Глава ассоциации страхователей украины леонид хорин: «в прошлом году страховщики искали зацепки для невыплаты возмещения автолюбителям, теперь же отказывают без всяких объяснений»
Количество жалоб на страховые компании со стороны автолюбителей растет в этом году как грибы после дождя. Гром грянул на прошлой неделе — Госфинуслуг лишил лицензий две страховые компании — «Страховые традиции» и «Галактика». По словам экспертов, на очереди еще около трех десятков страховщиков, накопивших немалую задолженность перед клиентами. По аналогии с банками государство собирается вводить в такие фирмы своих временных администраторов. Критическая черта для страховой компании, по словам специалистов, наступает, когда объем ее просроченных обязательств перед клиентами превышает десять процентов (проще говоря, когда она без видимых причин перестанет платить каждому десятому клиенту, обратившемуся за возмещением). Насколько сложно сейчас водителям выбить у страховщиков свои деньги, мы попросили рассказать генерального директора Ассоциации страхователей Украины Леонида Хорина.
«Читая страховой договор, обращайте внимание на пункты, которые могут быть использованы против вас»
- Леонид Евгеньевич, страховщики ведь и раньше частенько пытались отвертеться от выплат или по крайней мере затянуть с ними
- Разумеется, для этого в документах было немало зацепок. К примеру, в договоре для кредитных автомобилей страховщики могли записать, что сумма выплаты не может превышать задолженности по кредиту. Получается, если вы погасили кредит, то страховая компания вам ничего и не заплатит! Однако с конца прошлого года мы начали наблюдать новую тенденцию — страховщики теперь не платят без каких-либо объяснений! Что называется, тупо. Иногда они ссылаются на мировой финансовый кризис и предлагают выплату в рассрочку в течение нескольких лет. А одна компания, например, не платит возмещение обратившемуся к нам автовладельцу, аргументируя это тем, что его якобы признали виновником ДТП, хотя такая возможность предусмотрена договором и отказывать страховщики не имеют права. Но сотрудники компании нагло заявляют: «Не хватало нам еще деньги платить этому нехорошему человеку». Что же касается уловок, то их арсенал просто безграничен.
- Например?
- Недавний случай — после аварии автомобиль не подлежит восстановлению. Страховая компания, согласно договору, обязана продать его с аукциона. Таким образом, она платит только часть возмещения, оставшуюся сумму — покупатель «металлолома». Компания проводит аукцион, победитель предлагает явно завышенную сумму, а затем неожиданно отказывается от покупки. Но это страховщиков уже не интересует. Они делают удивленные глаза: «Мы же направили к вам покупателя». Вот так хозяину разбитой машины страховая компания недоплатила ни много ни мало сто тысяч гривен
- Кошмар!
- Вот еще случай: страховая отказывает клиенту в ремонте на выбранной им техстанции, требуя перевезти машину на ее СТО. После переезда количество деталей, которые нужно заменить, почему-то в три раза возрастает, но сотрудников компании это не смущает. Они якобы оплачивают СТО какую-то сумму (если автомобилю несколько лет, то за детали страховщики платят 50-70 процентов от цены новых запчастей). Но техстанция требует с владельца автомобиля порядка тысячи долларов доплаты и под этим предлогом не отдает машину.
- Нужно подавать в суд?
- Судов, скажу я вам, страховые компании уже не боятся. Такое чувство, что районные суды они вообще игнорируют. Включают рычаги влияния лишь на уровне апелляционного суда. Короче говоря, обжалование затягивается на несколько лет. Поэтому многие страховщики предпочитают поступать так: если, согласно выводам экспертизы, клиенту нужно заплатить десять тысяч гривен, страховая компания без каких-либо объяснений платит только пять. Расчет на то, что бороться за остаток суммы человек просто не станет. Сунется в суд, а там лишь за информационно-техническое обслуживание нужно сейчас заплатить 250 гривен.
- А ведь можно и не выиграть суд
- Можно, особенно если вы еще на этапе подписания договора страхования попали в расставленные страховщиками ловушки. Поэтому я всегда предупреждаю: читая договор, обращайте внимание на пункты, которые могут быть использованы против вас. Клиента должны насторожить слишком жесткие требования к месту хранения автомобиля, например то, что он в ночное время должен стоять только на охраняемой стоянке. А «охраняемая стоянка» — это ведь не просто сторож, который присматривает за машинами. У вас обязательно должен быть договор с охранной фирмой и т. д. Вызывают вопросы и такие неопределенные условия, как «немедленно поставить в известность страховую компанию». Что значит «немедленно»? Также обратите внимание на пункт, где говорится, что страховщик «при сомнениях по поводу обстоятельств страхового случая может отсрочить выплату возмещения». Это означает, что компания вправе без всяких пояснений не выплачивать вам деньги, при этом вроде бы не нарушая договор. Обратите внимание — почти в каждом документе есть пункт: «Клиент с правилами страхования ознакомлен». А эти правила занимают не две строчки, это толстый талмуд, где, скажем, может говориться, что, если ДТП произошло по вине клиента, ему выплачивается только половина возмещения. А вы, прочитав договор, об этом даже не догадывались! Поэтому нужно помнить: закон о защите прав потребителей четко говорит о том, что все документы, сопровождающие договор, должны быть выданы клиенту при подписании этого договора. Якобы ознакомить с условиями страхования, но не выдать их — это нарушение закона. Но что страховщикам закон?
«Уведомить страховщика о ДТП — значит подать письменное заявление»
- Страховые компании часто цепляются и за то, что человек вовремя не сообщил о ДТП.
- Правильно, потому что наши наивные люди уверены: достаточно позвонить в страховую компанию и сообщить о наступлении страхового случая. Ничего подобного! Даже если вам говорят, мол, ваш звонок записывается, это все равно не доказательство того, что вы вовремя уведомили страховщика. Уведомлением считается ваше письменное заявление, поданное в страховую компанию.
Что касается подачи документов, то не следует поступать так, как это делают многие — приносят бумаги в офис компании и отдают «какой-то девочке». Всегда требуйте подтверждения, что документы компанией получены, и оставляйте себе копии. Помните: вы со страховщиком не партнеры, вы по разные стороны баррикады.
299Читайте нас в Facebook