«Спасти Надежду Савченко удастся лишь под международным политическим давлением»
Как только появилась информация о том, что дело народного депутата Украины Надежды Савченко, огульно обвиняемой Кремлем в гибели двух российских журналистов, будет слушаться в Донецком городском суде Ростовской области, украинка обратилась к международной общественности с просьбой посодействовать переносу заседаний суда в Москву. Обращение политзаключенная адресовала Генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну, попросив его сделать все возможное для того, чтобы Россия обеспечила нормальные условия судебного разбирательства. Донецк Ростовской области Савченко считает главным перевалочным пунктом российского оружия и боевиков на территорию, контролируемую так называемыми «ДНР» и «ЛНР», поэтому беспокоится за жизнь матери и сестры, которые намерены присутствовать на судебных заседаниях. Более того, по словам украинки, постоянные угрозы получают ее адвокаты, которым, кстати, для посещения приграничного города потребуется специальное разрешение ФСБ. Впрочем, как и иностранным наблюдателям, которые решили принять участие в слушании дела.
«Алиби Савченко подкрепляется видеозаписью, причем не украинской, а со стороны сепаратистов»
С ходатайством по изменению подсудности и передачи уголовного дела в Москву обратилась к председателю Донецкого городского суда Ростовской области Али Хайбулаеву и украинский омбудсмен Валерия Лутковская, а защита украинки подала жалобу на российскую Генпрокуратуру, которая назначила рассмотрение дела в Донецке.
Тем не менее глас вопиющего в пустыне услышан не был — предварительные слушания по делу Савченко назначены на 30 июля. Причем для прессы они будут закрытыми. 16 июля Надежду вывезли из московского СИЗО «Матросская Тишина», посадили на поезд, следующий в сторону Ростовской области, и она… исчезла из поля зрения общественности на целую неделю.
«Уже неделю Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) хранит гробовое молчание относительно судьбы и местонахождения народного депутата Украины, члена ПАСЕ Надежды Савченко. В Ростовской области шесть изоляторов, из которых пять подчиняются областному управлению ФСИН, а еще один — изолятор центрального подчинения СИЗО-4 ФСИН России. Скорей всего, Надежду в этом изоляторе и держат, скрывая ее местонахождение от общественности (в СИЗО-4 находятся фигуранты других резонансных дел, например крымский режиссер Сенцов и экс-мэр Махачкалы Амиров). Наши попытки получить информацию о местонахождении Надежды Савченко в самом изоляторе пока успехом не увенчались», — писал на своей страничке в социальных сетях адвокат Николай Полозов.
После шумихи, поднятой защитой и общественностью местонахождение Савченко потребовала раскрыть уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова. А на днях стало известно, что политзаключенную доставили в СИЗО-3 в Новочеркасске Ростовской области, что почти в 150 километрах от российского Донецка. «Если ее будут возить оттуда на суд в Донецк — это каждый день минимум по два часа в одну сторону», — написал в социальных сетях адвокат Илья Новиков. Последнее время защитник провел в Киеве, где продолжал собирать информацию, доказывающую невиновность Надежды Савченко. В частности, Новиков общался со специалистами по сотовой связи, чтобы уточнить данные по телефонному биллингу подзащитной: «Следственный комитет заявил, что этот биллинг, с учетом рельефа, не имеет значения, поскольку телефон мог подключаться не к ближайшей соте. Спецы все это почитали, хмыкнули и сели писать подробный разбор, что не так у Следкома. А тем временем другой эксперт у меня на глазах совершил чудо: залез в видеофайлы, предоставленные свидетелем обвинения, и прямо пальцем на мониторе показал, как их неумело редактировали, чтобы поменять время. Алиби Савченко подкрепляется видеозаписью, причем не украинской, а со стороны сепаратистов».
Напомним, что российские власти сфабриковали дело против Надежды Савченко, обвинив ее в убийстве двух российских журналистов. Однако, по мнению группы защиты, и данные ее телефона, и видеозаписи годичной давности свидетельствуют о том, что на момент гибели россиян Савченко уже находилась в плену у луганских боевиков.
«Смотрю, в канун суда над Савченко Кремль запустил старую, хорошо знакомую пропагандистскую машинку: не суд у нас плохой, а адвокаты плохие. Предостерегаю всех, а в особенности украинцев, от иллюзий, внушающих надежду на то, что „суд во всем разберется“, и что Савченко оправдают. В России нет независимого суда, судебная система РФ — производная авторитарной власти, органичный придаток репрессивного механизма государства. Ее осудят, дадут большой срок. И обвинительный приговор по этому политическому делу не является результатом состязательного процесса. Нынешняя судебная система модифицировалась от классического сталинского механизма в сторону больше напоминающую раннюю нацистскую Германию. Спасти Надежду Савченко удастся лишь под международным политическим давлением, никакого другого способа здесь нет», — написал в социальных сетях руководитель группы защиты Марк Фейгин.
«Он считал, что Россия плохая. Путин ему не нравился очень сильно…»
То, что происходит в российском правосудии, хорошо иллюстрирует также процесс против крымского режиссера Олега Сенцова и его земляка Александра Кольченко, начавшийся 21 июля в Ростове-на-Дону. Дело слушается в Северо-Кавказском окружном военном суде, Сенцова обвиняют в подготовке и совершении терактов, а также незаконном обороте оружия и взрывчатых веществ, а Кольченко вменяют участие в террористической организации и совершение теракта. Свою вину обвиняемые отрицают. В понедельник, 27 июля, состоялось второе заседание, на котором суд заслушал показания свидетелей теракта, «совершенного» в мае 2014-го Сенцовым со товарищи, а именно — попытки поджога штаба Партии регионов, который после аннексии полуострова стал офисом «Единой России» в Симферополе.
Как сообщило Радио «Свобода», на первое заседание Олег Сенцов пришел в футболке с трезубцем и вел себя очень уверенно. А когда обсуждалась процедура изучения доказательств, заявил: «Я этот суд вообще не считаю за суд, можете рассматривать что хотите». Его адвокат Дмитрий Динзе, объясняя поведение подзащитного, заметил: «Делайте скидку на то, что он уже довольно долгое время находится в заключении, подвергся пыткам и считает дело политически мотивированным. Как еще он должен относиться к тому, что здесь происходит?» Стоит отметить, что, как и защитники Савченко, адвокат Сенцова не питает иллюзий по поводу справедливого судопроизводства. Динзе сказал журналистам, что будет считать своим успехом снижение срока тюремного заключения для украинского режиссера, которого Кремль назначил грозным террористом и активистом страшного «Правого сектора».
Кстати, в ходе слушания дела Сенцова выяснилось, что никто из свидетелей, вызванных в суд стороной обвинения, бойцов «Правого сектора» в Крыму не видел, но все знают о них из российских СМИ. В частности, бывший «регионал» а ныне «единоросс» Бочкарев доказывал Динзе: «Мы встречали поезд, где ехали эти молодчики. Они, как зайцы, попрыгали, когда узнали, что мы их ждем. Вы этого не видели, а я это делал. Своими ручками задерживал негодяев». — «А как вы определяли, что это члены «Правого сектора»?" — «Если они приезжают из Западной Украины, то кто же еще? Мы их задерживали, находили листовочки не совсем понятного содержания. Задерживали ребятишек и наших, которые рисовали надписи: «Крим — це Україна», «Шухевич i Бандера — нашi герої». Понятно, что это было. Но конкретно я рассказать не могу… По поводу организованных групп «Правого сектора» фактов у меня нет», — в итоге вынужден был признать Бочкарев.
Еще один свидетель по делу украинского режиссера так описал «преступление» Сенцова: «Я считал, что с Россией нужно жить дружно, а он считал, что Россия плохая. Путин ему не нравился очень сильно…»
Фото с сайта ukrinform.ua
404Читайте нас в Facebook