирования конфликта, выложил в Интернет фрагмент оперативного видео, по сценарию напоминавшего крутой боевик со стрельбой и погонями. Однако на первых же кадрах видно лежащего под колесами джипа и не подающего признаков жизни мужчину с простреленной головой, которого спустя несколько минут добровольцы волочат ногами по земле и укладывают в багажник джипа. То есть первые минуты записи, из которых было бы ясно, кто стрелял в этого человека, отсутствуют. Более того, его вначале затаскивают в джип «Правого сектора», а уже потом перегружают в «скорую помощь». Может, это и не охранник вовсе? Во всяком случае, Михаил Ланьо утверждает, что никогда не знал этого человека.
Скрываясь от преследования, добровольцы взяли в заложники ребенка
По словам Мустафы Найема, конфликт между «Правым сектором» и нардепом Михаилом Ланьо произошел на почве передела контрабандного рынка. «Стрелку» между руководителем одного из батальонов «Правого сектора» и Михаилом Ланьо «забили» заранее, и изначально разговор между «дельцами» проходил довольно мирно, но потом, как говорится, «что-то пошло не так».
«Основной продукт нелегального экспорта — сигареты, — рассказал Мустафа Найем на своей страничке в „Фейсбуке“. — Возят самые дешевые — в Германию и Италию. Прибыльность зашкаливает. К примеру, фура сигарет, выехавшая из Украины и доехавшая до Италии, приносит 470 тысяч евро. Это чистыми, то есть за вычетом взяток на всех таможнях. В неделю через „зеленку“ выезжает от 3 до 5 фур».
По информации местных жителей, к контрабанде сигарет в области причастны все стороны конфликта. Причиной вооруженного противостояния, по информации Мустафы, стало банальное нежелание одной из сторон платить дань. Хотя представители «Правого сектора» утверждают, что намеревались положить конец контрабанде, в течение всех 24 лет независимости разъедающей Закарпатье.
«В любом случае, все это не оправдывает использование „Правым сектором“ крупнокалиберного оружия на мирной территории. Расследовать придется все. Очевидно, обо всем было бы правильно расспросить Михаила Ланьо, Виктора Балогу, местную таможню и СБУ», — пишет Мустафа Найем.
В МВД сегодня сообщили, что разговор с Ланьо уже состоялся, на очереди — Балога.
«Если Дмитрию Ярошу не удастся убедить своих ребят сдаться, — пишет Мустафа Найем, — ему придется либо (1) отречься от ребят и получить проблемы от соратников по всей стране; либо (2) взять на себя всю ответственность за дальнейшую ситуацию, в том числе за возможные жертвы среди мирного населения.
И именно поэтому я очень хочу, чтобы у Дмитрия Яроша получилось убедить своих ребят сдаться мирно".
По версии «Правого сектора», неделю назад бойцы поставили патрули на таможне и пунктах пропуска через границу, чтобы пресечь контрабанду. Якобы это не понравилось Ланьо и членам «Правого сектора» начали угрожать, по их словам, в том числе и из милиции. В итоге стороны организовали «стрелку», закончившуюся побоищем.
Сам народный депутат Михаил Ланьо, в «гостях» у которого произошла потасовка (в парламенте уже поговаривают о необходимости снятия с него депутатской неприкосновенности), свою причастность к контрабандному бизнесу категорически отрицает. Об этом он рассказал в эфире одного из телеканалов: «Приехали четыре машины, командир батальона и его помощник зашли ко мне в кабинет. Они рассказали, что им нужно устроить нескольких бойцов на лечение в санаторий. Я обещал помочь. У нас был нормальный разговор, и вдруг во дворе мы услышали выстрел. Зашел мой помощник и сказал, что во дворе застрелили какого-то хлопца. Я спросил у командира, что случилось, а он ответил: „Я же вам говорил, что люди, которые возвращаются из АТО, немного контуженные“. Мы вместе вышли во двор, они положили тело в багажник, а потом вернулись на территорию спорткомплекса».
Сегодня в Закарпатье продолжались переговоры между бойцами «Правого сектора» и силовиками. По данным Мустафы Найема, главы СБУ, МВД и лично Порошенко пытались договориться с Дмитрием Ярошем, чтобы его сторонники сдали оружие. Со стороны скрывающихся в переговорах участвует некий Роман Стойко, сын бывшего сотрудника отдела «К» СБУ. «Сам Роман — бывший милиционер, уволенный из органов по негативным мотивам в 2008—2009 годах. В 2012—2013 годах он был взят с поличным при попытке контрабанды сигарет в Словакию на дельтаплане», — рассказал Найем.
Глава Закарпатской обладминистрации Василий Губаль в эфире телеканала «112 Украина» заявил, что перераспределять контрабандные потоки в Закарпатье необходимо… законным способом. Такое заявление губернатор сделал в ответ на вопрос журналистки о том, стал ли причиной конфликта между «Правым сектором» и депутатом Ланьо передел контрабандных потоков. «Передел контрабандных потоков, конечно, всегда был на Закарпатье, — заметил губернатор. — Но не таким образом. Если это передел контрабандных потоков, то это не так выясняется. Это выясняется законным путем».
Можно еще долго перебирать версии произошедшего жуткого побоища, говорить о возможных «благородных» мотивах борцов с коррупцией и контрабандой. Однако факт остается фактом: пока по территории Украины будут гулять вооруженные бандиты, способные устроить стрельбу из гранатометов в тихом городке всего в сорока километрах от границы, безвизового режима, о котором мы так просим Европу, нам не видать. То, что происходит в Закарпатье, уже назвали вторым фронтом, по злой иронии открытым против государства добровольцами. Ясно одно — если сейчас не остановить разгул откровенного бандитизма, прикрываемого сказками о патриотизме и борьбе с коррупцией, в следующий раз стрелять из гранатомета будут в центре Киева.
Сегодня днем двух бойцов «Правого сектора», причастных к перестрелке в Мукачево, обнаружили в селе Бобовище, в 15 километрах от города. Бойцов «Правого сектора» заметили в сельском магазине, куда они зашли с намерением купить еды. Заметив слежку, они тут же в магазине взяли в заложники шестилетнего ребенка и, добежав с ним до леса, отпустили. Сейчас мальчик в безопасности. По другой версии, никто мальчика в заложники не брал. Он сам вызвался показать бойцам дорогу.
В Мукачево подстрелили боевика с Донбасса?
Большой резонанс вызвала новость о сепаратистском следе в мукачевских событиях. Поводом для этого стала информация, опубликованная на странице командира диверсионно-разведывательной группы террористов «Рязань» Эдуарда Гилазова «ВКонтакте». Сейчас Гилазов воюет на востоке Украины. «11.07.2015 года в ходе боестолкновения с ДРГ противника в Мукачево погиб боец народного ополчения Донбасса и получил ранение боец с позывным „Заяц“, — пишет террорист. — Операция по ликвидации производилась карательными отрядами „Правого сектора“ при участии киевской хунты. Весь цирк и шумиха поднята для отвода глаз о бесчинствах в Закарпатской Народной Республике, которая является частью Новороссии. Земля пухом павшему воину». Возможно, речь идет о 30-летнем местном жителе, который сейчас находится в коме. Хотя нельзя исключать и намеренную дезинформацию.
Косвенно подтвердил эту информацию в прямом эфире телеканала «24» спикер 13-го запасного батальона добровольческого украинского корпуса (ДУК) «Правого сектора» Алексей Бык. По его словам, «ПС» располагает информацией о попытках создать так называемую «Закарпатскую Народную Республику», а также о причастности к сепаратистскому движению народного депутата Ланьо. «Если бы парни, прошедшие войну, первыми открыли огонь, жертв среди милиции было бы больше. У милиционеров есть раненые, а у нас убитые. Это указывает, что первыми огонь открыли милиционеры или их пособники из криминального клана», — комментирует Бык бойню в Мукачево. По его словам, окруженные бойцы «Правого сектора» не стали складывать оружие, так как руководство МВД дало прямой приказ живыми их не брать. Поэтому они самостоятельно вышли из окружения. Откуда у бойцов «Правого сектора» оказалось столько вооружения, если в августе прошлого года их лидер Дмитрий Ярош официально запретил вывозить оружие и взрывчатые вещества из зоны АТО, объяснил пресс-секретарь добровольческого корпуса Артем Скоропадский. Он заявил, что все оружие добыто в бою.
В «Правом секторе» «ФАКТАМ» рассказали подробности прорыва из милицейского кольца. Группа бойцов оказалась заблокированной в лесополосе вместе с ранеными. Двое из них были в тяжелом состоянии. Осознав, что всем вырваться не удастся, был разыгран тактический маневр. Под покровом ночи основная часть группы вышла из окружения и скрылась. Где она находится сейчас, неизвестно. В это время тяжелораненые бойцы около суток держали оборону, дав возможность уйти остальным. Только после этого они разрешили предоставить себе медицинскую помощь. Именно о них и заявил народный депутат Антон Геращенко как о добровольно сдавшихся милиции.
События в Мукачево обернулись акциями протеста сторонников «Правого сектора», прокатившимися по городам Украины. Так, в Киеве они устроили бессрочный пикет администрации президента, установили блокпосты на Житомирской трассе, чтобы не допустить выдвижения силовиков в направлении Закарпатья. В сети появилось видео с колоннами украинской военной техники, следующей в направлении Мукачево. Эти данные подтвердили и наблюдатели ОБСЕ.
Позже командир пятого отдельного батальона добровольцев «Правого сектора» «Черный» заявил о том, что бойцы оставили свои позиции в зоне АТО. По словам Алексея Быка, часть воинов вернулась на свою базу на границе Днепропетровской и Донецкой областей, однако приказа отходить с фронта не было. У «Правого сектора» в Украине достаточно запасных батальонов, способных заблокировать Киев, и нет необходимости забирать их с фронта, заявил Алексей Бык. Его слова подтвердил и Артем Скоропадский: «В зоне боевых действий у нас находится два батальона, а по всей Украине — 18 или 19 запасных батальонов. Они тренируются, проходят подготовку, готовятся к отправке на фронт… Но если надо будет, запасные батальоны мы можем отправить куда угодно. Мы можем отправить все запасные батальоны под администрацию президента и под Министерство внутренних дел. Приказа сдавать оружие или сдаваться от лидера „Правого сектора“ Дмитрия Яроша не поступало. Наши бойцы в горах-лесах, они там перемещаются. Пока такого приказа нет, они сдаваться не собираются».
Спикер ДУК «Правый сектор» Андрей Шараскин сообщил на своей странице в «Фейсбуке»: «Подразделения „Правого сектора“ на фронте находятся в местах своей дислокации. Никакого движения в тыл нет. Все командиры сохраняют спокойствие и порядок. В настоящий момент продолжаются переговоры Дмитрия Яроша с руководством СБУ и Антитеррористического центра. Ситуация стабильная. Это все, что можно сказать на этот час». Алла Мегель, руководитель информационного отдела добровольческого корпуса «Правый сектор», добавила: «Только что я обошла всю нашу базу в Покровском, общалась с товарищами. Ответственно заявляю, что все фронтовые подразделения „Правого сектора“ находятся в местах постоянной дислокации, бойцы несут службу, следят за обстановкой. Никаких перекрытий трасс не планируется. Все люди рвутся в Закарпатье, но без приказа не поедет никто. Мы рассчитываем на адекватные действия государства».
К вечеру воскресенья силовики заблокировали базы «Правого сектора» на Западной Украине. «В настоящее время семь БТРов и большое количество правоохранителей окружили тренировочную базу в Сколевском районе Львовской области, — заявил секретарь организации во Львовской области Тарас Кузяк. — Вход-выход с базы, где постоянно проходят обучение от 20 до 100 активистов „Правого сектора“, заблокирован. Такая же информация поступает из других учебно-тренировочных баз, которые находятся на территории западных областей. К каким-либо активным действиям силовики не прибегают. Мы надеемся на здравый смысл, однако в случае штурма базы в Сколевском районе готовы прибегнуть к сопротивлению, и уже активисты „Правого сектора“ выставили блокпосты в районе окруженной базы возле Сколе». Сегодня начались обыски в домах закарпатских бойцов добровольческого корпуса.
Бойцы других добровольческих подразделений по-разному реагируют на ситуацию в Мукачево. Солидарность с бойцами «Правого сектора» выразили бывший комбат «Айдара» народный депутат Сергей Мельничук, сам сейчас находящийся под следствием, комбат «Донбасса» Семен Семенченко, комбат «ОУН» Николай Коханивский. В то же время наиболее крупное добровольческое формирование «Азов» сохраняет нейтралитет, предложив сторонам конфликта посредничество.
6975Читайте нас в Facebook